Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Старение населения является важной проблемой, которая охватывает все страны мира. На текущее время старость, можно сказать, является самым долгим периодом жизни человека. Возрастная структура многих стран мира, включая и Россию, характеризуется малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста, зато высока численность людей пенсионного и предпенсионного возраста. В России год за годом растет число пожилых людей. Получается, все страны мира превращаются в «государство старости», естественно, за исключением слаборазвитых стран, ведь там очень сложно дожить до такого возраста.
Процесс старения населения определяется быстрыми и постоянно ускоряющимися темпами. С каждым годом относительная доля пожилых людей неуклонно увеличивается. При этом желание и возможность продолжать работать после наступления пенсионного возраста у многих людей не исчезает. Однако сегодня пожилые люди, которые хотят продолжить трудовую деятельность, сталкиваются с огромным количеством препятствий. Это ‒ и открытая, и скрытая дискриминация, несоответствие потребностей пожилых людей и рабочей среды. Возраст стал выступать очень важным критерием при приеме на работу и увольнении. Участие пожилых людей в трудовой деятельности представляет собой сложную систему отношений в обществе. В настоящее время тема повышения пенсионного возраста, а также востребованность людей старшего возраста на рынке труда представляется особенно актуальной. При постоянно увеличивающемся количестве пожилых людей необходимо вести продуманную социальную политику в области использования человеческих ресурсов на рынке труда.
Обозначенные проблемы, противоречия формирования «серебряного» рынка труда характерны и для Свердловской области. Население области также стремительно стареет, но продолжает сохранять свои позиции на рынке труда. При этом потенциальные работодатели не стремятся предоставлять рабочие места для данной категории.
Объектом курсовой работы является «серебряный» рынок труда.
Предмет – проблемы развития «серебряного» рынка труда в Свердловской области.
Целью исследования является анализ государственного регулирования "серебряного" рынка труда.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, структура, особенности функционирования в Российской Федерации «серебряного» рынка труда;
- исследовать механизмы государственного регулирования «серебряного» рынка труда;
- рассмотреть особенности и проблемы развития «серебряного» рынка труда в Свердловской области
- рассмотреть меры государственной поддержки «серебряного» рынка труда в Свердловской области.
Информационную базу курсовой работы составляют научные статьи и монографии, интернет-ресурсы, нормативные правовые акты, статистические данные и др.).
При написании курсовой работы использовались методы анализа литературы, вторичного анализа данных.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ «СЕРЕБРЯНОГО» РЫНКА ТРУДА
1.1 «Серебряный» рынок труда: понятие, структура, особенности функционирования в Российской Федерации
В России быстрыми темпами увеличивается численность лиц старшего возраста (рис.1). В настоящее время все большее число пенсионеров хотят продолжать трудовую деятельность. Продолжение работы после выхода на пенсию для многих жизненно необходимо .
Рисунок 1 - Общая численность пенсионеров в Российской Федерации в 2015- 2017гг., тыс. чел.
Из данных, представленных в гистограмме, мы видим неуклонно увеличивающуюся долю численности пенсионеров Российской Федерации. Так, на 2015 г. их численность составляла 41456 тыс. чел., на 2016 г. – 42729 тыс. чел. и на 2017 г. – 43177 тыс. чел.
Данная проблема характерна не только для Российской Федерации, но и для большинства экономически развитых стран. Явление увеличения доли населения пенсионного возраста называется «старение нации» или «постарение населения». Главным отличием старения российской нации является гендерный дисбаланс. Это значит, что возраст выхода на пенсию женщин и мужчин разный, в то время как в странах Европы, как правило, и женщины и мужчины выходят на пенсию одновременно.
Далее подробнее рассмотрим и сравним, сколько женщин и мужчин входило в число пенсионеров в 2015, 2016 и 2017 гг. (рис.2).
Рисунок 2 - Распределение численности пенсионеров по полу в Российской Федерации в 2015- 2017 гг., тыс. чел.
Как мы видим на гистограмме, число женщин пенсионного возраста почти в два раза превышает число мужчин. На рисунке гендерный дисбаланс виден более четко. Численность женщин пенсионного возраста превышает численность мужчин, потому что возраст выхода на пенсию женщин на 5 лет ниже, чем у мужчин.
Такое разделение оказывает влияние не только на половозрастную структуру страны, но и на пенсионную систему. По данным 2015 г., средняя продолжительность жизни в РФ для женщин составляет 76,71 лет, а для мужчин – 65,92. То есть большинство мужчин на протяжении своей трудовой жизни осуществляют свои пенсионные выплаты для накопления пенсии, которой не успеют воспользоваться из-за своей кончины.
Важнейшую часть пожилого населения страны составляет экономически активное население в старших возрастах (табл.1).
Таблица 1 - Экономически активное население (ЭАН) в Российской Федерации в возрасте старше трудоспособного, тыс. чел.
Год Экономически активное население Занятые Безработные
2015 6563 6360 203
2016 6697 6501 196
2017 7106 6892 214
Экономически активное население в возрасте старше трудоспособного, без сомнений, растет. С 2015 по 2017 гг. оно увеличилось с 6563 тыс. чел. до 7106 тыс. чел. Это обусловлено тем, что даже по достижению пенсионного возраста люди хотят продолжать заниматься трудовой деятельностью.
Причинами роста количества работающих пенсионеров являются:
1. Потребность в дополнительном доходе при небольшой пенсии.
2. Потребность в общении.
3. Нежелание работодателя «отпускать» сотрудника, готового трудиться за низкую заработную плату, например, в сфере ЖКХ – дворниками, уборщиками и т.д.
Главной причиной увеличения численности пенсионеров в составе рабочей силы все-таки является нехватка материальных средств для обеспечения предпенсионного уровня жизни . Желание работать – это право гражданина, которое неприкосновенно. Поэтому предложения об отмене или понижении пенсий, можно считать не только неправильными, но и неэффективными, т.к. в сложившейся экономической ситуации в неофициальном рынке труда занята значительная доля граждан, и отмена пенсий работающим пенсионерам приведет к его расширению.
Сегодня для человека старшей возрастной группы, который находится на учете в службе занятости, трудоустройство является весьма проблематичным. Несмотря на данное обстоятельство, пожилые люди не теряют надежду на трудоустройство. Не стоит отрицать того факта, что среди людей пожилого возраста есть те, кто встал на учете для того, чтобы получать пособия в течение года. Но нельзя поспорить и с тем, что подобными целями руководствуются люди во всех возрастных группах. Трудоустройство пенсионеров может повысить существующий уровень их жизни.
В настоящее время разрабатываемые государственные меры по повышению уровня жизни пожилых людей основываются на новом подходе, заключающемся в ориентации не столько на обеспечение различных механизмов социальной защиты, сколько на стимулировании развития и использования потенциала лиц старших возрастов. Так, в рамках «новой пенсионной формулы» заложено поощрение более поздних сроков выхода на пенсию, утвержденная в 2016 г. «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» следует политике активного долголетия, а с 2019 г. повышен возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет и для женщин – до 63 лет.
Считается, что реализация стратегии активного старения является эффективным инструментом для решения текущих и будущих проблем в области благосостояния, связанных со старением населения. Как показывают исследования, в нашей стране определенная доля старших возрастных когорт сохраняет ресурсный потенциал, в т.ч. здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах. Тем более, что трудовая активность пенсионеров – явление в России не новое.
Однако многие эксперты высказывают опасения, что возрастные работники могут столкнуться с проблемами на рынке труда и при поиске новой работы, и при сохранении текущего рабочего места . Анализ возрастной дискриминации показал, что шансы на трудоустройство в возрасте 29 лет в 1,8-2,5 раза выше, чем в возрасте 48 лет . Поэтому изменение границ трудоспособности в России ставит перед рынком труда новые задачи, связанные с качеством этой рабочей силы и потребности рынка труда в ней.
В ходе решения этих задач нужно будет ответить на два вопроса. Во-первых, насколько рынок труда заинтересован в лицах пожилого (в т.ч. пенсионного) возраста, а, во-вторых, имеет ли он возможности увеличить численности работников за счет них. Как правило, анализ занятости лиц старшего поколения проводят по данным социологических исследований, в ходе которых выявляются такие аспекты, как масштаб трудовой активности и ее факторы. По итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом , доля работающих пенсионеров в 2016 г. составила 23,1% от общей численности опрошенных пенсионеров. По данным опроса Центра изучения пенсионной реформы эта доля была выше (35%). Ожидается, что в перспективах данная возрастная категория работников будет расширяться.
Согласно полученным данным опроса ВЦИОМ (ноябрь 2015 г.), более трети (37%) опрошенных, не находящихся на пенсии в момент обследования, собираются работать после выхода на пенсию . Опрос исследовательского холдинга Ромир (май 2016 г.) показал, что почти две трети респондентов (62%) не планируют прерывать свою трудовую деятельность.
Вовлечение пенсионеров в трудовую деятельность, как выявили многочисленные обследования населения, носит скорее вынужденный характер. Согласно опросу ВЦИОМ, занятость пенсионеров россияне объясняют прежде всего недостаточным объемом пенсионных выплат, причем за 25 лет солидарных с этим мнением стало в 1,5 раза больше (с 49% в 1990 г. до 75% в 2015 г.) . Более ранние исследования указывают аналогичную причину трудовой активности пенсионеров. Данные Первой пилотной волны регулярного общенационального репрезентативного обследования населения по изучению демографического, социального и экономического поведения «Человек, семья, общество», проведенного в 2013 г. Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, также выявили среди основного фактора нежелание терять заработок (46%) . И данные опроса жителей Новосибирской области «Человеческий потенциал Сибири: ресурсы и риски развития», проведенного летом 2010 г. , свидетельствуют о том, что приоритетным мотивом продолжить работать после выхода на пенсию является низкий уровень пенсионного обеспечения, его указала половина
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 25 января 2019 г. № 35 “Об утверждении Правил предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий из федерального бюджета некоммерческой организации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года № 164-р от 05.02.2016 г
3. Барсуков В.Н. Трудовая активность населения пенсионного возраста как фактор социально-экономического развития территории / В.Н. Барсуков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №1(43). - С. 195-213
4. Бахматова Е. Е. Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения / Е.Е. Бахматова // Молодой ученый. - 2019. - №44. - С. 25-27
5. Беляев Ю.А. Трудовая деятельность за пенсионным порогом: в ожидании перемен / Ю.А. Беляев // Финансовый бизнес. – 2016. - №2. С. 55-59.
6. Бурлак Н.П. Управление занятостью лиц пенсионного возраста / Н.П. Бурлак // Российское предпринимательство. – 2018. - №3. - С. 104-108.
7. Влияние трудового и пенсионного поведения населения на обеспечение долгосрочной устойчивости пенсионной системы в российской федерации и снижение рисков депривационной бедности среди граждан пожилого возраста / А.Я. Бурдяк, Е.Е. Гришина, Ю.А. Дормидонтова, Ю.М. Казакова, В.Ю. Ляшок, Е.А. Цацура; препринт. М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2018. - 80 с
8. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 55-61
9. Иванова М.А. Спрос на пожилых работников и дискриминация по возрасту: международный опыт и российские реалии / М.А. Иванова // Вопросы экономики. - 2019. - №6. - С. 99-121
10. Индекс привлекательности рынка труда пенсионеров в различных регионах и ранжировало их по условиям труда для пожилых работников // РИА «Новости»
11. Конкурентоспособность на рынке труда // http://pensionerrossii.ru
12. Кулькова И.А. Занятость и проблемы трудоустройства лиц старшего возраста / И.А. Кулькова // Human progress. – 2017. - Том 3. - № 1. – С. 85
13. Опрос рекрутинговых компаний // https://www.gazeta.ru
14. Особенности трудовой занятости российских пенсионеров // Центр изучения пенсионной реформы. URL: http://rospens.ru/research/analytics/osobennosti-trudovoy-zanyatostirossiyskikh-pensionerov.htm (дата обращения: 25.11.2019)
15. Продолжительность трудового стажа после назначения пенсии по возрасту назначения и виду назначенной пенсии в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/generation/tab-st-tr_st.htm (дата обращения: 25.11.2019)
16. Рогозин Д.М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте / Д.М. Рогозин // Социологический журнал. - 2018. - № 4. - С. 62-93
17. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т.В. Смирнова // Социологические исследования. – 2018. - № 8. С.: 49 – 55.
18. Шарин В.И. Необходимость новых подходов в работе кадровых служб в связи с увеличением пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих / В.И. Шарин, Т.В. Ефремова // e-FORUM. – 2018. - № 1 (2) [Электронный ресурс] URL: http://eforum-journal.ru/images/pdf/2/7.pdf
19. Черкашина Т.Ю. Работа на пенсии: необходимость или возможность? / Т.Ю. Черкашина // ЭКО. 2015. №4. С. 101-114
20. Эфендиев И. Социальная политика / И. Эфендиев // Человек и труд. – 2015. - №1. С.: 21-23
21. Asian Journal of Management. – 2017. - Том: 11, Выпуск: 2. С.: 103-119.
22. Dmitrieva A. Achieving the Social Inclusion of Elderly People: A Continuation Ofemployment or 'Advanced' Leisure? // Journal of Social Policy Studies. – 2018. - Том: 16, Выпуск: 1. С.: 37-50.
23. Kondo A.; Shigeoka, H. The Effectiveness of Demand-Side Government Intervention to Promote Elderly Employment: Evidence from Japan // ILR Review. 2017. - Том: 70, Выпуск: 4. С.: 1008-1036.
24. Kondo A. Does Promoting Elderly Employment Hurt Young Japanese Workers? // Social Science Japan Journal. – 2017. - Том: 20, Выпуск: 2. С.: 279-285.
25. Principi A., Checcucci P., Di Rosa M., Lamura G. Characteristics of Working Pensioners in Italy: Between Early Retirement Tradition and Reforms to Extend Working Life. Paid Work Beyond Pension Age / ed. by Scherger S. London: Palgrave Macmillan, 2015. P. 81-106. Doi: 10.1057/9781137435149.
26. Sadangharn P. An Elderly Employment Model for the THAI Automotive Industry // South East
27. Ryabova T.M.; Frolova, E.V.; Rogach, O.V.; с соавторами Status and Role Transformations of the Elderly in Modern Russia // Tarih Kultur ve Sanat Arastirmalari Dergisi – Journal of History Culture and Art Research. – 2018. - Том: 7, Выпуск: 1. С.: 132-141.
28. https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills
29. https://sverdl.gks.ru
30. https://www.gks.ru