Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются неотъемлемой частью функционирования любой компаний. В современном обществе малый и средний бизнес – это один из важнейших элементов рыночной экономики. Однако в процессе осуществления своей деятельности представители бизнеса нередко сталкиваются с множеством проблем, связанных с обязанностью по уплате налогов и сборов. Самым действенным способом повышения доходности бизнеса в условиях кризиса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов, а построение эффективного менеджмента и налогового планирования.
В настоящее время налоговое законодательство является весьма сложным и нестабильным – новые изменения и дополнения стали приниматься почти непрерывно, в результате чего значительно отягчается и деятельность предпринимателей.
В результате разработки и реализации, государственных мер по совершенствованию налогового планирования и налогового администрирования складываются благоприятные условия для реализации налоговых инструментов в управлении бизнесом.
Налоговое планирование обеспечивает выявление дополнительных внутренних резервов, максимизации налоговой экономии и минимизации налоговых расходов.
В последние годы основное внимание уделяется процессу минимизации налоговых расходов по налоговой нагрузке как главному показателю эффективности налогового планирования на предприятии.
Это определяет необходимость исследования налогового планирования в системе корпоративного управления.
Целью исследования является развитие теоретических положений и разработка практических рекомендаций по формированию системы налогового планирования в компании с учетом особенностей малого бизнеса. В соответствии с целью в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы осуществления налогового планирования, в том числе сущность, содержание и организация налогового планирования, а также определить место налогового планирования в системе управления компанией;
- исследовать аспекты налогового планирования в российской практике;
Предметом исследования выступают организационно-экономические, управленческие отношения, складывающиеся в процессе управления предприятием с использованием налоговых инструментов.
Теоретической базой для изучения форм и методов налогового планирования в компаниях послужили монографии и научные статьи известных российских учёных-экономистов и юристов: Т. А. Гусевой, С. А. Баева, С. Л. Будылина, С. А. Малакеевой, А. В. Брызгалина, Е. С. Вылковой, А. 3. Додашева, К. Н. Сутырина, Н. М. Телюк, М. А. Халдина, Б. А. Хейфеца и ряда других.
Теоретической основой работы послужили работы российских и зарубежных ученых. В целях обоснования теоретических выводов были использованы методы системного и сравнительного анализа, статистические методы.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. В заключении приведены основные выводы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, содержание и организация налогового планирования
Экономическое увеличение и усовершенствование общественной сферы в масштабах государства и её регионов в большей степени находятся в зависимости от налоговой политической деятельности страны. Эффективность налоговой политики – актуальный вопрос на современном этапе развития Российской Федерации. Особенную роль в налоговом процессе играет налоговое планирование.
Планирование налогообложения, с одной стороны, представляется в качестве объекта научных изучений, выступая сравнительно новым для российской экономической науки направлением, а с иной – считается областью практической работы.
Планирование налогов возможно и следует анализировать равно как с позиций страны и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных организаций, так и с позиции определенного субъекта экономики, т. е. в макро- и микроуровнях. В Российской Федерации, не обращая внимания на положительные подвижки, уделяется малый интерес теоретико-методологическим нюансам налогового планирования. Таким образом, разумно начать с уточнения определения налогового планирования и ее классификации.
Экономист Т. Юткина ввела в общенаучное обращение определения государственного налогового менеджмента и как его составной части – «налоговое планирование». Автор оценивает налогообложение в широком и в узком смысле. В широком смысле - это экономическое (финансовое) представление, что содержит все разнообразие налоговых отношений от теоретически обоснованной концепции налоговых отношений вплоть до законодательного утверждения налогового механизма и его осуществления на практике.
Во втором значении, налогообложение выступает в роли практического механизма управления разными видами налогов, платежей и сборов, а кроме того взаимоотношениями, правами и обязанностями субъектов налогообложения.
Конкретные составляющие налогообложения (плательщики, база, объект, сроки, ставки, льготы), а кроме того условия, нормы и правила отношений налогоплательщиков и налоговых органов, закрепленные в рамках закона, согласно каждого виду налога составляют технику налогообложения [1].
На потребность и оперативность выделения проблематики, связанной с планированием процесса налогообложения, в независимое направление, а кроме того развития методологических и методичных аспектов этого процесса в варианте общей системы показывали такие авторы как М. Романовский и О. Врублевская. Рациональность обособления налогового планирования, согласно их суждению, диктуется тем, что по причине разобщенности органов власти, которые заняты управлением налоговыми процессами, появляются противоречия в нормативно-правовом обеспечении налогообложения, между финансовыми, общественными и политическими целями страны. [2].
Г. Карбушев, В. Зимин отмечали, то что налоговым планированием необходимо считать «…способы выбора оптимального сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства, а также способы более точного прогнозирования сумм поступлений, полученных от конкретных налогоплательщиков, от налогоплательщиков в разрезе конкретных видов налогов и поступления налоговых платежей вообще по всем статьям бюджета».
В представленном определении совершается смещение определений «налоговое планирование» и «прогнозирование».
Помимо этого, оно никак не показывает основной цели налогового планирования в условиях деятельности современной финансово-экономической политики государства [3].
Есть и иные определения налогового планирования, которые с различных сторон показывают его финансовую и экономическую суть.
К примеру, налоговое планирование – это выбор среди разных вариантов реализации налоговой деятельности и размещения активов [4].
Финансовый менеджмент – это управление денежными потоками предприятия. Налоговая оптимизация является частью финансового менеджмента, целью которой является уменьшение налоговых выплат ради получения максимальной прибыли [6].
Анализируя сущность различных определений налогового планирования можно выделить конкретное развитие представлений экономистов данного понятия.
Как составную часть налогового процесса, которое осуществляется на микро- и макроуровне, рассматривает налоговое планирование В. Г. Пансков. Согласно его суждению, налоговое планирование состоит в определении экономически обоснованных размеров налоговых поступлений в соответствующий бюджет, а также в определении объемов налогов, обязательство по уплате которых распространяется на конкретный хозяйствующий субъект [7].
Определенная сущность задач налогового прогнозирования и планирования в значительной степени зависит от того, относительно какого масштаба объекта управления они устанавливаются и находят решение (налогообложения в масштабе страны либо в рамках отдельного региона). Отталкиваясь от этого необходимо делить налоговое прогнозирование и планирование на федеральном и субнациональном уровнях.
На макроуровне налоговое планирование имеет значительной характерной чертой, заключающейся в директивно-индикативной форме реализации. На самом деле, с одной стороны, бюджетные налоговые задания после утверждения законодательными органами власти Российской Федерации либо региональными представительными органами власти обретают положение закона. С иной – в отличие от классических директивных задач они не обладают определенной адресной формой, что порождает потребность отыскивать другие способы регулирования и контролирования за исполнением бюджетно-налоговых заданий.
Налоговое планирование, с позиции налоговых органов обязано принимать во внимание:
1) основные направления инвестиционной и налоговой политики страны;
2) результаты анализа данных о процессе исполнения текущих налоговых обязанностей;
3) выпадающие доходы бюджета в связи с использованием предусмотренных законодательством льгот по налогам и сборам.
В результате, можно сделать вывод, что налоговое планирование на макроэкономическом уровне не считается механическим определением объема будущих поступлений в соответствующие бюджеты. Это процесс раскрытия и мобилизации существующих в экономике резервов с целью решения общегосударственных, региональных и местных задач в тактическом и стратегическом плане.
Дадим определение субнационального налогового планирования. Налоговое планирование на уровне субъектов РФ – это процесс определения экономически обоснованного размера налоговых поступлений, выявления и мобилизации резервов, увеличения доходов региональных и местных бюджетов в условиях проводимой современной финансовой политики государственных органов и органов местного самоуправления.
Налоговое планирование на субнациональном уровне дает возможность установить расходные статьи бюджета в том их размере, который нужен с целью выполнения общественных, экономических и иных программ региональных и местных органов власти, при недопущении недостатка бюджета.
Налоговое планирование на микроуровне – это правовые действия налогоплательщика по минимизации налоговых платежей [12]. Налоговое планирование для налогоплательщика является частью его финансово-хозяйственной деятельности на текущий период, а также на перспективу.
На микроуровне при налоговом планировании необходимо учитывать:
1. Правильное и полное применение налоговых законов.
2. Понимание инвестиционной и финансовой политики страны.
3. Выбор наиболее приемлемой формы налогообложения.
4. Использование всех предоставленных льгот законодательством.
5. Грамотное ведение бухгалтерского учета.
Целью налогового планирования на данном уровне считается – обеспечение стабильности финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в рамках текущего и стратегического планирования.
Необходимость такого планирования обусловлена требованиями рыночной конкуренции.
Основу налогового планирования составляют:
1. Стремление хозяйствующего субъекта к сокращению расходов, сбережению доходов, а также увеличению прибыли.
2. Стремление хозяйствующего субъекта расширить коммерческую и производственную деятельность без привлечения для этого внешних источников финансирования.
3. Учет требований рыночной конкуренции.
В формировании теоретико-методологических основ налогового планирования значительную роль играют аспекты классификации налогового планирования.
Указывая на классификацию налогового планирования, следует учесть:
1. Структуру и логику построения цепочки лучших методов достижения установленных целей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Додашев, А. З. Налоговое планирование в организации / А.З. Додашев, Л.С. Кирина. – М.:2014-201 с.
2. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова.- М.: Издательство Юрайт, 2011 г.- 639 с.
3. Липатова, И. В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы / И. В. Липатова // Финансы.- 2013. - № 7.- 142 с.
4. Володин, А. А. Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник. — 2-е изд. / Под ред. A.A. Володина. — М.: ИИФРА-М.- 2011. — 510 с.
5. Кирина, Л. С. Налоговый менеджмент в организациях : учебник для магистров / Л. С. Кирина, Н. А. Горохова. – М.: Издательство Юрайт, 2014.- 279 с.
6. Катаев, В. И. Налоговое планирование : учебнометодический комплекс / В.И. Катаев; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.- 212 с.
7. Познер, Р. А. Рубежи теории и права [Текст] / пер. с англ. И. В. Кушнаревой; под ред., М. И. Одинцовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».- М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.- 480 с.
8. Евстигнеев, Е. Н. Основы налогового планирования / Е. Н. Евстигнеев.- СПб.: Питер, 2010.- 374 с.
9. Семенихин, В. В. Оптимизация и выбор системы налогообложения: практическое руководство / В. В. Семенихин, Ю. В.Емельянова.- М.: Эксмо, 2010.- 215с.
10. Левчаев, П. А. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций: учеб. пособие / П. А. Левчаев. - Саранск: МГИ, 2011. - 363с.
11. Самсонов, Е. А. Налоговый менеджмент на предприятиях / Е. А. Самсонов – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007.- Т.1.- 105с.
12. Васильева, А. М. Институционально-функциональный аспект формирования партнерских отношений между субъектами налогообложения / А. М. Васильев // Управленческий учет.- 2012 -№ 11.- 25с.
13. Васильева, А. М. Сущность и характеристика системы налогового прогнозирования и планирования на микроуровне, е связь с налогвым анализом / А. М. Васильев – Орел: ГУ- УНПК, 2012. 44 с.
14. Васильева, А.М, Налоговый анализ, как производная моделирования системы налогового прогнозирования им планирования на микроуровне / А. М. Васильева // Материалы международной научно-практической конференции « Концепции гармонизации информационных потоков учетно-налоговой системы» - Орел: ГУ-УНПК, 2014.- 50 с.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. От 30.10.2017).
16. Колесень, Е.В. Взаимосвязь процесса налоговой оптимизации с уровнем налоговой нагрузки и налоговыми рисками / Е.В. Колесень // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2010. - №9. – 212 с.
17. Суханова, И.В. Методика определения налоговой нагрузки на прибыль коммерческого банка / И.В. Суханова // Налоги и налогообложение. - 2011. - №10. – 150 с.
18. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова.- М.: Издательство Юрайт, 2011 г.- 639 с.
19. Ушвицкий, Л.И. Методика оценки налоговой нагрузки / Л.И. Ушвицкий, Д.В. Маслова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - №1. – 288 с.
20. Серегин, В. Н. Цифры и факты: Налоговые поступления в бюджет выросли / В. Н. Серегин , 2012 № 15. 241 с.