Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день любая организация оснащена информационными технологиями для более успешного выполнения поставленных перед ней задач. Имея в своем распоряжении хорошую информационную базу, предприятие будет являться не только успешным, современным, развитым массивом, но и привлекательным для людей, ищущих работа, для тех, кто хочет работать, развиваться и расти в информационно–развитой учреждения. Более того, такая развитая компания сможет дать многое своему персоналу в плане развития, ведь большинство обучающих программ доступно в электронном виде, либо без помощи информационных технологий просто не передать, не научить чему– то новому тех, кто работает с информационными технологиями.
Тема исследования актуальна на современном этапе развития общества, т.к. каждое предприятие должно быть обеспечено высококвалифицированными кадрами, способными работать в постоянно изменяющихся условиях, способных подстраиваться под новые технологии и оперативно овладевать знаниями и умениями, касающихся данных нововведений.
Объектом исследования является ООО «Тандем».
Предметом исследования выступают информационные системы управления.
Целью исследования является разработка путей совершенствования информационных систем управления.
В качестве задач исследования выступают:
изучить понятие информационных систем управления;
раскрыть основные задачи информационных систем управления ;
прелставить общую характеристику деятельности ООО «Тандем»;
разрабоать пути повышения эффективности деятельности предприятия основе современных информационных подсистем;
представть эффективность предложенных мероприятий.
Теоретико–методологической исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в рамках теории управления информационными технологиями в организации.
В качестве методического инструментария была использована совокупность методов системологии, информатики.
Информационно–эмпирическую базу исследования составляют законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, статистические данные, а также отчетные материалы ООО «Тандем».
Исследование проводилось методами системного анализа, экспертно–аналитического и графического моделирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы информационных систем управления
1.1. Понятие информационных систем управления
Для современного руководителя вопрос обеспечения информацией с целью принятия управленческого решения чаще всего связан с информационными технологиями и информационными системами, а также с наличием тех программных продуктов, которые позволяют систематизировать и качественно обрабатывать имеющуюся информацию.
Порой менеджеры уже не задумываются о самом понятии «информация».
Современную эпоху нередко называют информационной. Такая ее характеристика обусловлена тем, что информационные (к ним сегодня следует добавить и эпитет «коммуникационные») технологии развиваются чрезвычайно динамично и в ходе своего развития затрагивают, более того, коренным образом изменяют все сферы человеческой жизни. Управление не является исключением, наоборот, в оправлении организациями в целом и в управлении людьми информационные технологии играют настолько значимую роль, что возник целый раздел: «информационный менеджмент». Н.И. Шанченко следующим образом трактует понятие информационного менеджмента: «Информационный менеджмент – специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и охватывающая все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов» .
Целью информационного менеджмента является повышение эффективности деятельности предприятия на базе применения информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ). Предметом информационного менеджмента являются процессы создания, эксплуатации и развития ИС предприятия. Информационные системы предназначены для автоматизации (полной или частичной) работы со следующими видами управленческой информации:
1. Оперативная информация.
2. Нормативно-справочная информация.
3. Учетная информация.
4. Плановая информация.
5. Финансовая информация.
Таким образом, в сферу деятельности руководителя включается в качестве важнейшей составляющей управление всеми информационными ресурсами и информационными потоками, как внутри организации, так и входящими извне или наоборот, исходящими от организации во внешнюю среду. В.П. Шевелева считает, что информация – это основа управленческого процесса и без получения, обработки, анализа информации управление вообще невозможно.
Если проанализировать процесс управления именно как информационный процесс, то нетрудно убедиться, что приказы и распоряжения, исходящие от руководства, отчеты и проекты, исходящие от сотрудников, договора и соглашения с контрагентами, покупателями, продавцами, государственными органами и т.п. – все это информация, которая может быть представлена различным образом, на разных носителях, в разных формах и передаваться по самым разным каналам .
В сравнительно недавнем прошлом основными носителями управленческой информации была бумага, а информация передавалась в виде письменных и устных сообщений. Информационно-коммуникационных технологии существенно расширили форму и виды управленческой информации.
Теперь она может храниться и передаваться и как анимационная, в виде двух и трехмерных изображений, сопровождаемых звуковой поддержкой.
Говоря об информационных процессах в управлении необходимо особо отметить, что сегодня эти процессы стали происходить существенно быстрее и адреснее.
Действительно, размещение руководящих документов на внутреннем сайте предприятия дает возможность каждому в любой момент ознакомиться с Уставом, Коллективным договором (если таковой имеется), с общими планами организации на ближайший период и т.п. Наличие внутреннего сайта дает возможность также регламентировать доступ к информации отдельным категориям сотрудников, предоставив им те или иные права доступа (полностью закрытая информация, открыта только для ознакомления, открыта для изменений и т.п.)
Распространенным средством обмена деловой информацией стала электронная почта. Она используется для как по управленческой вертикали, так и по горизонтали. Это избавляет сотрудников организации от необходимости перемещаться по помещениям, теряя время. С точки зрения управления действенными являются дистанционные конференции и совещания. Они особенно значимы в корпорациях, имеющих удаленные друг от друга филиалы .
Возможности хранения и поиска информации в базах данных, автоматизации рутинных процессов обработки данных (вычисления отработанных часов и соответственно оплаты за них, бухгалтерские расчеты, кадровый учет) – все это входит в инструментарий современных менеджеров. Следует также отметить. что информация и работа с ней лежат в основе такой важной производственной технологии как проектная технология. Описанию проектных технологий посвящено значительное количество как публикаций. Так и специальных программных разработок. Мы упомянем статью Бранко Йеличича и Екатерины Пузырниковой. В ней говорится о том, что информация о планировании, о контроле текущего состояния, о зонах ответственности членов команды проекта, о необходимых ресурсах и их использовании должна постоянно и своевременно циркулировать между руководителями и исполнителями. Для обеспечения такой циркуляции используются специальные программные инструменты, например, приложение Microsoft Project.
Важная роль информации в управлении и во всей работе любой современной организации требует от руководителей не только владеть информационными технологиями, но и формировать информационную политику организации. Назовем некоторые составляющие такой политики (о содержании такой политики говорится, например, в статье Геннадия Верникова: Формирование и поддержка технических, программных и организационных средств работы и информацией. То есть выделение средств на создание и содержание локальной сети (в том числе – формирование штата грамотных администраторов такой сети, обучение персонала и т.п. Выработка политики информационной безопасности, заключающейся в жестком регламентировании доступа к информационным ресурсам, политики защиты этих ресурсов от несанкционированного доступа (антивирусных, хакерских атак и пр.), кодирования информации, ее резервирования и т.п.
Определение необходимых ресурсов и каналов информационного обмена (общая структура внутреннего сайта компании, наличие баз данных и их содержания, дисциплина ведения папок подразделений и общих папок на серверах, правила пользования электронной почтой и т.п.) Во все времена информация играла определяющую роль в коммерческом, политическом, военном успехе. Защита информации, ее быстрая и точная обработка, своевременное получение необходимых сведений входили в комплекс интересов и сферу деятельности персон, занятых управлением на разном уровне и в разных сферах деятельности .
Появление информационных технологий позволило отчетливо осознать и значимость информации и определить новые, необычайно действенные пути ее получения, хранения, обработки и передачи. В то же время, эти технологии способствуют и созданию многочисленных угроз информационным ресурсам компаний, как умышленно направленных против таких ресурсов, так и безадресных, но от того не менее разрушительных. Использование информационных систем стало необходимой частью работы менеджеров.
При этом на менеджеров легли и новые функции, требующие новых знаний, умений и самое главное – четкого понимания важности как самой информации, так и разработки информационной политики и ее реализации как приоритетной компоненты в управлении предприятием.
Но для принятия эффективного управленческого решения нужна объективная информация, как о внутренней среде организации, так и о внешнем ее окружении. Так, в прошлом веке слово «информация» трактовалось как «in» в, а «forme» «упорядочивающее», «оформляющее». В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «информация» трактуется: информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; информация – сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего–нибудь .
В словаре русского языка Ефремовой Т.Ф., кроме вышеперечисленных определений по С.И. Ожегову, приводятся следующие определения:
«информация это обмен сведениями между людьми и специальными устройствами»;
«обмен сигналами в животном и растительном мире».
В словаре Н.Д. Ушакова, кроме объединяющих характеристик определения – сведения, сообщения, сигнал, обмен, появляется слово, отражающее действие – информировать, осведомлять, т.е. информация (сообщение) уже связано с процессом, а именно, с процессом передачи знаков, сигналов, сообщений.
В современном мире задействованы все информационные технологии (устная, письменная, компьютерная), каждая из которых выполняет ключевую, значимую роль в формировании единого информационного пространства. Управление современным учреждением находится в настоящее время на таком этапе развития, когда происходит замена старых традиционных информационных технологий на новые во многих сферах деятельности: производстве, маркетинге, образовании, науке и т.д.
Поэтому в практической деятельности менеджеры организаций сталкиваются со многими преградами, проблемами: техническими, организационными, финансовыми, психологическими.
В этих условиях необходимы осознанные решения: с одной стороны, нельзя отказываться от проверенных традиционных технологий работы с информацией, а, с другой стороны, необходимо внедрять новые информационные системы и технологии в управлении организацией .
Подходить к данному вопросу нужно с точки зрения системного и синергетического подходов. Системный подход к информационному обеспечению менеджмента предполагает:
во–первых, рассмотрение его как одного из элементов системы управления;
во–вторых, оно само состоит из нескольких составных частей, каждая из которых относительно самостоятельная и имеет свои закономерности развития;
в–третьих, информационное обеспечение рассматривается как динамичная система, находящаяся в постоянном развитии, причем скорость изменения отдельных составляющих может быть различна.
Осуществление функций информационного обеспечения реализуется через создание и использование информационных систем, важнейшей из которых является обеспечение процесса принятия решений. Поэтому основная функция управленческой информационной системы (УИС) – это удовлетворение потребностей менеджеров, необходимой, качественной информацией для выполнения управленческих функций, обеспечения бесперебойного функционирования всех подсистем менеджмента. То есть, на каком уровне управления, и какая информация необходима для принятия решений в рамках своего функционала и полномочий.
Следовательно, информационная система менеджмента должна соотносится с понятиями «общая» и «интегрированная» система. В этом и заключается синергетический подход к информационному обеспечению управления, результатом (продуктом), которого должно быть качественное управленческое решение .
Информационная система – объединение кадровых, технических, финансовых и иных ресурсов для поиска, обработки, распространения и хранения информации. Понятие информационной системы трактуется в широком диапазоне смыслов в зависимости от контекста. Например, в соответствии с федеральным законом России «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Эксперт в области информационных технологий М. Р. Когаловский считает, что в понятие информационной системы помимо данных, программ, аппаратного обеспечения и людских ресурсов следует также включать коммуникационное оборудование, лингвистические средства и иные ресурсы, которые совместно обеспечивают «поддержку динамической ин
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К.В. Балдин. – М.: Academia, 2018. – 203 c.
2. Гаврилов, Л.П. Информационные технологии в коммерции: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. – М.: Инфра–М, 2018. – 47 c.
3. Гагарина, Л.Г. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др. – М.: Форум, 2018. – 144 c.
4. Данелян, Т.Я. Информационные технологии в налоговом администрировании / Т.Я. Данелян. – М.: Ленанд, 2019. – 264 c.
5. Елочкин, М.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности дизайнера / М.Е. Елочкин. – М.: Academia, 2016. – 396 c.
6. Емельянов, С.В. Информационные технологии и вычислительные системы / С.В. Емельянов. – М.: Ленанд, 2015. – 96 c.
7. Жук, Ю.А. Информационные технологии: мультимедиа: Учебное пособие / Ю.А. Жук. – СПб.: Лань, 2018. – 210 c.
8. Затонский, А.В. Информационные технологии: разраб. информ. модел.: Учебное пособие / А.В. Затонский. – М.: Риор, 2017. – 384 c.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2016. – 543 c.
10. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями. / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2018. – 398 c.
11. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2017. – 48 c.
12. Зубов, А.В. Информационные технологии в лингвистике: Учебник / А.В. Зубов. – М.: Академия, 2019. – 400 c.
13. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции: Учебное пособие / С.Я. Казанцев. – М.: Академия, 2018. – 176 c.
14. Коканова, Р.А. Компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления. Учебное пособие / Р.А. Коканова, А.Ф. Климова. – М.: КноРус, 2018. – 288 c.
15. Коломейченко, А.С. Информационные технологии: Учебное пособие / А.С. Коломейченко, Н.В. Польшакова, О.В. Чеха. – СПб.: Лань, 2018. – 228 c.
16. Коробов, Н.А. Информационные технологии в сфере торговли и коммерции / Н.А. Коробов, Е.Н. Власова. – М.: Academia, 2017. – 224 c.
17. Лашина, М.В. Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге: Учебное пособие / М.В. Лашина, Т.Г. Соловьев. – М.: КноРус, 2018. – 480 c.
18. Мельников, В.П. Информационные технологии: Учебник / В.П. Мельников. – М.: Академия, 2018. – 176 c.
19. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник / Е.В. Михеева. – М.: Academia, 2017. – 256 c.
20. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: Учебник / Е.В. Михеева. – М.: Academia, 2017. – 224 c.
21. Морозов, М.А. Информационные технологии в туристской индустрии (для бакалавров) / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: КноРус, 2019. – 160 c.
22. Муромцев, Д.Ю. Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств: Учебное пособие / Д.Ю. Муромцев, И.В. Тюрин и др. – СПб.: Лань, 2018. – 412 c.
23. Муромцев, Ю.Л. Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств / Ю.Л. Муромцев, Д.Ю. Муромцев. – М.: Academia, 2018. – 250 c.
24. Муромцев, Ю.Л. Информационные технологии проектирования радиоэлектронных средств: Учебное пособие / Ю.Л. Муромцев. – М.: Академия, 2017. – 192 c.
25. Оганесян, В.О. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник / В.О. Оганесян. – М.: Академия, 2019. – 544 c.
26. Одинцов, Б.Е. Современные информационные технологии в управлении экономической деятельностью (теория и практика): Учебное пособие / Б.Е. Одинцов, А.Н. Романов, С.М. Догучаева. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 342 c.
27. Щербакова, Т.Ф. Вычислительная техника и информационные технологии: Учебное пособие / Т.Ф. Щербакова. – М.: Академия, 2017. – 128 c.
28. Щербакова, Т.Ф. Вычислительная техника и информационные технологии: учебное пособие / Т.Ф. Щербакова. – М.: Academia, 2017. – 288 c.
29. Щиканов, А.Ю. Информационные технологии в туристской индустрии (для бакалавров) / А.Ю. Щиканов. – М.: КноРус, 2017. – 158 c.