Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная мировая экономическая система характеризуется рядом специфических черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие характеристики, как: высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией, услугами; усиление нестабильности факторов внешней предпринимательской среды; качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг; значительное сокращение времени на принятие управленческих решений и адаптацию к новым условиям; а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.
В условиях глобализации при выходе на высокий технологический уровень перед страной поставлена задача перехода к росту за счет инноваций. Воспроизводство в рамках многих хозяйственных систем становится устойчиво интенсивным, базирующимся в каждом своем цикле на использовании новых достижений науки и техники. Процесс расширенного воспроизводства стал идентифицироваться с инновационным типом развития, и само это воспроизводство стало именоваться инновационным.
Без внедрения системы инноваций невозможно формирование эффективной структуры экономики, обеспечение ее высокой конкурентоспособности. Решение этой проблемы в значительной мере зависит от степени активизации инновационного процесса, формирования и реализации эффективной инновационной модели экономики.
Только инновационно-ориентированные производства, опирающиеся на передовые достижения в науке и технологиях, могут создать продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом потребителей, извлекать преимущества из возможностей которые дает глобализация мировой экономики.
Ускоренная динамика рыночной экономики определила, что недостаточно разработана проблема активации инновационного развития предприятий реального сектора экономики и не полностью представлено формирование механизма роста на основе разработки и реализации инновационной стратегии.
Важно это потому, что теория инновационного развития получившая широкое распространение в правительственных, научных кругах, дискутировалась на протяжении длительного периода времени, уточнения теоретических основ и методологических рекомендациях для практического применения в совершенствовании механизма управления инновационным развитием предприятия.
Цель исследования – изучить и проанализировать совершенствование инновационной деятельности международной компании.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические особенности инновационной деятельности международной компании;
2) совершить анализ инновационной деятельности международной компании «Inditex»;
3) предложить основные направления совершенствования инновационной деятельности.
Объект исследования – международная компания «Inditex».
Предмет исследования – совершенствование инновационной деятельности международной компании.
Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические особенности инновационной деятельности международной компании
1.1 Понятие и классификация инноваций
Многие из нас уже сталкивались с таким словом как «инновация» . Его можно услышать по телевизору, прочитать в газете , увидеть в объявлениях на улице. Но что означает этот термин до сих пор у многих вызывает вопрос. Существует несколько определений данного понятия. Термин «инновации» впервые появился в научных исследованиях девятнадцатого века.
Инновацией называют внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост показателей выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновация - расширение круга товаров и услуг, улучшение их качества. Инновация - вовлечение в производство новых производственных сил. Все инновации являются результатом интеллектуального труда человека, его способности найти новые подходы, посмотреть на проблему с неожиданной стороны. Инновации предполагают выход на качественно новый уровень, позволяющий на порядки увеличить производительность, упростить и удешевить технологический процесс, придать выпускаемой продукции новые качества. Инновации являются важной составляющей современной жизни человека.
В основном, мы встречаем инновацию благодаря выпуску новых промышленных товаров. Нам уже сложно представить, что когда то у нас были огромные компьютеры, которые занимали целый стол или телевизор с выпуклым экраном. Теперь на смену пришли ноутбуки и телевизоры с жидкокристаллическими экранами, которые занимают намного меньше места и удобны в использовании. А без сотовых телефонов мы вообще уже не можем представить свою жизнь. Примеров таких нововведений существует огромное количество. Конечно же не все инновации создаются моментально, большинство из них это результат многолетних и долгих исследований, вследствие чего, оказывается достаточно сложно ее внедрить в производство. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого и прибыли фирмы.
Принято считать, что нововведение является русским вариантом слова инновация. Буквальный перевод с английского означает введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.
Новшества могут оформляться в виде:
- открытий, изобретений, патентов; товарных знаков;
- рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
- организационной, производственной или других структур;
- ноу-хау;
- понятий;
- научных подходов или принципов;
- документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.);
- результатов маркетинговых исследований и т.д.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
1. Продуктовые инновации, которые включают в себя применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов;
2. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
В свою очередь, процессные инновации могут быть:
- технологические инновации затрагивают изменения в технологии создания. Производства и потребления выпускаемой или новой продукции;
- организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управлениями ими. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). С учетом сфер деятельности предприятия предложена классификация инноваций, в которой выделены инновации: технологические, организационные, производственные, экономические, товарные, социальные и в области управления.
Заключительным классификационным признаком является конечная ориентация производимых изменений:
1. Производственные нововведения, когда инновации ориентированы на средства и способы производства;
2. Потребительские нововведения – изменения. Вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека.
1.2 Инновационная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
Для успешного развития предприятия и его репутации на современном этапе стратегическое значение имеет инновационная сфера деятельности.
Инновационная деятельность представляет собой процесс модернизации технологии производства или конечного продукта с помощью исследований и опытно-конструкторских работ.
Обеспечить устойчивое положение на рынке и высокую конкурентоспособность предприятия, обладать отличительными положительными характеристиками в сравнении с зарубежными компаниями крайне важно для российских организаций. Достижение данных целей возможно с помощью увеличения эффективности производства и сокращения постоянных и переменных издержек. В данном аспекте развитие деятельности российских предприятий в сфере инноваций является ключевым фактором достижения конкурентоспособности [1].
Инновационное развитие предполагает комплексное использование и развитие научной, производственной, социальной, технической и других сфер деятельности в условиях сложившейся институциональной среды. Таким образом, внедрение инноваций, направленных на оптимизацию производства и сокращение издержек, улучшит функциональные и производственные возможности предприятия и максимизирует прибыль.
Исходя из знаний и опыта мирового экономического сообщества, инновационное развитие не имеет альтернативного пути развития. В настоящее время обеспечение роста объемов оказанных услуг и выпускаемой продукции находится в прямой зависимости от степени развития технических особенностей производства, внедрения инноваций и применения новых технологий. Инновационное развитие определяет резервы повышения качества продукции, увеличения эффективности производства за счет сокращения объема материальных и трудовых затрат. Данные аспекты, в конечном счете, определяют положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках, а также позволяют судить о конкурентоспособности производимого продукта.
В настоящее время сдерживающим фактором внедрения новых технологий и методологий производства является отсутствие динамичного развития инновационной и стратегической составляющих в деятельности предприятий [2]. Это затрудняет процесс улучшения качества производимой продукции и услуг, в то время как спрос и потребности покупателей не перестают расти. В последние годы проблема инновационного развития все более ощутима. Перспективное развитие Российской Федерации не представляется возможным без введения инноваций в производственные, финансовые и другие отрасли [2].
Необходимой составляющей для развития инновационной деятельности служит процесс расширения использования инновационных технологий - диффузия инноваций. Она бывает межотраслевой и территориальной, когда научные открытия находят применения в разных регионах страны и за рубежом.
Распространение инновационных технологий между разными странами приводит к созданию совместных предприятий и вложению в них инвестиций. На скорость введения инноваций влияет их вид, структура предприятий и уровень взаимодействия между союзами предприятий.
Диффузия инноваций имеет негативное влияние на развитие инновационной деятельности соседних стран и регионов, не имеющих собственных средств для внедрения и создания новых технологий. За отсутствием финансирования многие компании предпочитают использовать уже введенные в оборот инновации, приносящие прибыль и пользующиеся спросом. На практике заимствование инновационных технологий производится следующими способами [3]:
- копирование (покупка прав на интеллектуальную собственность или с нарушением прав собственности);
- приобретение готового бизнеса или технологического процесса.
Развитие инновационной деятельности напрямую зависит от импорта оборудования, поддержания старых разработок. Поэтому отличительной чертой компаний и предприятий, использующих инновационные «имитации» в производственной деятельности, является низкий уровень научного и технологического международного обмена. Так, для обеспечения оригинальности и решения проблем заимствования инноваций, необходимо усовершенствовать патентную систему для защиты прав собственников интеллектуального продукта.
Однако использование патентов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главной положительной чертой является повышение эффективности деятельности, направленной на создание и разработку нововведений и монополизация прибыли. Негативным фактором является монопольное ценообразование на созданный интеллектуальный продукт.
Основное направление инновационной деятельности определяется государством, однако каждое предприятие вправе вести внедрение и разработку собственных проектов. Большое внимание в настоящее время уделяется развитию высоких технологий с использованием нормативно-законодательных, финансово-кредитных и других механизмов. В современных конкурентных условиях предприятиям необходимо в кратчайшие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке, выпускать новые или модернизировать существующие продукты.
Инновационная стратегия, как одна из составляющих корпоративной стратегии, представляет собой комплекс мероприятий по определению основных направлений научно-технологического развития предприятия. Выбранная инновационная стратегия определяет его прибыльность и конкурентоспособность. В настоящее время для ведения успешной деятельности предприятию необходимо внедрять усовершенствованные и уникальные технологии производства.
Развитию наиболее перспективных сфер деятельности предприятия посвящена наступательная стратегия. Оборонительная стратегия призвана поддерживать имеющиеся сферы деятельности на предприятии. Имитационная стратегия имеет место в кризисной ситуации, когда предприятие не имеет денежных ресурсов для финансирования собственных инновационных разработок.
Начальным этапом создания инновацион
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранчеев В.П. Управление инновациями: Учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 711 c
2. Дрок Т. Е. О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 232-235.
3. Козловская Э. Экономика и управление инновациями: учебник / Э. Козловская. – М.: Экономика, 2012. – 359 c.
4. Носачевская Е.А. О научно-техническом и инновационном потенциале России / Е.А. Носачевская // Всероссийский экономический журнал. - 2015. - №8. - С. 5-15.
5. Омельченко И.Н. Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология/ И.Н. Омельченко; под общ. ред. Александрова А.А., Брома А.Е., Белова О.В - Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электрон. журн. 2013
6. Поносова Е.В. (ред.) Человек. Общество. Экономика: проблемы и перспективы взаимодействия 2014. VIII ежегодная всероссийская научно-практическая конференция студентов. 24 апреля 2014 г. / Под ред. Е.В. цензура – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2014. – 428 с.
7. Рыкалин А. Логистическое обеспечение и сопровождение реализации экологических ресурсосберегающих проектов/ А. Рыкалин; под общ. ред. Рыкалина А-. 2015
8. Стрелкова Л., Макушева Ю. Экономика и организация инноваций. Теория и практика. - М.: Юнити-Дана - 2013.
9. Бизнес-справка по торговой сети "Zara", "Bershka", "Massimo Dutti" и другие (ГК"Inditex" (ЗАРА СНГ, ЗАО)). Рейтинг торговых сетей и обзор рынка fashion. - https://marketing.rbc.ru/research/29519/
10. Inditex. - http://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Inditex