Фрагмент для ознакомления
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная среда характеризуется значительной трансформацией условий хозяйствования, проявляющихся в возрастающей степени неопределенности внешней среды, постоянном изменении конъюнктуры рынка и социально-экономических потребностей общества, что обуславливает необходимость планирования и совершенствования деятельности предприятия с учетом влияющих на него факторов.
В качестве эффективного инструмента планирования проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования, экономическая наука рассматривает бизнес– планирование. Процесс оптимизации предпринимательской деятельности предполагает разработку и совершенствование форм и моделей планирования, использование которых создает условия для достижения максимальной эффективности принимаемых решений.
Таким образом, актуальность исследования бизнес-планирования обусловлена, с одной стороны, объективной потребностью в изучении процессов управления и бизнес-планирования, вопросов экономической эффективности и надёжности бизнес-планов, а, с другой стороны, необходимостью развития сферы бизнес-планирования как важнейшего экономического компонента успешной хозяйственной деятельности.
Цель исследования – анализ роли бизнес-плана в системе финансового планирования организации.
Объект исследования – бизнес-планирование.
Предмет исследования – роль бизнес-плана в системе финансового планирования организации.
Гипотеза исследования: если запускать бизнес, имея бизнес-план, то можно минимизировать риски.
Задачи работы:
1. Изучить сущность бизнес-планирования.
2. Исследовать значение бизнес-планирования в управлении деятельностью предприятия.
3. Разработать бизнес-план зоомагазина «ХвостУшки».
В процессе исследования применялись методы структурного, сравнительного, статистического анализа, наблюдения, объяснения, толкования и классификации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволят осуществить открытие зоомагазина «ХвостУшки», будут способствовать разработке стратегии развития магазина «ХвостУшки».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.
В первой главе изучены теоретические основы бизнес-планирования: сущность бизнес-планирования и значение бизнес-планирования в управлении деятельностью предприятия.
В практической части разработан бизнес-план зоомагазина «ХвостУшки»: дано описание проекта , разработаны основные разделы бизнес-плана, а также выполнена оценка эффективности проекта.
Заключение содержит выводы по итогам исследования.
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1. Сущность бизнес-планирования
В настоящее время уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит от его способности адаптироваться в условиях крайней нестабильности внешней среды, что предопределяет необходимость использования современного инструментария планирования и организации деятельности предприятия.
В трудах отечественных и зарубежных ученых и экономистов уделяется достаточно внимания вопросам теоретического обоснования построения эффективной системы внутрифирменного планирования в условиях неопределенности среды, определению сущности планирования.
При изучении процесса бизнес-планирования были рассмотрены взгляды ученых и экономистов на сущность данного понятия, что позволило выделить несколько основных теоретических подходов (табл. 1).
Так, коллектив ученых (Попов В.М., Ляпунов С.И, Касаткин Л. Л., Макаревич Л.М. Косов В.В., Идрисов А.Б. и др.) характеризует понятие «бизнес-планирование» как процесс осуществления проектирования бизнеса от формирования идеи до ее реализации. Ершов В.Ф. отождествляет бизнес-планирование с системным комплексом документов, отражающий точку зрения руководства на составление и развитей бизнес-проекта. Такие авторы, как А.С. Зизин, С.Г. Тяглов, С.Г. Ярошенко, В.А. Морошкин, А.И. Ильин рассматривают бизнес-планирование как эффективный инструмент менеджмента и управления деятельностью предприятия.
Исходя из вышеизложенного, бизнес-планирование следует рассматривать как эффективный инструмент внутрифирменного планирования, управления и оценки собственной предпринимательской деятельности предприятия, предусматривающий обоснованное принятие проектно-инвестиционных решений, определение основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех деятельности организации на рынке в значительной мере зависит от того, способны ли ее руководители направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и использовать их с максимальным эффектом. Менеджмент организации сможет добиться успеха, если он четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынке, особенностях поведения фирм-конкурентов, оценивает свои перспективы и возможности.
Бизнес-план в таких условиях становится важным документом, помогающим определить основные направления функционирования предприятия в течение определенного периода, он служит базисом повышения шанса осуществления разных идей и проектов.
На сегодняшний день бизнес-план является эффективным и полезным инструментом управления. Его популярность объясняется следующими причинами:
- возрастает роль стратегического управления, а именно умения находить новые и перспективные направления хозяйственной деятельности;
- увеличивается степень сложности внешней окружающей среды, что требует способности быстрого реагирования на внешние изменения с учетом множества факторов и определённой степени риска.
В практической части работы дано описание проекта «Зоомагазина ХвостУшки» и проведена оценка его эффективности.
Рассматриваемый проект предполагает открытие зоомагазина в Советском районе города Новосибирска, предлагающего в широком ассортименте необходимую атрибутику, аксессуары, корма и средства ухода за домашними животными. В районе нет зоомагазина с большим выбором ассортимента необходимых аксессуаров для животных, с умеренными ценами на корма для домашних питомцев. Вышеизложенные факторы позволяют владельцу рассчитывать на успех проекта.
Общая стоимость рассматриваемого проекта составила 328,60 тыс. руб., это собственные средства владельца.
Для оценки финансовой состоятельности проекта «Зоомагазина ХвостУшки» рассчитывались денежные потоки от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, сальдо денежного потока от всех видов деятельности и дисконтированный денежный поток. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что проект в целом является экономически привлекательным, сальдо денежного потока от всех видов деятельности положительное, его общая сумма равна 613,29 тыс. руб.; дисконтированный денежный поток также является положительным, он равен 460,96 тыс. руб. Для принятия инвестиционного решения этот критерий является необходимым.
Для получения более точных данных, была проведена экономическая оценка эффективности инвестиционного проекта, которая заключалась в расчете показателей основанных на методах дисконтирования денежных поступлений, учитывающих изменение стоимости денег во времени, а именно: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости.
В результате проведенной работы мы получили следующие результаты:
чистый дисконтированный доход проекта составил 132,19 тыс. руб., при этом индекс рентабельности равен 1,41;
срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования составил 1,58 года.
На основании проведенных расчетов сделан вывод, что является эффективным и способен полностью окупить все инвестиционные вложения в течение двух лет, как и планировалось первоначально.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бекетова, О.Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова. – М.: 2007. – 160 с.
2. Бэнг, Д. Г. Руководство по составлению бизнес-плана: Создание плана для успешного ведения вашего бизнеса – Пер. с англ. / Д.Г. Брэнг – М., 2008. – 412 с.
3. Джозеф, А.К. Бизнес-планы: Полное справочное руководство – Пер. с англ. / А.К. Джозеф, Дж.X. Бриан – М., 2018. – 302 с.
4. Попов, В.М. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л. Касаткин. – М.: КноРус, 2013. – 448 с.
5. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 338 с.
6. Голембиовский, С.А. Бизнес-план в стиле Russian / С.А. Голембиовский – М.: Ось-89, 2019. – 458 с.
7. Гурней, Б. Введение в науку управления / Б. Гурней. – М.: Прогресс, 2019. – 288 с.
8. Идрисов, А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций А.Б. Идрисов. – М.: Филинъ, 1997. – 508 с.
9. Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – Мн: ООО «Новое знание, 2014. – 5-е изд., стереотип. – 635 с.
10. Косов, В.В. Бизнес– план: обоснование решений: Учеб. пособие / В.В. Косов. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 272с.
11. Куприн, А.А. Конъюнктура рынка: технология анализа и прогноза: учебное пособие под ред. Куприна А.А / А.А. Куприн, А.В. Буга, В.Н. Старинский – СПб.: Астерион 2017 – 560 с.
12. Максютов, А.А. Бизнес-планирование развития предприятия / А.А. Максютов. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 288с.
13. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.– М.: Про¬спект, 2019. – 216 с.
14. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
15. Тяглов, С.Г. Организация и управление предпринимательской деятельностью: Учебное пособие / С.Г. Тяглов, С.Г. Ярошен¬ко – Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХ1 век», 2014. – 94 с.
16. Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. — М.: Дело и сервис, 2015. – 432 с.
17. Боталова, Н.П. Специфика бизнес-планирования малых и средних предприятий в условиях экономической нестабильности / Н.П. Боталова // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7. – С. 6-10.
18. Галицких, В.Н. Бизнес-планирование инвестиционных решений в долгосрочной финансовой стратегии организации /
В.Н. Галицких, Е.А. Шварева // Фундаментальные и прикладные научные исследования. Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 89-92.
19. Егорова, Е.Н. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом / Е.Н. Егорова, В.Н. Марчук // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – № 1-2 (35). – С. 128-129.
20. Железнякова, М.А. Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования / М.А. Железнякова // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 126-128.
21. Идигова, Л.М. Инвестиции и бизнес-планирование /
Л.М. Идигова, М.С.А. Исраилова // Инновационные подходы в решении проблем современного общества – 2018. – С. 217-225.
22. Киреева, А.А. Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании / А.А. Киреева, Е.В. Волкова, И.Е. Лазарева // Молодежный научный форум. Электронный сборник статей по материалам II студенческой международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 247-251.
23. Побойкина, А.О. Особенности бизнес-планирования в России / А.О. Побойкина, П.И. Камнева // Экономические науки. Современное состояние и перспективы развития. Материалы ХI международной студенческой научно-практической конференции. – 2018. – С. 65-68.
24. Сливинский, Д.В. Бизнес – планирование и бюджетирование как факторы повышения эффективности управления предприятием / Д.В. Сливинский, И.А. Фомина, А.К. Павлов // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 81-85.
25. Соколова, А.П. Сущность и особенности формирования бизнес-планирования в России / А.П. Соколова, М.А. Бондарцова // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 251-255.
26. Соколова, Е.А. Бизнес-планирование как способ минимизации рисков при открытии бизнеса / Е.А. Соколова, О.В. Чижова // Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания: сборник материалов IV Молодежной международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 169-173
27. Тасуева, А.А. Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия / А.А. Тасуева // Молодой ученый. – 2018. – № 6 (192). – С. 103-105.