Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и
продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства. Чтобы грамотно
распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием
финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов.
Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и
другими странами. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний
формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам)
государственных облигаций, а внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом
рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.
Государственный долг периодически возникает из-за бюджетного дефицита. Неспособное
оплатить разрыв, возникший вследствие большой разницы в пользу расходов относительно
доходов, государство вынуждено обратиться за помощью к резидентам или нерезидентам.
Другими словами, каждое государство, нуждающееся в покрытии расходов либо «печатает»
деньги, либо выпускает облигации. Соответственно в первом случае государство имеет дело с
внутренним, а во втором случае с внешним долгом.
Актуальность темы состоит в том, что тщательный и грамотный контроль за управлением
внутренним государственным долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не
соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется
помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.
Объект работы – внутренний государственный долг.
Предмет исследования – система управления внутренним государственным долгом РФ.
Цель работы – определить понятия, сущность и последствия роста государственного долга, а
также основ управления им в России на современном этапе.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность внутреннего госдолга,
- описать методы управления долгом,
- проанализировать динамику госдолга России,
- предложить пути по минимизации госдолга страны.
3
В качестве методов исследования выступили анализ (динамики государственного долга) и
сравнение (сопоставление показателей задолженности по разным годам).
Работа состоит из двух частей, в которых рассматриваются теоретические аспекты внутреннего
государственного долга, а также анализируются механизмы управления им в России.
Для раскрытия темы были использованы научные статьи по теме анализа государственного долга
России, статистические данные Минфина РФ, ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1.Понятие и сущность внутреннего государственного долга
Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и
другими странами. Государственный долг может быть внутренним и внешним (Рисунок 1).
Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и
домохозяйствам) государственных облигаций, а внешний – за счет размещения суверенных
облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.
Рисунок 1 - Структура государственного долга страны
Внутренний государственный долг можно представить в виде общей суммы всех задолженностей
государства.
Задолженность может быть как перед физическими, так и перед юридическими лицами, а также
перед другими государствами и любыми другими иностранными субъектами. Под
задолженностью понимаются полученные государством кредиты, займы, договоры на
предоставление государственных гарантий, выпущенные государством ценные бумаги и другие
долговые обязательства .
Долг государства может быть текущим и капитальным. Текущий долг возникает, когда приходит
срок уплаты по обязательствам. Капитальный долг - это все выпущенные и непогашенные
обязательства государства, в том числе и проценты.
Таким образом, внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными
субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. К нему относится заем,
взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно
обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные
ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего
4
внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут
недоступны.
Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий
(выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).
Государственный долг периодически возникает из-за бюджетного дефицита. Неспособное
оплатить разрыв, возникший вследствие большой разницы в пользу расходов относительно
доходов, государство вынуждено обратиться за помощью к резидентам или нерезидентам.
Другими словами, каждое государство, нуждающееся в покрытии расходов либо «печатает»
деньги, либо выпускает облигации. Соответственно в первом случае государство имеет дело с
внутренним, а во втором случае с внешним долгом.
За правительством закрепляется обязанность выплаты процентов по долгу. В том случае, если
следующий период характеризуется недостаточностью средств для осуществления процентных
выплат, государство может вновь заняться выпуском облигаций.
Итак, правительство оплачивает часть долга, срок платежа которого наступает. Можно сделать
вывод, что продолжительное существование дефицита в бюджете является причиной увеличения
государственного долга.
При проведении экономического анализа важным является не абсолютная величина
государственного долга, а размер его по сравнению со всей экономикой, иначе говоря, его доля
по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Когда настоящая процентная ставка выше темпов ВВП, то этот показатель способен
неограниченно расти, в то время как политика государства должна стабилизировать долг.
Существует два вида стабилизации внутреннего госдолга. Самый распространенный – стремление
к профициту путем сокращения дефицита бюджета, позволяющий также сократить долг.
Сокращение расходов и увеличение налогов позволяет реализовать этот способ стабилизации.
Вторым способом является финансирование госбюджетного дефицита. После выпуска
дополнительного количества наличных Центральный банк выкупает некоторую часть долга
облигациями, выпущенными Министерством финансов .
Такой механизм среди экономистов называется сеньоражом. Однако, велика опасность
образования инфляции, за счет прироста денежного потока.
Так как многие
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
5
2) Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://minfin.ru/ru/document/
3) Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния// Интернетжурнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», том 8. - №5. – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-rossii-otsenka-sovremennogo-sostoyaniya
4) Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В.. Экономическая теория. — СПб.:
Питер,2016. — 480 с.
5) Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие
формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2017. – № 3.
– с. 20 - 32.
6) Карандин Д.Ю. Роль государственного долга в формировании бюджета Российской
Федерации// Вестник университета. - №7. – 2016.
7) Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А.
И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С. 126–132
8) Пахомова Е.Н. Управление государственным долгом РФ// Молодой ученый. - №25. – 2016.
9) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики
Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. –
2013. – № 20. – с. 37-42.
10) Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние//
Вестник МИЭП. - №1. – 2017. – с.32-45
11) Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – Москва:
Институт экономики, 2017.- 56 с.
12) Цареградская Ю.К. Исторический опыт государственного управления госдолгом// Вестник
университета им. Кутафина. – 2014.
13) Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К.
Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2016. - 874 с.
14) Министерство финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: РФ http://minfin.ru/
15) Внешний и внутренний долг РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://refru.ru/debt.pdf