Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рынок сотовой связи в России развивается нарастающими темпами, с
3
каждым годом появляются все новые услуги и идеи, внедряются
инновационные технологические процессы. В XXI веке проблематично
представить жизнь без мобильного телефона, а следовательно, и мобильной
связи. Сотовая связь - это уже не просто способ дозвониться до другого
абонента, а образ жизни современного человека. Сотовая связь стала
неотъемлемой частью повседневного социального взаимодействия между
членами общества.
Поскольку конкуренция между операторами сотовой связи высока, а
традиционные услуги связи становятся все менее востребованными, встает
вопрос об эффективности деятельности компании. Привлекательность
данной отрасли вызвана постоянно возрастающим интересом не столько на
телефонию, сколько на возможность доступа к сети Интернет. Операторы
стали предлагать услуги телевидения, онлайн-музыка, развивать мобильную
коммерцию. Также мобильные провайдеры заинтересованы развивать такие
направления, как облачные сервисы, интернет вещей, которые значительно
повышают конкурентоспособность отрасли.
Основное противоречие заявленной проблемы в том, что от
правильности выбора стратегии зависит само существование организации
как таковой, что накладывает серьезную ответственность на руководителей,
регулирующих стратегический курс предприятия. Поэтому организация
системы стратегического планирования на предприятии - жизненная
необходимость. Внешняя среда изменяется настолько быстро, что только
оперативных мер высшего менеджмента для адаптации предприятий к новым
реалиям не достаточно. Однако предложить стратегию для дальнейшего
развития, объявляя своим сотрудникам о её изменении, и добиваться её
внедрения, совсем не одно и тоже.
В лучшем случае сотрудники организации начинают сопротивляться
изменениям, а структура организации не соответствует стратегическим
задачам.
Зачастую имеющиеся проблемы имеют глубинное происхождение и
4
скрыты, что может усугубляться особенностями межличностных
взаимодействий. И при тщательном анализе ситуации, оказывается зачастую,
что не был учтён тот или иной экономический, социальный или
психологический аспект стратегической работы предприятия.
Цель работы – анализ стратегии внутреннего и внешнего роста
организации.
Задачи работы:
1. Изучить основные теоретические концепции стратегии и
стратегического развития.
2. Проанализировать и оценить привлекательность отрасли.
3. Определить стратегии роста ПАО «МТС».
Объект исследования – стратегическое развитие организаций.
Предмет исследования – стратегии развития ПАО «МТС».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложения.
Глава 1. Основные теоретические концепции стратегии и
стратегического развития
1.1 Понятие и сущность понятий «стратегии» и «стратегическое
развития»
Современные исследователи стратегий организаций предлагают общее
определения понятия «стратегия», однако при толковании отдельных
элементов стратегии заняли различные позиции. Например, Э.А. Афитов
пишет, что Г. Минцберг стратегию через так называемую «комбинацию пяти
«П» [1, с. 112]:
5
стратегия - перспектива, то есть предвидение того состояния, к
которому стремятся;
стратегия - позиция в окружающей среде, то есть связи со своим
окружением;
стратегия - порядок действий, то есть действия могут быть
нереализуемы, и их порядок в любом случае должен быть обеспечен;
стратегия - прикрытие, то есть действие, нацеленное на то, чтобы
обойти своих противников;
стратегия - планы действий.
Один из основоположников исследования в сфере стратегического
планирования, А. Чандлер, дал следующее определение: «стратегия - это ряд
долгосрочных основных задач и цели предприятия, а также утверждение
порядка действий и распределения средств для достижения цели».
Не просто предложить единое определение стратегии - ведь одни её
элементы универсальны и могут быть использованы в к любом
институциональном образовании. Иные же сильно зависимы как от природы
предприятия, так и от структуры предприятия, её культуры, клиентуры и пр.
Поэтому разделяют два понятия: процесс выбора стратегий и концепцию
стратегий.
Под концепцией стратегий подразумевают их существенность и
содержательность. Данный вопрос в последние десятилетия приковывает
внимание различных авторов. Так, B. C. Ефремов, Б. Карлофф, Б. Круглов и
др. при рассмотрении содержательной стороны стратегий, в качестве
базового предлагают такой критерий, как перспективность.
Процессы выбора стратегий неуловимы и трудны для понимания.
Как отмечает В. И. Бархатов, проблемы индустриализации и
модернизации технологического способа производства в современных
условиях настоятельно диктуют объективную потребность формирования и
создания эффективных форм развития предприятия. Чему безусловно
способствует эффективный выбор стратегии развития предприятия [2, с. 8].
6
Таким образом, стратегию рассматривают как многомерную
концепцию, охватывающую всю деятельность предприятия, и
обеспечивающую режимы целенаправленности, управляемости и единства, в
качестве последовательной, унифицированной и интегрированной модели
принятия решений.
Модель, которая может проиллюстрировать процедуры выбора
стратегий - это планирование человеком преклонного возраста своей жизни
для самого себя, но при этом находящегося в юности (в прошлом). Какую
основную цель следует определить для себя и каким путём идти к ней,
чтобы, находясь в настоящем, получать результаты, соответствующие
идеальной картине возможного успеха с точки зрения самого человека.
Однако до того, как цель, миссия и видение предприятия
сформулированы, нужно переходить к разработке стратегий
преждевременно.
Стратегии не могут быть оторваны от конкретной организации и от её
фактического состояния. Именно поэтому важно осуществить значительную
аналитическую работу для выявления слабых и сильных сторон организации,
угроз и возможностей, которые для неё открывает для внешняя среда. Для
этого нужно провести исследования проблемного поля и осуществить анализ
уже существующей стратегии в организации - то есть провести
стратегическое планирование.
Стратегическое планирование - управление, опирающееся на трудовой
потенциал как основу организации, ориентирующее производственную
деятельность на запрос потребителей, гибко реагирующее и проводящее в
организации своевременные изменения, отвечающее вызову со стороны
окружения и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ. То есть,
в совокупности грамотное стратегическое планирование даёт организации
возможность «выжить» в долгосрочной перспективе, при этом достигая
своей цели.
7
1.2 Формирование стратегии роста
Объектом стратегического управления и планирования является
организация или функциональные зоны организации, стратегическое
хозяйственное подразделение и пр.
Стержень стратегического управления - система стратегий,
объединяющая ряд конкретных взаимосвязанных трудовых,
организационных и предпринимательских стратегий. Стратегия здесь - это
спланированная заранее реакция организации на изменения внешней среды,
выбранная линия её деятельности, направленная на достижение желаемых
результатов [3, с. 26].
Важным этапом в ходе планировании является выбор цели.
Цель организации - это тот результат, который стремится достигнуть
организация, и на достижение которой её деятельность и направлена.
Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации,
регулирующую основные направления работы предприятия.
Миссия - это главная, базовая, глубинная цель организации, ради
которой о
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афитов Э.А. Особенности стратегии роста и развития фирмы:
современный подход. М.: Юрист, 2013. 285 с.
2. Бархатов В.И., Батманов Д.И., Рюмин И.В. Противоречия
отношений собственности в российской экономике // Вестник Челябинского
государственного университета. 2016. № 14. C. 7-14.
3. Бархатов В.И., Плетнев Д.А. Три измерения успешности малого и
среднего бизнеса в России // Стратегическое планирование и развитие
предприятий. (Секция 1): материалы Шестнадцатого всероссийского
симпозиума (14 - 15 апреля 2015). Москва: ЦЭМИ РАН, 2015. C. 25 - 27.
4. Бархатов В.И., Плетнев Д.А., Арбачаускас В.О. Природа и
8
эволюция российского капитализма // Вестник Челябинского
государственного университета. 2017. № 2. C. 5 - 18.
5. Боцман К.О., Летюхин И.Д. Анализ факторов инвестиционной
при-влекательности компаний сотовой связи // Научно-технические
ведомо¬сти СпбГПУ. Экономические науки. 2016. № 4 (199). C. 41-49.
6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - 4 - е изд. М.:
Экономистъ, 2016. 528 с.
7. Глазунов Я.И. Возможность управления на основе концепции
эко-номической добавленной стоимости. // Молодежь и наука : сб.
материа¬лов VIII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых
уче¬ных, посвящ. 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского / отв. ред.
О.А. Краев. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 142-148;
8. Доли рынка сотовых операторов России по итогам 2018 года.
URL: http://1234g.ru/novosti/doli-rynka-sotovykh-operatorov-2018 .
9. Зайцева Н. Как оценить инвестиционную привлекательность //
БДМ. Банки и деловой мир. 2017. № 12. С. 20-28.
10. Новости и аналитика отрасли сотовой связи. URL сайта: https: //
www.protaiif.info/news/
11. Официальный сайт ПАО «МТС» - https: // moskva.mts.ru /.
12. Петрова Ю.И. Стратегические преимущества компании ОАО
«Мобильные ТелеСистемы»: на шаг впереди. // Интернет-журнал
«НАУКОВЕДЕНИЕ. Выпуск 6 (25), ноябрь-декабрь 2014. URL статьи: http: //
naukovedenie.ru / PDF / 38EVN614.pdf
13. Подгорнов В.В. Swot-анализ как инструмент управления
интегрированной экономической системой. // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 5: Экономика, N° 4 (111) / 2012 г. - с.
6.
14. Рейтинг сотовых операторов России 2018-2019. URL сайта: https:
// geekville.ru / operatory / luchshie-operatory-sotovoj-svyazi-v-rossii /.
15. Финансы / Бархатов В.И. [и др.]. Челябинск: Изд - во
9
Челябинского государственного университета, 2017. 241 с.
16. Янгель Д. Модель EVA: ориентация на стоимость // Консультант.
2015. № 23. С. 68-73