Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Со времен появления первой железной дороги и транспорта на территории РФ, железнодорожное сообщение стало неотъемлемой частью транспортной системы страны. Качество работы этого сегмента влияет на национальную экономику в целом – помогает модернизировать и закрепить результаты финансового роста с последующим закреплением лидерства Российской федерации на мировой арене. Помимо экономического аспекта, состояние и качество железных дорог и транспорта играет огромную роль в защите национального суверенитета и безопасности страны, а также соединяет важные пункты и участвует в перевозке граждан.
В первой части работы, на первом этапе будет описана и рассмотрена транспортная логистика, а именно её сущность и задачи. После знакомства с общими понятиями произойдет исследование на тему логистического подхода к управлению транспортным процессом доставки грузов. С окончанием общих теоретических аспектов начнется описание сути работы и развития железнодорожного транспорта в логистической системе России, в которой отразятся основные показатели работы, а также роль в системе страны. В заключении первой части работы будет произведена оценка развития технологии доставки грузов на железнодорожном транспорте, в неё войдут – информация официального сайта Министерства Транспорта России составлены и проанализированы таблицы по современному состоянию железнодорожных перевозок в России, дан анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов.
Цель исследования – изучить и проанализировать тенденции развития железнодорожного транспорта.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические тенденции развития железнодорожного транспорта;
2) совершить анализ логистических проектов ОАО «РЖД» и организацию функционирования транспортных узлов и перегрузочных комплексов ОАО «РЖД».
Объект исследования – ОАО «РЖД».
Предмет исследования – тенденции развития железнодорожного транспорта.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты по теме работы
1.1 Сущность и задачи транспортной логистики
Транспортная логистика — один из важнейших элементов в организации бизнес-процессов. Доставить сырье, забрать товар на склад, а после привезти клиенту и сделать всё это с минимальными финансовыми и временными затратами — это основная задача транспортной логистики для бизнеса.
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров [14].
Другими словами, транспортная логистика — это часть логистической науки, направленная на управление перевозками, поставками и доставкой товаров и компонентов.
Ею считается как развозка продукта клиентам на личном автотранспорте, так и сотрудничество с крупной логистической компанией, осуществляющей перевозку по всему миру.
Почему нужно грамотно подойти к организации этого процесса? Расходы на транспортные операции составляют около 50% всех логистических расходов. Именно поэтому очень важно оптимизировать это направление для увеличения скорости доставки и уменьшения затрат на перевозки.
Впервые понятие «транспортная логистика» прозвучало в 1974 году на Европейском конгрессе в Берлине. Однако рынок был сформирован чуть позже — в 1990-е годы и уже в Америке. Именно там появились первые логистические компании, которые управляли перевозками.
Целью является транспортировка какого-либо груза из точки А в точку Б с оптимальным соотношением цены и качества. Следует выбирать наиболее подходящие виды транспорта, маршруты, скорость перевозки, а также сводить к минимуму порчу груза. Иногда лучше выбрать более дорогой и долгий вариант, чтобы избежать повреждения товара.
Функции транспортной логистики:
- Планирование и организация доставки груза;
- Оформление необходимых документов и юридическое сопровождение перевозки;
- Погрузка и разгрузка товара;
- Информационное сопровождение;
- Оптимизация процесса с целью улучшения качества транспортировки и минимизации затрат.
- При необходимости могут быть включены дополнительные услуги, например, таможенные услуги или страхование.
Исходя из цели и функций, можно определить основные задачи, которые решает этот раздел логистики:
- Анализ пунктов доставки, свойств груза и построение предварительного маршрута;
- Выбор подходящего вида транспорта;
- Выбор перевозчика и логистических партнёров;
- Построение маршрута со всеми ключевыми точками;
- Контроль груза во время транспортировки;
- Оптимизация показателей перевозки.
- Анализ пунктов доставки и свойств груза.
Рисунок 1 - Задачи транспортной логистики
На первом этапе определяется предварительный маршрут, по которому будет происходить транспортировка. При этом учитывается география местности. Также сразу необходимо учитывать свойства груза, его вес, объём, условия хранения и перевозки.
Уже на этом этапе становится понятно, придётся ли использовать несколько видов транспорта, специализированное оборудование или промежуточное хранение груза.
Тип транспорта зависит от типа местности, маршрута, а также условий и частоты транспортировки. В логистике транспорт делится по среде перемещения:
- Наземный транспорт: автомобили и железная дорога, а также трубопровод (несмотря на то, что это не транспорт в общем понимании, он является средством транспортировки груза);
- Водный транспорт: морские и речные суда;
- Воздушный транспорт.
Выбор нужного вида транспорт осуществляется исходя из условий перевозки (сроки, условия хранения) и свойств груза.
Тарифы – это цена, которую перевозчик выставляет за транспортировку. В него входят непосредственно затраты на перевозку и надбавка, из которой составляется прибыль. Тарифы могут быть:
- Сдельные;
- Ставки на тонно/часы;
- По времени использования транспорта;
- По километражу;
- За выезд.
-На водном транспорте тарифы называются «фрахты» и делятся таким же образом.
Логистическая компания не всегда осуществляет перевозку своим транспортом. Часто они обращаются к подрядчикам: перевозчикам (осуществляют только перевозку груза) или экспедиторам (оказывают также дополнительные услуги: оформление документов, погрузка-разгрузка и т.п.). При выборе транспортной компании важно обратить внимание на:
Опыт работы. Кроме того, что долгая работа компании говорит о её надёжности и авторитете, она также означает, что все логистические процессы налажены и оптимизированы, что позволяет снизить риски при транспортировке.
Сотрудники. Профессиональные сотрудники знают, как поступать в непредвиденных ситуациях, и проконтролируют процесс транспортировки до самого конца.
Специализация. Лучше выбирать компанию, которая имеет опыт работы с вашим типом груза, т.к. в каждой отрасли существуют свои нюансы перевозки, о которых вы можете не знать [8].
Построение маршрута. На этом этапе прорабатывается несколько подробных вариантов маршрута, с указанием транспорта, точек временного хранения и, если требуется, погрузки на другой вид транспорта. При этом учитываются возможные риски, расходы и задержки. Разные варианты маршрута отличаются по стоимости, срокам и издержкам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп—Бизнес", 2014.
2. Белозерова И. Г. Исследование согласования заявок на перевозку грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении с применением АС ЭТРАН // Новая наука: современное состояние и перспективы развития, 2017. – С. 68-77.
3. Бессонов Г. А., Степанова Н. В. Переход к цифровому документообороту при перевозке грузов на железнодорожном транспорте // Издание «Ежегодный обзор ТСМ 2017», 2017. – С. 32- 36.
4. Борейко А. Е. Цифровизация логистики и интеллектуальная мобильность // Электросвязь. – 2017. – № 10. – С. 93-96.
5. Гатилова И. Н., Никулин А. А. Об «Интернете вещей» и будущем, которое он несет человечеству // Сборник трудов конференции «Научное мышление молодых ученых: настоящее и будущее», 2015. – С. 64-66.
6. Китаев А. Е., Миронова И. И., Погодаева А. И., Соколов Д. А., Гусева Е. К. Железнодорожная станция 2.0: новая концепция развития цифровой железной дороги // International journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 2 (Т. 5). – С. 85-96.
7. Колбешин В. А., Малышенко Ю. В., Полошевец А. А. Опыт использования портала Fill-Bill. Promivest.Ru для предварительного информирования морских перевозок // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 2 (83). – С. 59-70.
8. Куприяновский В. П., Намиот Д. Е., Дрожжинов В. И., Куприяновская Ю. В., Иванов М. О. Интернет вещей на промышленных предприятиях // International journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 12 (Т. 4). – С. 69-78.
9. Куприяновский В. П., Суконников Г. В., Синягов С. А., Намиот Д. Е., Евтушенко С. Н., Федорова Н. О. Интернет цифровой железной дороги // International journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 12 (Т. 4). – С. 53-67.
10. Лагутенков А. А. Зачем интернету вещи, или в чем заключается «ум» IOT? // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. – 2018. – № 4 (77). – С. 26-29.
11. Маркеева А. В. Интернет вещей (IoT): возможности и угрозы для современных организаций // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016
12. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. - М.: Брандес, 2013.
13. Основы транспортной логистики: учебник / Ю. С. Дорохин, Н. Н. Сергеев, А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, С. Н. Кутепов, Д. В. Малий, Д. М. Хонелидзе. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. – 166 с.
14. Сергеев В. И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В. И. Сергеев, Е. В. Будрина, С. В. Домнина. - М.: НИЦ ИНФРА, 2014. - 634 с.
15. Скиба В. Ю., Стрекалов С. В. Реализация концепции «единого окна» в Европейском союзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: организационный и финансовый аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2016. – № 3 (76). – С. 32- 44.
16. Сычева О. С., Якушин В. В. Интернет вещей как движущая сила маркетинга // Торгово-экономический журнал. – 2016. – № 4 (Т. 3). – С. 341-342
17. Юдина Т. Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути // Философия хозяйства. – 2016. – № 4 (106). – С. 161-171. 34
18. Понятие и цель логистики. - https://dobroezzhev.ru/article/struktura-logistiki.html
19. Почтово-багажные перевозки. - http://www.tek-jdl.ru/perevozka_baggage.htm
20. Правила ж/д перевозок. - http://www.tek-jdl.ru/zheleznodorozhnye-perevozki/pravila.htm
21. Суродин Ю. Н. Железнодорожные перевозки по юридически значимым электронным документам // Юридически значимый электронный документооборот для развития цифровой экономики в России: доклад XVI международной конференции по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи (Санкт-Петербург 25-27 сент. 2018). - https://pki-forum.ru/materials2018
22. Транспортная логистика. - http://www.ec-logistics.ru/transport.htm