Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в июле этого года исполняется 24 года Закону Российской Федерации от 21 июня 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон Российской Федерации «О государственной тайне»). Много это или мало? Учитывая, что до 90-х годов прошлого века в нашей стране отношения в области защиты государственной тайны регулировались не законом, а ведомственными нормативными актами, можно считать закон молодым.
С другой стороны, за эти 20 лет страна изменилась и политически, и экономически, и технологически. Получили развитие демократические институты, граждане стали активнее отстаивать свои конституционные права, в том числе в международных судах.
Изменились внутренние и внешние угрозы безопасности государства. В этих условиях очевидно, что законодательство о государственной тайне, и в частности базовый Закон, уже не в полной мере отвечают реалиям сегодняшнего дня.
Целью данной работы является изучение уголовной ответственности за разглашение государственной тайны.
Задачами работы ставится:
• исследовать понятие государственной тайны;
• рассмотреть понятие государственных преступлений ;
• дать характеристику преступления «разглашение государственной тайны»;
• проанализировать режим защиты государственной тайны надзор о соблюдении неразглашения государственной тайны .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие государственной тайны и ее защита
1.1. Государственная тайна, как объект охраны и преступления разглашение государственной тайны
Статья 2 Закона «О государственной тайне» содержит наиболее значимые (основные) понятия в рамках правоотношений, регулируемых Законом, но их перечень не является исчерпывающим. В то же время значение конкретного понятия адаптировано именно к предмету данного Закона. При его использовании в рамках иных правоотношений каждое отдельно взятое понятие может иметь и иное значение.
Основным определяющим понятием в рамках Закона является термин «государственная тайна», обозначающий сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности РФ. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, т.е. доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Следует отметить, что ни одна категория ограниченной в обороте информации не имеет такой высокой степени защиты, поскольку государственная тайна обеспечивает соблюдение интересов государства, охраняет его независимость и правовой статус на международной арене.
В первую очередь, понятие «государственная тайна» охватывает собой сведения, т.е. совокупность информации в определенных сферах жизнедеятельности государства. Содержание данного понятия может быть раскрыто сквозь призму предписаний Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который понимает под информацией сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Таким образом, понятия «информация» и «сведения» в данном случае можно рассматривать в качестве тождественных.
Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение в отношении государственной тайны имеет факт ее распространения (независимо от способа распространения), а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства. В самом общем виде ущерб представляет собой невыгодные для государства и его безопасности последствия, возникшие в результате правонарушения, выразившегося в разглашении засекреченных сведений. В данном случае ущерб, как правило, носит не столько материальный, сколько моральный характер, не исключая при этом и материальной стороны. Моральная сторона ущерба характеризуется изменением правового положения государства на международной арене, во взаимоотношениях с иными странами и их дипломатическими учреждениями. Материальная сторона может выражаться в виде неполученных доходов от реализации каких-либо направлений деятельности, разработок, внедрений и т.п. Нередко материальная сторона связана с рассекречиванием сведений в экономической сфере.
Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, достаточно широк и охватывает собой информацию в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Содержание каждого из таких направлений деятельности определено в рамках ст. 5 Закона «О государственной тайне» и конкретизировано применительно к объему сведений, охраняемых и защищаемых государством по соответствующему направлению.
Носителями информации, составляющей государственную тайну, признаются материальные объекты, в которых такие сведения находят отражение.
По своему содержанию носитель информации можно определить как ее источник, т.е. внешнюю форму выражения сведений, составляющих государственную тайну. В качестве носителя может выступать любой объект материального мира, независимо от его формы. Им может быть любой объект, с которого доступно считывание записанной на нем информации. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть:
- вещественно-предметным - книги, письма, аппаратные запоминающие устройства;
- документальным - в форме документа ограниченного использования;
- электронным - обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.п.;
Отдельно можно выделить специализированные носители информации, которые предназначены, например, только для определенного круга специалистов или для конкретных направлений деятельности.
Носитель информации представляет собой источник ее хранения на протяжении всего периода использования до момента ее уничтожения. В случае архивирования информации она также хранится на соответствующем носителе, а в ряде случаев наряду с документарной формой используется и электронная. Анализ положений комментируемой нормы свидетельствует о том, что в отношении государственной тайны речь, как правило, идет об электронном носителе, на котором информация отображается в виде символов, образов, сигналов. Специфика хранения информации указывает на использование именно электронного носителя.
Как правило, в отношениях по поводу государственной тайны широкое распространение получили носители для долговременного хранения, срок эксплуатации которых не определен и не ограничен, а прекращение выполнения функции хранения может быть обусловлено только случайными обстоятельствами. В отдельных случаях могут быть использованы и носители для кратковременного хранения, функции которых прекращаются по истечении установленного времени их эксплуатации завершением цикла работы с данной информацией и иными закономерными процессами, в силу действия которых носитель не может использоваться в соответствии с его целевым назначением в будущий период времени.
Система защиты государственной тайны охватывает собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение режима конфиденциальности сведений, отнесенных к государственной тайне. Однако в контексте Закона данная система воспринимается как комплексное понятие, охватывающее все стороны реализации мер по защите такой информации. Системный характер защиты свидетельствует о том, что она обеспечивается посредством реализации комплекса разносторонних мер и направлений деятельности, основной целью которых является обеспечение установленного уровня секретности сведений. Защита информации обеспечивается системой защиты информации, включающей в себя совокупность органов и исполнителей, используемой ими техники защиты, организованной и функционирующей по правилам, установленным правовыми, распорядительными и нормативными документами в области защиты информации.
Система представляет собой внутренне упорядоченный и согласованный механизм, совокупность элементов, обеспечивающих надлежащую степень защиты информации. Одним из элементов такой системы являются органы защиты государственной тайны.
Статус государственной тайны свидетельствует о том, что указанный вид деятельности обеспечивается исключительно органами государственной власти, в большинстве случаев федеральными. Перечень таких органов регламентирован специальной нормой комментируемого Закона «О государственной тайне»: в соответствии с требованиями ст. 20 полномочия по защите государственной тайны возлагаются не только на федеральные органы государственной власти (хотя они являются приоритетными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
8. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976 // Российская газета, N 298, 30.12.2014.
9. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, N 7, ст. 762.
10. Верютин В.Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2012.
11. Добрынская (Спиридонова) В.В., Бадальянц Э.Ю., Бевзюк Е.А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
12. Зорькин В.Д. Правовой путь России. М.: Библиотечка РГ. 2014. Вып. 8.
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
14. Корсун Р.В. Правовой институт государственной тайны и его отражение в законодательстве государств, входящих в СНГ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
15. Корякин В.М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 9-10.
16. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова и др.; под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2014.
17. Слободанюк И.А. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны: Моногр. М., 2009.
18. Спектор Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.
19. Тимошенко В.А., Козлов С.С. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.
20. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.