Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование спроса является сложной
концепцией, требующей изучения всех ситуаций и всех факторов, в которых возникают различные
нетипичные типы поведения покупателей и продавцов. Действительно, в реальной жизни люди
обычно покупают товар по более низкой цене, чем по высокой цене. Кроме того, потребление
подчиняется принципу уменьшения предельной полезности: поскольку каждая последующая
единица, приобретенная определенным продуктом, приносит все меньше и меньше полезности
для потребителя, он будет покупать дополнительные единицы только тогда, когда цена на них
постоянно снижается.
Среди факторов могут быть как исторический период, так и культура и даже природные условия.
Отношения между людьми могут развиваться в двух направлениях.
Во-первых, нетипичное поведение одного члена общества может быть сглажено остальным
обществом и никак не повлияет на спрос. Во-вторых, поведение одного и того же покупателя
будет влиять на группу людей и распространяться по всему обществу, оказывая влияние на
отрасль или даже на экономику.
Исключения из закона спроса включают, прежде всего, эффект объединения большинства, эффект
сноба и эффект Веблена, которые сходны в том, что спрос во всех этих случаях обусловлен
экзогенным влиянием на полезность.
Если мы рассмотрим эффект исключений из закона спроса в категориях жизненного цикла нового
продукта, то это эффект сноба, который переносит его в зону роста: без людей, которые хотят
выделиться, покупая дорогой новый продукт. Продукт, который никто не имеет, развитие
инновационных потребительских товаров на рынке будет идти гораздо медленнее.
Нерациональный спрос дает определенную пользу для экономики, поскольку повышает уровень
потребления, а следовательно – обеспечивает развитие производства.
Проблемам потребления и потребительского поведения посвящены работы отечественных и
зарубежных учёных. В первую очередь, следует выделить таких исследователей, как Т. Веблен,
Дж. Гэлбрейт, Х. Лейбенстайн, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, В. Тамберг. В процессе исследования были
использованы теоретические положения и выводы таких российских учёных, как В.В. Радаев, А.Б.
Гофман, А.В. Логунов, Ю.А. Цимерман.
3
Таким образом, теоретико-методологическая база исследования представлена широким рядом
не только экономических работ, но и трудов в области психологии и социологии.
Цель работы – на основе анализа исключений из закона спроса определить проблемы и пути их
решения.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы формирования спроса.
2. Охарактеризовать исключения из закона спроса.
3. Определить проблемы формирования рыночного спроса и пути их решения.
Объект исследования – закон спроса и факторы, на него влияющие.
Предмет исследования – исключения из закона спроса.
В качестве информационной базы для исследования были использованы статьи ведущих
экономических журналов и газет; информационные ресурсы сети Интернет.
При проведении исследования использовались такие экономические методы как индукция,
дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение
изучаемых показателей.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников, включающего 20 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА
1.1. Сущность рыночного спроса
Концепция спроса. Процесс обмена товаров на рынке имеет свои законы. Одним из наиболее
важных законов рыночной экономики, регулирующих процесс товарного обмена и
ценообразования, является закон спроса. Покупатель, при необходимости, хочет приобрести
товар, однако для того, чтобы это желание было реализовано, и он выполнил свой спрос на товар,
необходимо выполнить несколько условий: наличие товара (точка продажи), покупательная
способность, будет покупать и соответствующую социальную среду. [13, с. 75]
Таким образом, на рынке пересекаются два встречных потока: покупатели, испытывающие
определенные потребности и намеревающиеся приобрести конкретный продукт, и
производители (продавцы), которые готовы предоставить его по определенной цене. Далеко не
всегда эти встречные потоки входят в состояние равновесия. Зачастую в повседневной жизни
приходится сталкиваться с примерами, когда поиск нужного товара оказывается безуспешным по
разным причинам, и не каждый, кто хочет купить нужный товар, находит товары, товары или
услуги, которые ему нужны на рынке.
4
Рисунок 1. «От потребности к спросу» (по А. В. Осташкову)
Спрос - это количество товаров или услуг, которые будут приобретены по определенной цене за
определенный период. [5, с. 48]
Неценовые факторы могут влиять на изменение спроса:
изменение денежных доходов населения (рост доходов увеличивает спрос на различные
виды товаров (качественные продукты питания, мебель, бытовая техника) по всем возможным
ценам для них);
изменения в структуре населения (старение населения, увеличение числа пенсионеров,
увеличение спроса на диету, лекарства и медицинскую помощь);
изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители (рост цен на сливочное
масло увеличит спрос на маргарин);
государственная экономическая политика (денежные льготы, выплачиваемые
государством бедным, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения);
изменение потребительских предпочтений под влиянием рекламы, моды и т. д.
(Увеличение спроса на спортивную обувь в восьмидесятых годах связано с тем, что среди
молодежи она перешла в категорию повседневной обуви). [7, с. 63]
Спрос означает желание потребителей покупать определенные товары и услуги по определенной
цене.
Потребители покупают товары и услуги только по определенной цене, когда они им нужны.
Величина спроса - это количество товаров, которые потребители готовы покупать в течение
определенного периода времени по определенной цене.
Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в течение
определенного периода покупать товары по любой из цен, предлагаемых на рынке. Кроме того,
объем спроса и цена спроса имеют важное значение.
Спрос - это количество товаров, которое потребители хотят купить. Цена спроса - это
максимальная цена, которую покупатели готовы платить за определенное количество товара.
Существует определенная корреляция между рыночной ценой товара и количеством, на которое
представлен спрос. Зависимость спроса от цен определяется законом спроса.
1.2. Факторы, влияющие на рыночный спрос
Обратная связь между ценой товара и величиной спроса может быть показана в виде простой
диаграммы, которая традиционно показывает размер спроса по горизонтальной оси и цену по
вертикальной оси.
5
Рисунок 2. Кривая спроса.
Полученная кривая называется кривой спроса. Он направлен вниз и вправо, что ясно показывает
влияние Закона о спросе: люди покупают большее количество товаров, когда их цена падает.
Таким образом, соотношение между ценой и спросом меняется на противоположное. [4, с. 83]
При взгляде на кривую спроса предполагается, что другие условия, влияющие на спрос, за
исключением цены, остаются неизменными. Однако существует ряд факторов, которые также
влияют на спрос. Изменение одного или нескольких детерминантов приводит к сдвигу в кривой
спроса.
Рисунок 3. Сдвиг кривой спроса
Когда потребители проявляют желание купить больше этого продукта по любой из возможных
цен, очевидно, что спрос увеличился. Поэтому увеличение спроса выражается в сдвиге кривой
спроса вправо от D1 к D2 (рис. 3).
Напротив, падение спроса происходит, когда потребители покупают меньшее количество
продукта по любой из возможных цен из-за изменения одного или нескольких определяющих
факторов. Точно так же падение спроса графич
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аджиасанов, Э.С. Потребительский спрос как фактор развития национальной экономики /
Э.С. Аджиасанов // Национальные экономические системы в контексте формирования
глобального экономического пространства: сборник научных трудов III Международной научнопрактической конференции. Крымский инженерно-педагогический университет. – 2017. – С. 52-54.
2. Базиков, А.А. Микроэкономика (продвинутый уровень) / А.А. Базиков. – Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2016. – 141 с.
3. Базиков, А.А. Практикум по экономической теории: микро- и макроэкономике / А.А.
Базиков. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 123 с.
4. Березин И. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальное
расслоение в России // Практический маркетинг. 2019 № 108. Материалы форума и выступление
Премьер-министра Российской Федерации Д. Медведева «Открытые инновации» Москва, 28
октября 2019 г.
5. Бринева, Д.А. Применение линейных моделей в исследованиях спроса и предложения /
Д.А. Бринева // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 3-й Международной
научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 6 томах. – 2018. – С. 97-100.
6
6. Васильева, М.В. Сравнительный анализ исключений из закона спроса / М.В. Васильева,
К.Д. Киселёва // Новый взгляд. Международный научный вестник.– 2016. – № 11. – С. 170-177
7. Германова, О.Е. Микроэкономика. Промежуточный уровень: задачи с решениями / О.Е.
Германова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный
федеральный университет», Экономический факультет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство
Южного федерального университета, 2018. – 282 с.
8. Елагина, В.Б. Экономика: пороговый, продвинутый и высокий уровни / В.Б. Елагина ;
Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. – 112 с.
9. Залозная, Д.В. Экономика / Д.В. Залозная. – Изд. 2-е стер. – Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2018. – 161 с.
10. Каращук О.С., Доан М.Л. Статья "Актуальные проблемы российской розничной торговли и
решений" // Сборник научных статей с международной научно-практической конференции
"Экономика и инновации". РЭУ им. Г.В. Плечанова. Ноябрь 2018 г .;
11. Кобзева Т. Я., Сучков В. А. Статья «Российский менеджмент в борьбе с импортной
зависимостью на современном этапе» // Сборник докладов на научно-практической конференции
межвузовского студента. РЭУ им. Г.В. Плечанова. Апрель 2015 г .;
12. Кобзева Т. Я., Ястин М. Д. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения на
российском рынке // Молодые ученые. - 2020. - № 21.- С. 397-402. - URL
https://moluch.ru/archive/101/22941/
13. Литвинова О. В. Статья «Выявление и оценка факторов, влияющих на развитие розничного
рынка» // Управление экономическими системами. 2018. - № 2
14. Лучков, Р.М. Рыночный механизм и его основные элементы / Р.М. Лучков, Е.Ю. Маслова //
Наука, творчество, инновации. Международный сборник научных трудов ученых, преподавателей,
магистрантов, студентов и практических работников . г.Краснодар, 2020. – С. 112-116.
15. Николаева, И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К°,
2017. – 328 с.
16. Носова, С.С. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие / Носова С.С. - Москва:
Русайнс, 2020. - 168 с.
17. Салпагарова, Л.Р. Проблемы спроса на товары Гиффена /Л.Р. Салпагарова // Молодежь.
Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. – 2019. – С. 281-
285.
18. Самарханова, А.А. Спрос как экономическая категория из повседневной жизни / А.А.
Самарханова, Н.Б. Сингизова // Современная экономика: теоретические и практические подходы.
Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов,
молодых ученых. – 2018. – С. 188-191.
19. Синчуков, А.В. К вопросу об использовании дифференциальных моделей в экономических
исследованиях / А.В. Синчуков // Системные технологии. – 2018. – № 1 (26). – С. 78-81.
7
20. Сорокин, А.В. Общая экономика: базовая модель / А.В. Сорокин ; Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017.
– 225 с.
21. Сорокин, А.В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура / А.В. Сорокин. –
Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 640 с.
22. Экономика / Д.И. Кузьмин, Н.Н. Кузьмина, Т.П. Малинова, Т.М. Шибитова ; Министерство
образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск
: СФУ, 2016. – 284 с.
23. Экономика : [16+] / О.В. Шатаева, Е.Н. Акимова, О.Т. Шипкова, А.В. Савинов. – Москва ;
Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 172 с.
24. Экономика : курс лекций : учебное пособие / И. И. Зедгенизова, Э. Л. Доржиева ; ред. Л. С.
Кривоносова ; М-во образования и науки РФ, Иркут. нац. исслед. техн. ун-т. - Иркутск : ИРНИТУ,
2016. - 171 с.
25. Экономическая теория / В.М. Агеев, А.А. Кочетков, В.И. Новичков и др. ; под общ. ред. А.А.
Кочеткова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 696 с.