Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, тесно связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. Появилось много публикаций по проблеме непрерывного образования. Независимо от сферы деятельности
2
специалиста непрерывное образование дает свои положительные результаты.
На современном этапе развития общества особую актуальность получила проблема подготовки кадров в физической культуре и спорте. Интенсификация профессионального физкультурного образования постоянно возрастает и заставляет педагогов и тренеров, организаторов физкультурно-спортивного движения и других работников сферы искать новые методы работы, разрабатывать и совершенствовать новые методики и программы дополнительного профессионального образования.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта: проблемы и перспективы
1.1. Особенности педагогической деятельности и функциональные обязанности специалиста по физической культуре и спорту
Понятие «педагогическая деятельность» в педагогической теории разработано достаточно полно. Педагогическая деятельность – «особый вид социальной деятельности человека, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе».
Н. В. Кузьмина педагогической называет такой вид профессиональной деятельности, предметом которой является формирование личности другого человека средствами своей специальности .
Практически все исследователи отмечают, что качество педагогической деятельности зависит от уровня владения педагогом искусством воздействия на другого человека. Содержание педагогической деятельности развивается от разработки профессиограммы, в которой обозначены основные черты личности педагога, выделены основные компоненты педагогической деятельности, до разработки профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», в котором все
3
компоненты профессиограммы педагога объединены в трудовые функции.
В структуре педагогической деятельности выделяют: во-первых, организаторскую деятельность, предполагающую выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в разные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности; во-вторых, коммуникативную деятельность, направленную на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. В контексте нашего исследования выделены особенности педагогической деятельности бакалавров физической культуры:
1) педагогу нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми и понимать их, что отражает коллективный характер педагогического труда;
2) требует от учителя физической культуры собственной физической подготовленности в области физической культуры и спорта;
3) взаимодействие с обучающимися направлено на физическое развитие обучающихся.
Объектом педагогической деятельности, по мнению авторов, является процесс индивидуально-личностного развития, становления человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения; предметом педагогической деятельности – закономерности индивидуально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека; целью педагогической деятельности является управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных его свойств и качеств .
1.2.Подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта на современном этапе
Подготовка профессиональных кадров в системе образования является важнейшей составляющей осуществления программы реформы
4
российского образования. На сегодняшний день используются инновационные методы подготовки преподавателей, которые позволяют грамотно сформировать преподавательский состав, включающий профессионалов своего дела, специалистов, готовых адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям ведения профессиональной деятельности.
Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта является обособленным, самостоятельным сегментом национальной образовательной системы, так как имеет свои особенности и характеризуется определенными чертами. Вступление России в Европейское образовательное пространство во многом предопределило траекторию дальнейшего развития данной отрасли подготовки специалистов .
Подготовка должна осуществляться с обязательным повышением квалификации, подтвержденной и последующей аттестацией преподавательского состава, также существенным методом развития данной отрасли является сертификация работников сферы физической культуры и спорта. На данный момент в Российской Федерации существует обширная сеть образовательных учреждений, занимающихся подготовкой профессиональных кадров в сфере культуры и спорта. Она включает в себя училища олимпийского резерва, колледжи, техникумы, учреждения дополнительного специального образования. Также существует подготовка в рамках докторантуры и аспирантуры .
Образование преподавателей физической культуры и спорта включает в себя два направления. Первое готовит ученых-исследователей и педагогические кадры, подготовка осуществляется кафедрами физической культуры и спорта на базе университетов, педагогических институтов и колледжей, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Второе направление сосредоточено на подготовке тренерских кадров на базе специализированных вузов физической культуры и спорта, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ .
На сегодняшний день существует многоуровневая система подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта. Бакалавриат, как четырехуровневая система получения высшего образования, рассматривается в значительной степени как часть подготовки специалиста или магистра.
5
Но в тоже самое время крайне важно иметь специалистов более высокого уровня, получивших дополнительные знания в аспирантуре и докторантуре, имеющих определенных опыт в научноисследовательской деятельности в области физической культуры и спорта, а также в области организации и управления данной отраслью.
Глава 2.Исследование профессиональной деятельности инструкторов, работающих в фитнес-клубе
2.1. Задачи исследования
1. Определить особенности профессиональной деятельности инструкторов, работающих в фитнес центре города _________________________.
2. Проанализировать работу фитнес тренера
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы.
2. Методы опроса – беседа и анкетирование.
3. Методы изучения передового практического опыта.
Анализ специальной литературы.
Нами была проанализирована литература в следующих направлениях: изучение опыта практической работы в сфере физической культуры и спорта, современные технологии специалистов по физической культуре и спорту.
Изучена официальная документация Министерства спорта и Министерства образования России, связанная с подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта.
6
Изучение научно-методической литературы позволило обосновать необходимость разработки поставленных задач.
2.3 Организация исследования
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе выбрана тема исследования. Исходя из этого, были поставлены задачи, определен контингент испытуемых, выбраны методы исследования. С целью сбора информации по данному исследованию был проведён анализ научно-методической литературы. Сведения из разных источников были сопоставлены и систематизированы. Также были проведены педагогические наблюдения; проведен анкетный опрос занимающихся, персональных тренеров и инструкторов оздоровительных и фитнес-клубов.
2.4. Результаты исследовани
Фитнес-клуб это спортивно-оздоровительные центр для желающих приобрести или поддержать хорошую физическую форму, пользуясь самыми современными западными технологиями и программами в области фитнеса. В последние годы все больше популяризировалось посещение фитнес-клубов, что предполагает занятия с тренерами, в группах и индивидуально .
Изучение профессиональной деятельности специалистов фитнеса позволяет определить структуру и содержание образовательных программы, рационально построить педагогическую технологию повышения качества работы, определить необходимые знания, умения и их личностные качества .
Организационную структуру фитнес–клуба представим на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура фитнес–клуба «Богатырь
Основными параметрами фитнес–клуба являются:
7
Глава 3. Практические рекомендации
Исходя из специфики профессиональной деятельности можно выделить основные знания, которые необходимы специалисту фитнеса.
Для разработки программ занятий с разновозрастными группами необходимы общетеоретические знания по анатомии, физиологии, особенностям возрастного развития, психологии, педагогике физической культуры и спорта, теории и методики физического воспитания, особенностям использования современных физкультурнооздоровительных технологий.
Кроме того, тренер групповых занятий, работающий в рамках фитнес– клуба, должен уметь проводить разнообразные по содержанию занятия, работать с различными возрастными группами, корректировать содержание занятия в зависимости от возрастного состава и количества учеников.
Заключение
Анализ выделенных нами проблем, определяющие актуальность проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, позволяет сделать следующие выводы.
Потребности общества и образовательных учреждений в соответствующем типе личности, обуславливают необходимость в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
8
1. Алексина А. О., Данилова А. М., Иванова Л. А., Казакова О.А. Кадровый аспект в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 11–12.
2. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
3. Зиновьева Т. А., Павлова Н.И. Новые подходы к аттестации тренерских кадров в сфере физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. С. 115–119.
4. Калашников Д.Г. Повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, работающих в коммерческих спортивно-оздоровительных центрах(фитнес-центрах) // Материалы научной конференции «Дополнительное профессиональное образование в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях современных достижений науки и практики» М.: Спорт Академ Пресс. – 2004 – С. 106-109.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. – М.: Издво Московского университета, 1988. – 199 с.
6. Колесникова Т. П. Модель развития и регулирования сферы физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. С. 124–127.
7. Кудряшов Т. А., Кириченко Р. В., Танасчишин А. А. Физическая культура и спорт как факторы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 10. С. 136–138.
8. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя : текст лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. – Гомель : Гомельский гос. ун-т. – 2019. – 57 с.
9. Курдюков Б. Ф., Бойкова М. Б., Вяткина Ю. Ю., Курдюкова Е.А. Модернизация системы вузовской подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2016. № 2. С. 69–71
9
10. Лисицкая Т.С. Подготовка специалистов по аэробике в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях современных достижений науки и практики: материалы Всерос. науч. конф. – М., 2004. – С. 28-33.
11. Назаров В. Л., Обожина Д.А. Компетенции в содержании труда менеджера в сфере физической культуры и спорта в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 40–42.
12. Никитушкин В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебное пособие для академического бакалавриата / В. Г. Никитушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 280 с.
13. Павлов П. В., Воронцов Н.Д., Князева Н.А. Пути повышения эффективности применения компетентностного подхода при подготовке бакалавров в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (29). С. 12–14.
14. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / авт.-сост. А. В. Царик. – М.: Советский спорт, 2012. – 992 с
15. Усцелемова, Н. А. Технология создания физкультурно-спортивной организации: нормативно-правовое обеспечение, лицензирование деятельности : учеб.-метод. пособие / Н. А. Усцелемова, С. В. Усцелемов. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 54 с