Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Аутизм является серьезным расстройством психики, в значительной степени снижающее уровень адаптации детей и их социализацию в окружающем мире. Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становятся тяжелыми инвалидами [2]. В целом у аутичного ребенка грубо нарушается связь с близкими людьми и с социумом, и это нарушение происходит иным образом, не так как у других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Аутизм довольно сложно диагностируется в раннем детском возрасте. Это обусловлено прежде всего отнесением различных моторных и речевых особенностей поведения ребенка к особенностям возраста характера. Показано, что раннее начало реабилитации детей с РАС облегчает их взаимодействие с окружающим миром во взрослом возрасте.
У детей с РАС контакты со взрослыми людьми или другими детьми часто оказываются травматичными, что обусловлено сверхчувствительностью к той информации, которую несёт в себе лицо и речь человека. В этом случае собака может выступать тем посредником между ребёнком и взрослым, который помогает вовлечению ребёнка в совместную игру.
С собакой детям с РАС легче устанавливать контакт, формировать игровое взаимодействие, поскольку животное не вызывает таких сильных эмоциональных переживаний. При этом собака – это живое существо, активное, общительное. Общение с животным не требует обязательного использования речи, которое может вызывать у ребёнка страх, снижает количество факторов тревоги.
2
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра
Термин «аутизм» был введен в начале XX века известным швейцарским психиатром Е. Блейлером (E.Bleuler) и изначально обозначал отгороженность от мира, уход в себя [20]. Позднее, Л. Каннер (L.Kanner) выделил «синдром раннего детского аутизма» как особый клинический синдром с типичным нарушением психического развития, для которого характерно раннее проявление таких симптомов, как аутизм, стереотипность в поведении, особая характерная задержка и нарушение развития речи. Г. Аспергер описал проявления так называемой «аутистической психопатии».
В отечественной психиатрии вопросами аутизма занимались С.С. Мнухин, В.М. Башина, В.П. Осипов, В.Е. Каган, В.В. Ковалев и др. Среди работ психологов и педагогов наибольшее распространение получили труды В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, М.К. Бардышевской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг.
По мнению С.С. Мнухина, клинические проявления аутизма связаны с поражением определенных структур головного мозга. Некоторые исследователи (В.М. Башина, М.С. Вроно, К.С. Лебединская) рассматривали аутизм как явление шизофренного круга. В работах К.С. Лебединской, В.В. Лебединского детский аутизм рассматривался как нарушение психического развития с эмоциональными нарушениями [12]. Сейчас аутизм относят к группе первазивных нарушений развития, для которого типичными проявлениями являются нарушения в сферах социального взаимодействия и коммуникации, а также своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения. До сих пор единого мнения о причинах возникновения детского аутизма нет [2, 3, 8, 9, 12].
1.2. Значение канистерапии
Понятие пет-терапии («терапии с участием животных») впервые было сформулировано в 1960 г. американским специалистом в области детской психиатрии Б. Левинсоном, который обратил внимание на положительные реакции у пациентов-детей положительные реакции в присутствии собаки. Метод лечения, включающий в себя общение с животными, в частности с собакой, получил широкое распространение [20, 21]. В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении детского церебрального паралича, аутизма, гиперактивности, сердечно-сосудистых заболеваний.
Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяют на пассивную и активную. При пассивной деятельности терапевтическое воздействие достигается путем наблюдения за животными в вольерах, природных парках – пациенты получают лечебный эффект просто от их присутствия. Терапевтический эффект при активной деятельности во время общения с собаками достигается за счёт вовлечения пациентов в процесс ухода за животными (кормление, расчёсывание) совместные игры [1, 14].
Для канистерапии могут быть использованы собаки любых пород и беспородные, не выявлено преобладания каких либо пород, в качестве собак- терапевтов. Собак предварительно тестируют по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, другим собакам, отсутствию боязни громких звуков и нестандартных предметов. После этого собаки проходят обучение, которое завершается сдачей экзамена и получения свидетельства «собакасредство реабилитации» [13, 15, 19].
3
Собак мелких размеров успешно используют при работе с пациентами хосписов, взрослыми, пожилыми и лежачими пациентами. Крупные и средние собаки могут быть успешно использованы для работы с детьми и подростками. Выбор размера и породы собаки-терапевта определяет стратегия реабилитации, а не личные пристрастия канистерапевта. Для работы с детьми с РАС часто используют северных ездовых собак – маламутов, хаски, самоедов, чинуки, чукотских и таймырских ездовых собак. Собак этих пород отличают особое доброжелательное отношение к людям и в особенности к детям. Овчарок отличает высокий уровень альтруизма, а потому эти собаки очень легко адаптируются и быстро включаются в программу терапии [15, 17].
Глава 2. Практическое применение канистерапии
Занятия канистерапией с детьми с РАС проводят сертифицированные психологи-канистерапевты. Все собаки, которые работают в отделении канистерапии, должны пройти предварительный отбор по психофизическим данным, а также специальное обучение.
Основными задачами процесса реабилитации детей с РАС с использованием метода канистерапии являются:
− компенсация основного дефекта,
− создание благоприятных условий для развития,
− формирование положительного эмоционального фона,
− развитие способностей к общению с окружающими,
− стимулирование познавательной и творческой активности,
− развитие общей и мелкой моторики,
− развитие навыков игры.
Противопоказания к занятиям канистерапией:
− наличие аллергических реакций на животных;
− наличие галлюцинаций, бредовых идей;
− судороги , наличие неконтролируемых эпилептических припадков;
− наличие соматического заболевания с повышенной температурой тела.
Особенностями метода канистерапии являются:
1. Широта применения. Канистерапия может быть использована в работе с широким спектром нарушений, в процессе работы с детьми, устойчивыми к большинству других коррекционноразвивающих техник.
2. Системность терапевтического воздействия. Повышение адаптационных возможностей ребёнка – это результат развития всей совокупности психических процессов и навыков, расширения возможностей внешней и внутренней деятельности.
3. Эклектичность. Возможность сочетания или включения иных коррекционно-развивающих методик и психотерапевтических техник в процесс канистерапии.
4
4. Гибкость. Метод канистерапии дает возможность индивидуально подходить к каждому ребёнку и регулировать интенсивность воздействий с учётом состояния на данный момент времени.
5. Высокая эмоциональная насыщенность занятий, т.к. взаимодействие ребёнка и собаки носит яркую эмоциональную окраску.
6. Игровая форма занятий. Снижает интенсивность фрустрирующих воздействий, обеспечивает легкость принятия ребёнком канистерапевтической среды.
Программа направлена на решение коррекционно-развивающих и обучающих задач:
Обучающие: познакомить детей с окружающим миром людей и предметов, а также со способами взаимодействия в кругу сверстников и близких взрослых.
Коррекционно-развивающие:
− создать условия для компенсации основного дефекта,
− формировать положительный эмоциональный фон, мотивацию к деятельности,
− развивать способности к взаимодействию с окружающими,
− развивать когнитивные функции,
− развивать общую и мелкую моторику.
− развивать игровые навыки, познавательную и творческую активность.
− формировать умение адекватно реагировать на внешние раздражители в
− специально организованных ситуациях.
Заключение
Канистерапия – это занятия со специально обученными собаками, направленные на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию лиц, нуждающихся в социально-психологической помощи, проводимые под руководством квалифицированного канистерапевта. Канистерапия – метод, содействующий возрастанию психологического здоровья личности. Понимание канистерапии является широким. Она может предполагать:
− использование собаки как тренажера,
− использование собаки как мотиватора поведения,
− рассмотрение собаки как участника группового психотерапевтического действия.
Канистерапия рассматривается как профессиональный вид помощи, который требует специальной подготовки канистерапевтов и специального обучения собак, соблюдения правил техники безопасности и этического кодекса канистерапевта.
Канистерапия может быть использована в работе с широким спектром нарушений, в процессе работы с детьми, устойчивыми к большинству других коррекционно-развивающих техник.
5
Этот метод обладает системным терапевтическим воздействием, позволяет сочетать или включать иные коррекционно-развивающие методики и психотерапевтических техник в процесс канистерапии.
Метод канистерапии дает возможность индивидуально подходить к каждому ребёнку и регулировать интенсивность воздействий с учётом состояния на данный момент времени.
Игровая форма занятий канистерапией снижает интенсивность фрустрирующих воздействий, обеспечивает легкость принятия ребёнком канистерапевтической среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агафонычев В. Как нас лечат собаки \ Агафонычев В. – М., 2015. – 128 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с
3. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ Е.И. Алексеева, С.В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 33–37.
4. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. – Изд. 8-е – М. : Теревинф, 2014. – 288 с.
5. Баенская, Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2011. – 224 c.
6. Баенская, Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 14–22.
7. Баенская, Е.Р. Разделенное переживание – путь терапии детского аутизма [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2014. – №20. – С. 124134.
8. Баенская, Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом [Электронный ресурс] / Е.Р. Баенская // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19 (Дата обращения: 05.03.2020).
9. Барбера, М.Л. Детский аутизм и вербально -поведенческий подход / М.Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. Д. Сергеев. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 304 с.
10. Борякова Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». М.:АСТ; Астель, 2008 – 222 с.
11. Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого - педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Режим доступа http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/obzor-osnovnyh-zarubezhnyh (Дата обращения: 10.03.2020).
12. Виноградова, К.Н. Этиология расстройств аутистического спектра [Электронный ресурс] / К.Н. Виноградова// Режим доступа PsyJournals.ru (Дата обращения: 10.03.2020)
6
13. Канистерапия и аутизм. Помощь детям с аутизмом. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.fl-life.com.ua/ wordpress/archives/tag/канис-терапия-и-аутизм (дата обращения: 05.03.2020).
14. Канистерапия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://autism.com.ua/therapy/alternate/ kanistotherapy.html (дата обращения: 05.03.2020).
15. Канистерапия: собаки-терапевты лечат людей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// happy-womens.com/kanis-terapiya-sobaki-terapevtyi-lechat-lyudey.html#a_menu (дата обращения: 09.03.2020)
16. Ломакина Г. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой / Г. Ломакина. - М: Центрполиграф, 2009. - 192 с.
17. Малыгина В.И., Файер М.Г., Малыгин В.Д. Обоснование применения канистерапии в комплексной реабилитации детей с расстройством аутического спектра\\Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2016. – 2 (68), – № 4. – С.44-52
18. Медведев А. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии \ Медведев А., Медведева И. - М., 2007 – 64 с.
19. Приемы канис-терапии при работе с пациентами. [Электронный ресурс] - Режим доступа: forum.fes-russia.ru/images/priemi-kanis.doc (дата обращения: 03.03.2020).
20. Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология// Теоретические подходы и практическая реализация /А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская. - М.: Макцентр, 2004. – 96 с.
21. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Российское психологическое общество, 2009