Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Паника — это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача- принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). А если все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей. Подобно всем основным эмоциям приступы паники сопровождаются непреодолимым стремлением к деятельности; чаще всего возникает желание спастись бегством, гораздо реже появляется настоятельная потребность вступить в борьбу. В довершение ко всему приступы паники обычно
3
сопровождаются возбуждением вегетативной нервной системы, что необходимо для обеспечения реактивности по типу «бегства-борьбы». Более того, само ощущение неизбежной угрозы или опасности, например, смерти, утраты контроля, насмешек со стороны окружающих, вызывает реакцию «борьбы-бегства». Вместе с тем стремление спастись, возбуждение периферической нервной системы и восприятие угрозы не обязательно присутствуют в каждом случае паники, следовательно, периодически возникают расхождения между системами поведенческой, вербальной и физиологической реактивности. Приступы паники встречаются довольно часто. Во-первых, приблизительно 3-5% населения испытывало приступы паники за последние 12 месяцев, хотя большинство этих людей не отвечают другим критериям панического расстройства.
Глава 1. Теоретические аспекты групповой паники
1.1 Анализ понятия группа
Все мы принадлежим к различным социальным группам и часто говорим о них.
Не существует единого чёткого определения социальной группы, поэтому мы решили привести сразу несколько:
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью.
В совокупности эти определения позволяют составить наиболее точное представление о том, что такое социальная группа. Но есть и другие особенности, о которых следует знать.
Понятие социальной группы – один из самых широко распространенных терминов социологии. Социальная группа является предметом изучения также психологов, маркетологов, экономистов, правоведов, политологов и т.д.
1.2 Особенности понятия групповая паника
Паника (др. греч. Panikos – безотчетный ужас, «внушаемый богом лесов Паном) – состояние аффекта, отрицательно окрашенного, которое может быть вызвано мнимой или действительной опасностью. Паника может охватить одного человека, группу людей, толпу… Сознательному контролю при этом она практически не поддается.
Панику можно классифицировать по нескольким параметрам: масштаб (индивидуальная, групповая, массовая), глубина охвата (легкая, средняя, полная аффективная), длительность
4
(кратковременная, длительная, пролонгированная), инструктивные последствия (зависят от предыдущих пунктов). Паника может возникнуть как внезапно, из-за вдруг появившейся угрозы для жизни (взрыв, пожар, авария), так и может постепенно «набирать обороты» вследствие длительных переживаний.
Катализатором паники чаще всего выступает информация, которая разносится с невероятной скоростью, особенно в наше время в связи с развитием интернета и современных новостных технологий. Очень часто бывает так, что в ходе какой-либо катастрофы гибель людей обусловлена не только обстоятельствами, но и массовой паникой. В психиатрии есть еще два термина, связанных с паникой: паническая атака и паническое расстройство.
Паническая атака – это необъяснимый приступ мучительной тревоги и страха, который сопровождается соматическими симптомами. Ярким примером может послужить человек, страдающий клаустрофобией: из-за гипертрофированной боязни закрытого пространства человек может задыхаться, у него повышается потоотделение, учащается сердцебиение и так далее. Второй термин, паническое расстройство, обозначает психическое расстройство, которое возникает из-за эпизодического проявления панических атак, имеющее более или менее постоянный характер (до нескольких раз в год).
Паническое поведение характерно для ситуаций, когда люди лишены помощи, поддержки, вырваны из привычного образа жизни и не знают, что делать. В этих условиях может начаться паника. Ущерб от паники часто значительно превышает ущерб от явления, её вызвавшего (стихийное бедствие, пожар, банкротство и др.). Изучение паники как особого вида поведения людей, знание методов её предотвращения и прекращения должно быть важной составной частью подготовки менеджера для любой области деятельности.
Паника представляет собой особое эмоциональное состояние, которое возникает из-за недостатка информации о каком-то непонятном и пугающем явлении, ситуации или, наоборот, из-за слишком большого её объёма. Паника проявляется в импульсивных действиях отдельных людей, групп людей или толпы. При панике людьми движет сильный безотчётный страх.
Люди теряют самообладание, мечутся, не видят выхода из сложившейся ситуации, стараются спастись даже ценой гибели других. В современном обществе паника встречается довольно часто. Например, спасающаяся толпа, возникающая при ЧС, ведёт себя именно панически; паника на бирже, банковская паника и т.п. Встречается и панический ажиотаж, т.е. психическое возбуждение людей в процессе деятельности, направленной на снижение или избавление от какой-либо опасности.
Причины, вызывающие панику, принято делить на три группы: физиологические, психологические и социально-психологические. К физиологическим причинам можно отнести большую физическую усталость, долгую бессонницу, сильное психическое потрясение, депрессию, голод, опьянение и т.п. Среди психологических причин можно назвать большую неуверенность в себе и сознание бессилия перед неотвратимой опасностью, чувство изоляции, внезапный страх и т.п.
1.3 Описание случаев групповой паники
5
В 2005 году, когда из-за аварии в энергосистеме Москвы на несколько часов была отключена подача электроэнергии в половине районов столицы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей, у жителей, лишенных источников информации, стали нарастать панические настроения.
По Подмосковью поползли фантастические слухи: якобы в результате взрыва некоей АЭС разрушена половина столицы, скоро ожидаются радиоактивные осадки, и надо немедленно запасаться продуктами, водой, йодом и красным вином. Продавцы всего за несколько часов распродали весь свой товар, включая абсолютный «неликвид».
Когда электроэнергия вернулась в дома, безумие прекратилось. Но этот случай наглядно свидетельствует: современный человек подвержен панике ничуть не меньше, чем его исторические предшественники. История, которую мы рассказали выше, произошла от недостатка информации. Но бывает и наоборот: ложная информация провоцирует у людей панические настроения.
В XIX веке с задачей создания паники на ровном месте отлично справлялись газетчики. 9 ноября 1874 газета New York Herald сообщила читателям о побеге животных из зоопарка в Центральном парке. В материале говорилось о том, что среди сбежавших есть опасные хищники, которые теперь бесчинствуют на улицах города.
Как утверждалось в статье, жертвами зверей стали 49 человек, еще более 200 получили ранения. Статья завершалась словами о том, что все написанное в ней — выдумка. Судя по всему, до конца мало кто дочитывал, поскольку жители Нью-Йорка стали готовиться к настоящей войне. Многие забирали детей из школ и запирались в домах.
Более храбрые объединялись в небольшие отряды, собираясь очистить город от людоедов. Редактору New York Herald Томасу Коннери пришлось покаяться. Он пояснил, что таким необычным способом хотел привлечь внимание к тому, что в зоопарке действительно не соблюдаются меры безопасности.
Страх в результате террористического акта вызывает в человеке практически одно желание — убежать как можно дальше от источника страха.
Глава 2. Социальные представления школьников о панике
2.1 Описание процесса исследования
Результаты исследования, проведенного была случайная, нецелевая по принадлежности к группам школьников.
Данные авторского социологического исследования – фокус-групп с тремя социальными группами школьников, которые позволили получить более развернутую характеристику социальных представлений школьников о массовой панике.
Всех участников фокус-группового исследования можно подразделить на три группы:
- получающие среднее профессиональное образование;
6
- обучающиеся в 11Б;
- обучающиеся в 11В.
Основными исследовательскими задачами являлись:
1) определение общей информированности о групповой панике;
2) характеристика эмоционального отношения к групповой панике;
3) оценка остроты террористической угрозы;
4) определение оптимальных мер для предотвращения террористических событий в учебных заведениях;
5) изучение представлений о мотивах вовлеченности молодежи в террористические сообщества.
2.2 Анализ результатов
Результаты всероссийских социологических исследований свидетельствуют о том, что о проблеме групповой паники задумываются только 37% опрошенных.
Таблица 3. Интерес к проблеме групповой паники (в %)
11 А 11 Б 11 В В целом по выборке
Да 25 37,5 47,5 37
Нет 30 25 15 23
Трудно сказать45 37,5 37,5 40
Чем старше становится человек, тем больше он размышляет о проблемах групповой паники (рис. 1).
Рисунок 1. Интерес к проблеме групповой паники (в %)
Проведенные авторами фокус–группы позволили определить представления о групповой панике, сформировавшиеся у различных групп молодежи. Доминирующим представлением о групповой панике является понимание того, что «Массовая паника – это огромная угроза в мире» и «Групповая паника – попытка устрашения, направленная на слабых» (табл. 1).
Глава 3 Анализ социальных представлений школьников о панике
3.1 Анализ полученных результатов
7
Для обучающихся в 11А, групповая паника– это, с одной стороны, Паника, опасность и теракт, а с другой, – неконтролируемые действия людей, влекущие за собой отрицательные последствия. Выпускники, получающие среднее профессиональное образование, рассматривают теракт как опасность, Паника, хаос и несогласие с государством.
Обучающиеся в 11В поставили акцент, размышляя о теракте, на том, что «теракт» — это насилие, подавление, применение силы над беззащитными, попытка подрыва государственного устройства, преступления против человечества. Таким образом у всех опрошенных групп сформировано представление о групповой панике как акте насилия, влекущем опасность и Паника.
Информация о террористических актах всегда вызывает эмоциональную реакцию. Вторичный анализ результатов исследования по выборке в целом показывает, что чаще всего информация о терактах вызывает страх (37,5%) и тревогу за свое будущее (34,0%). «Возмущение» как эмоциональная реакция возникает достаточно редко (15%).
Однако настораживает тот факт, что «сочувствие жертвам» практически не возникает в молодежной среде.
Результаты проведенных фокус-групп свидетельствуют о том, что большинство опрошенных 11А испытывают страх, а также сочувствие и сожаление к родным и близким пострадавшим. Выпускники, получающие среднее профессиональное образование, основными эмоциями при упоминании групповой паники называют жалость и сопереживание. Первоочередными эмоциями, которые приходят при упоминании о паники и террористических актах обучающимся в 11Б, являются: боль, утрата, сломанные судьбы, потеря близких, Паника, кровь, слезы, страх, паника, жертвы, огонь, крик.
Таким образом, эмоции, связанные с паникой у всех исследуемых групп, схожи: это страх, ужас, боль, сочувствие. Страх и ужас, безысходность и отчаяние преобладают у обучающихся в 11А. Страх, скорбь и сочувствие – основные эмоции, которые испытывают обучающиеся в 11Б. Результаты показывают, что чем старше и образованнее молодежь, тем больше осознанности, а не эмоций в восприятии и рациональных попыток поиска объяснения происходящего. Однако страх, ужас и переживание как эмоциональная реакция проявляются и у этой группы молодежи. Отдельно выделяется группа молодых людей, для которых преобладающей эмоцией становится «интерес».
Для получения выраженности личностных свойств по личностному дифференциалу у учеников 11А и учеников 11Б и 11В при выполнении различных инструкций была использована методика «Семантического дифференциала». В качестве объекта исследования выступали: Я-реальное, Яидеальное и Паника. Сравнение данных, полученных при проведении методики, представлены в таблице ниже.
Заключение
Основываясь на анализе, сопоставлении и обобщении результатов социологических исследований, можно сделать следующие выводы. Молодежь считает проблему групповой паники одной из главных проблем XXI века. Под понятием «групповой паники» респонденты в основном понимают Паника, опасность, хаос, страх, убийство, боль, утрату, сломанные судьбы,
8
потерю близких. Молодежь отчетливо осознает, что сегодня групповая паника не имеет границ. Рост террористической угрозы, а значит групповой паники увеличивается как в стране, так и в мире.
Основными причинами терактов были названы: озлобленность людей; протест против мира; недовольство действующим правительством, политикой и государством в целом.
Наиболее действенной и эффективной мерой для предотвращения групповой паники в учебных заведениях выступают воспитательная работа с обучающимися, пропаганда, идеология, беседы психологов и ужесточение законодательства. Основным препятствием для успешной борьбы с групповой паникой со стороны государства является неподготовленность к предотвращению терактов.
Большинство людей даже если и задумываются о данной проблеме, то считают, что если что-то и случится, то точно не с ними, что они не попадут в эпицентр событий. В связи с этим они часто бывают невнимательны. Другая часть информантов сделала акцент на незащищенности со стороны охранных предприятий, так как никто не может предугадать, где и когда случится теракт. Подстрекатели воспринимаются в большинстве своем и как психически ненормальные люди, так и целеустремленные граждане, борющиеся за идеи.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. – М.: ЮИ МВД России, Книжный мир, 2003.
2. Гридчин А.А., Пашкевич А.В. Управление международным антитеррористическим сотрудничеством. – М., 2016.
3. Иорданская Л. Н., Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства // Розенцвейг В. Ю. (отв. ред.) Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1970, с. 3 — 26.
4. Иорданская Л. Н., Страх1 // Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 14. Wien, 1984, с. 806—814.
5. Кудрявцев В.Н. Страт Панический страх // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
6. Меркулов П.А., Проказина Н.В. Экстремизм в понятийном аппарате социальногуманитарного знания // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. – Т 11. – № 6. – С. 117–124.
7. Никитенко П.Д. Социальные представления молодежи о мире в различных условиях социализации // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т.13. – Вып. 3. – С. 67 – 71.
8. Паника // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
9
9. Паника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907— 1909.
10. Паника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
11. Урысон Е. В., Страх, боязнь, испуг, ужас, паника // Апресян Ю. Д. (рук.). Новый объяснительный словарь синонимов русского языка: Проспект. М.: Русские словари, 1995, с. 472—486.
12. Шрамм А. Н., Лексико-семантическая характеристика существительных, выражающих чувство страха // Учёные записки Калининградского государственного университета. 1969. Вып. 4. Калининград: Калининградский государственный университет, 1969.
13. Ярычев Н.У. Угроза групповой паники в условиях современного мира // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.4 (21). – С. 385 – 386.
14. Hans Morschitzky: Endlich leben ohne Panik, Fischer & Gann Verlag, Munderfing 2015, ISBN 978-3-903072-05-3егии борьбы с преступностью. – М., 2003.
15. Jürgen Margraf: Panik: Angstanfälle und Ihre Behandlung, Springer Verlag, Berlin 2013, ISBN 978-3-540-52211-9