Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель курсового проекта: усвоение методов проектирования технологических процессов перевозки пассажиров, получение практических навыков по совершенствованию организации работы автобусов на маршрутах с применением прогрессивных форм.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- анализируется пассажиропоток на маршруте;
- выбирается тип подвижного состава и рассчитывается потребное количество автобусов;
- разрабатываются рациональные графики работы автобусов по периодам суток;
- определяются формы организации автобусных перевозок;
- составляется маршрутное расписание автобусов;
- разрабатываются месячные графики работы водителей;
- рассчитываются и анализируются технико-эксплуатационные показатели проекта;
- оценивается экономический и социальный эффект от предложенных мероприятий.
1. Анализ состояния пассажирских перевозок и пассажиропотока на маршруте
1.1 Состояние пассажирских перевозок
Проблема транспортного обслуживания населения городов в часы «пик» приобрела повсеместное значение, т.к. в утренние и вечерние часы пиковых нагрузок на городских маршрутах перевозится до 50 % общего объема ежедневных перевозок пассажиров. Чрезмерное наполнение транспортных средств в эти часы отражается на состоянии и настроении пассажиров (проведенные 10 минут в переполненном автобусе снижают производительность труда на 4 %), снижает уровень и качество обслуживания, затрудняет сбор проездной платы, способствует преждевременному выходу из строя подвижного состава.
Для организации контроля за автобусами применяют комплексные средства диспетчерской связи – проводные, радиотелефонные и радиорелейные. При организации диспетчерской связи различают средства внешней и внутренней связи.
Диспетчерское руководство движением автобусов является завершающим этапом всей эксклюзивной деятельности пассажирского автомобильного транспорта. Диспетчерская служба следит за своевременным выполнением основного назначения эксплуатирующих транспортных средств, обеспечивает контроль и руководство за перевозкой пассажиров автобусами в городских, пригородных и междугородных сообщениях. Организует и контролирует работу водителей автомобиля на линии, составляет разнарядку. Принимает необходимые меры по обеспечению безопасности движения автобусов. Инструктирует водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог. Дежурный диспетчер по выпуску до начала выпуска автобусов на линию изучает утвержденный суточный наряд выпуска по всем городским, пригородным и междугородним маршрутам. Уточняет состояние технической готовности всех автобусов, подлежащим выпуску на линию, а также предназначенных для резерва. Одновременно диспетчер знакомится с вновь поступившими распоряжениями, связанными с очередным выпуском автобусов, наличие автобусных расписаний движения. Заполняет, выдает и принимает путевые листы и другие документы, отражающие выполненную работу, проверяет правильность их оформления. Принимает меры по включению резервных автобусов в движении на маршруте в замен преждевременно сошедших по техническим и другим причинам автобусов. Организует в необходимых случаях оказания своевременной технической помощи подвижному составу на линии. Ведет журнал и книгу дежурств.
В условиях городских перевозок движение автобусов может быть организовано в различных сочетаниях. Так на одном и том же маршруте в различные часы или дни недели движение может быть организовано обычное или полуэкспрессное, обычное или экспрессное и т. д. В любом сочетании формы организации движения подвижного состава должны строго соответствовать характеру изменения объема перевозок пассажиров и отвечать интересам последних.
С целью более полного удовлетворения потребностей населения в перевозке и повышения качества обслуживания пассажиров в часы пик движение автобусов может быть организовано по системе спаренных рейсов. Эта система предусматривает одновременное движение двух автобусов по единому расписанию без интервала (по времени). Эта система движения позволяет значительно увеличить единовременную перевозку пассажиров, избежать перенаполнения автобусов и выдержать установленные интервалы движения на маршруте.
Обеспечение максимально возможного выпуска автобусов на линию в часы пик является одним из основных направлений совершенствования эксплуатационной деятельности ПАТП. Дифференциация выпуска ПС по часам суток при максимально возможном выпуске автобусов в часы пик, особенно автобусов повышенной вместимости, является важным пунктом программы улучшения качества обслуживания. Увеличение выпуска ПС сокращает интервалы движения и затраты времени на ожидание. 100% выполнение рейсов, ликвидация опозданий, срывов и преждевременных возвратов автобусов в парк способствует надежности функционирования перевозочного процесса в часы пик. Это достигается введением и распространением системы планирования резерва автобусов в суточном наряде АТП, а также оперативное управление этим резервом со стороны диспетчерского аппарата ЦДС.
Пассажирские перевозки являются одним из самых востребованных видов услуг, оказываемых населению. При этом, доля перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом составляет 60% от общего объема. Вопрос обеспечения безопасности перевозок данными видами транспорта является на сегодняшний день наиболее актуальным.
Обеспечение безопасности населения на транспорте является комплексной задачей, включающей в себя следующие направления [1-5]:
- соблюдение требований безопасности при планировании и регулировании транспортной деятельности;
- ликвидация «серого» рынка пассажирских перевозок;
- совершенствование состояния и повышение устойчивости к актам незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры;
- профессиональная подготовка и переподготовка персонала транспортных компаний;
- разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем;
- совершенствование механизмов контроля и надзора за состоянием транспортной безопасности при осуществлении пассажирских перевозок.
Транспортная безопасность [3-5] – это не только совокупность мероприятий по увеличению степени защищенности транспортного комплекса, целью которых является обеспечение его устойчивого и безопасного функционирования, защита интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства, но и показатель цивилизованности общества.
На сегодняшний день, в условиях развития общественных и рыночных отношений, особую значимость приобретают методы усовершенствования управления, укрепление дисциплины и ответственности на производстве, всестороннее развитие творческой инициативы и активности работников. Выполнение этих требований в полном объеме относится и к организации работ на автомобильном транспорте.
При этом необходимо учитывать, что значительным темпам автомобилизации сопутствуют существенные негативные последствия. К ним можно отнести увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, увеличение количества граждан, которые погибли или получили травмы в результате ДТП [3-5].
Таким образом, крупная социальная проблема, решить которую пытаются все государственные органы и общественные организации заключается в неполноценном обеспечении безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения нормативно регулируется с применением [1-3]:
- Федерального закона РФ «о БДД» Президент РФ 10.12.95г. №196-ФЗ;
- Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
- Уголовного кодекса РФ;
- Гражданского кодекса РФ;
- Указа президента РФ №711 от 15.06.98г. «О дополнительных мерах по обеспечению БДД".
1.2 Анализ пассажиропотока
Для анализа пассажиропотока рассчитаем пассажиропоток по часам суток.
Пассажиропоток в час «пик» составляет 1530 пассажиров.
В таблице 1 представлен рассчитанный пассажиропоток.
Таблица 1 – Пассажиропоток в прямом и обратном направлении
Часы В прямом направлении В обратном направлении
6-7 306 153
7-8 1071 459
8-9 1530 918
9-10 918 1071
10-11 765 765
11-12 612 459
12-13 459 459
13-14 612 459
14-15 765 612
15-16 918 918
16-17 1071 1224
17-18 1071 1530
18-19 765 1224
19-20 459 765
20-21 306 459
21-22 306 306
22-23 153 153
23-24 0 0
Итого 12087 11934
На основании заданного пассажиропотока составляем эпюру по часам работы и по направлениям (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Эпюра пассажиропотока
По данному рисунку видно, что часы пик приходятся на утренние часы 7-9 и на вечерние часы с 16-19.
2 Выбор типа подвижного состава
При выборе типа автобуса на заданном маршруте используются результаты анализа пассажиропотока и провозная способность подвижного состава.
2.1 Расчет пассажиропотоков и первоначальный выбор марок автобусов
Начальным критерием выбора типа подвижного состава является целесообразный интервал движения автобусов. Согласно заданию объем перевозок составляет 1530 пас./ч, следовательно ранг маршрута – 2, а интервал движения автобусов составляет 3-5 минут. По формуле (1) рассчитаем вместимость автобуса при соответствующем интервале движения автобусов.
Вместимость автобуса, пасс.:
q=(Q_max∙ I ∙ η_н)/60, (1)
где Q_max – пассажиропоток в час “пик” на наиболее загруженном направлении маршрута, пасс;
I – интервал движения автобусов, мин;
η_н – коэффициент неравномерности по направлениям.
Коэффициент неравномерности по направлениям:
η_н=(ΣQ_пр)/(ΣQ_обр ) ,
где ΣQ_пр – сумма часовых пассажиропотоков в прямом направлении, пасс;
ΣQ_обр − сумма часовых пассажиропотоков в обратном направлении, пасс.
η_н=12087/11934=1,01;
η_н=1,01.
Определим вместимость автобуса при интервале движения 3 минуты.
q_1=(1530∙ 3 ∙ 1,01)/60=77;
q_1=77 пасс.
По таблице 3 методических указаний выбираем автобус МАЗ 206-060 (q_н1= 72 пасс.).
Аналогичным образом рассчитываем вместимость автобуса при интервале движения 4 и 5 минут. Получаем следующие результаты:
q_2=103 пасс. (автобус МАЗ-103, q_н2= 100 пасс.).
q_3=129 пасс. (автобус НЕФАЗ-5299-20, q_н3= 114 пасс.).
2.2 Расчет потребного количества автобусов
Максимальное количество автобусов (для часа «пик»), ед
A_max=(Q_max T_об)/q_н , (2)
где T_об – время оборота, ч;
q_н – номинальная вместимость автобуса, чел.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемьев С.П. Автомобильные перевозки пассажиров. – М.: Высшая школа, 1972.
2. Артемьев C.П. Совершенствование перевозок пассажиров в городах. – М.: МАДИ, 1982.
3. Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки. – М.: Транспорт, 1981. – 222 с.
4. Варелопуло Г.А. Организация перевозок и движения. – М.: Транспорт, 1990. – 208 с.
5. Денисов В.Г. Организация автомобильных пассажирских перевозок. – Тула: ТулГУ, 1996. – 96 с.
6. Дуднев Д.И., Климова М.И., Мен А.А. Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом. – М.: Транспорт, 1974. – 295 с.
7. Ефремов И.С. Теория городских пассажирских перевозок. – М.: Высшая школа, 1980. – 535 с.
Гудков В.А., Миротин Л.Б. и др. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Горячая линия – Телеком, 2004, 448 с.
Пассажирские автомобильные перевозки. Под ред. Н.Б. Островского. М.: Траспорт, 1986, 208 с.
СТО ИрГТУ 005-2007. Система менеджмента качества. Общие требования к оформлению текстовых и графических работ студентов. Иркутск, 2007, 34 с.