Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в научной среде в последнее десятилетие активно муссируют идею построения в нашей стране правового государства, руководствуясь ст. ст. 1, 2 Конституции РФ, которые определяют нашу страну как демократическое правовое государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - обязанность государства. Отсюда правовое государство в рамках современного нормативного правопонимания мыслится как государство, в котором все аспекты жизнедеятельности пронизаны принципами законности, справедливости и формального равенства, а общество воспитано на уважении к существующему законодательству. Однако, чтобы декларативные положения нашли приложение в жизни конкретного человека, необходима воля как всего общества в целом, так и государства в лице его органов и должностных лиц.
1. Сущность и формирование правового государства
1.1. Сущность правового государства
2
Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.
Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.
Рассмотрим системообразующие функции более подробно.
Правоустанавливающая функция предполагает действия государства, связанные с официальным признанием тех или иных нормативных установлений, принципов и индивидуальных прав как общеобязательных. Однако не следует понимать эту функцию просто как создание некой совокупности произвольных правил. Через установление правовых норм государство должно ориентироваться на степень их легитимности. В противном случае, если государство будет узаконивать произвол, можно говорить о создании неправовых законов и о дисфункции государства.
1.2. Формирование правового государства
В ряде исследований последовательно подчеркивается необходимость построения в России правового государства. К числу теоретически важных и практически полезных вопросов построения правового государства относится понимание необходимости основ, т.е. исходных начал процесса.
Основной движущей силой и субъектом построения и укрепления правового государства в России, в силу ее исторических, национально-культурных и структурных особенностей, призвано выступать само российское государство.
Построение правового государства является двуединым процессом, связанным не только с традициями, но и с современностью. По своему положению российское государство является наиболее современной организацией российского пространства.
Построение правового государства в Российской Федерации не может не быть составной частью политического курса доминирующей в политической системе политической партии. Другое измерение субъективного момента процесса построения правового государства отражает положение национального лидера и конституционно-правовой статус главы государства.
Конституция Российской Федерации в своем составе не имеет термина «верховенство права». Но важнейшим конституционным элементом характеристики России как современного государства является правовое государство. Конституция в ст. 3 закрепляет принцип верховенства Конституции и федеральных законов, а в ст. 15 - высшую юридическую силу и прямое действие Конституции.
3
Статья 125 Конституции утверждает значение верховенства Конституции в обеспечении режима конституционной законности.
Приведенные положения представляются равнозначными принципу верховенства права, поскольку Конституция России:
а) основана на общественном договоре, который был утвержден на референдуме;
б) признает неотчуждаемые права и свободы человека;
в) базируется на естественном праве, связанном с рынком, частной собственностью, свободой экономической деятельности.
Правовое государство неотделимо от верховенства права. Россия, как часть мирового сообщества, гарантирует народовластие и демократию, права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В российском законодательстве принцип верховенства права имеет многослойное отражение. Законы субъектов Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам. Федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Как известно, распространено многозначное понимание государства. Что касается правового государства, то оно толкуется как государство, которое ограничено правом и даже подчинено ему. Однако государство, даже как правовое государство, не перестает быть государством.
Правовое государство как принцип права имеет конституционную основу и распространяется на государство. Однако взаимоотношения государства и права этим не исчерпываются. Поддержание и защита общеправового принципа правового государства приобретают общественную значимость.
2. Актуальные вопросы функционирования правового государства
2.1. Значимость народа в правовом государстве
Конституционно-правовое регулирование взаимодействия народа и государства является многоаспектной областью научного исследования. Эволюция научных представлений о характере, механизмах и особенностях правового нормирования этих отношений обеспечила формирование широкого спектра теоретических подходов в науке конституционного права. Динамизм трансформации общественных отношений в современных условиях актуализирует необходимость теоретического осмысления фундаментальных правовых основ взаимодействия народа и государства.
Народ, нации, национальности достаточно давно в отечественной правовой науке рассматриваются как субъекты правоотношений. О.Е. Кутафин, проанализировав множество доктринальных пониманий категории «народ», пришел к выводу, что народ выступает полноценным субъектом конституционно-правовых отношений ввиду его учредительного характера и суверенных характеристик, закрепленных в Конституции. Другими словами, народ,
4
учреждая государство, как бы создает его в политико-правовом пространстве, образуя на первоначальном этапе логическую взаимосвязь «исходное - производное». Как правило, непосредственные активные действия, выраженные в правовых формах, в данных отношениях отсутствуют. Однако устанавливается определенное правовое состояние, выражающееся наряду с прочим в том, что государство в своей деятельности базируется на принципах первичности народа, его суверенности и, как следствие, на приоритете интересов народа. Ю.А. Тихомиров в этой связи уточняет, что государство является публичным объединением граждан.
При этом народ не имеет единого институционального выражения, которое позволило бы со всей долей очевидности признать его в качестве понятного, физически выраженного субъекта правоотношений. Форма выражения народа как субъекта правовых отношений способна видоизменяться, в том числе с применением принципа представительства, что, безусловно, свойственно и государству.
Народ немыслим без государства, как и государство без народа. Совокупность граждан формирует государство для оптимизации решения общественно значимых вопросов, в то время как государство оформляет народ как субъекта правоотношений в текстах нормативных правовых актов в тех или иных конституционно-правовых отношениях. Яснее всего данная мысль изложена в одной из работ Ю.А. Тихомирова.
Таким образом, народ призван легитимировать государственную власть и ее органы, которые выполняют управленческо-распорядительные функции. В то же время народ не может создавать общественно-управленческие формации вне пределов конституционных предписаний. Конституция Российской Федерации выступает необходимым правовым каркасом для построения системы управленческих структур.
При этом необходимо учитывать, что государство не способно в полном объеме отразить все интересы населения. Для решения этой задачи необходимо формирование такого механизма, который бы обеспечил выражение в компетенции органов публично-правового управления всего динамично трансформирующегося объема потребностей населения. В этой связи необходимо отметить, что в современных условиях государство не способно стать народом, оставаясь государством в сегодняшнем понимании. Равно как и народ не способен стать государством, будучи народом в устоявшемся политико-правовом значении.
2.2. Значение правовой культуры в правовом государстве
Функционирование современного общества обусловлено многочисленными факторами, каждый из которых выполняет определенную роль. Ядром этих факторов является правовая культура, поскольку она отражает качественное состояние общества через понимание и отношение к праву, правовым ценностям, традициям, действующему законодательству.
Правовая культура - это критерий, на основе которого можно дать оценку законодательства в стране, работы правоохранительных органов, судов, степень развития правовой системы, правосознания населения. Кроме того, правовая культура является субъективной стороной механизма правового регулирования.
Высокий уровень правовой культуры в обществе демонстрирует правовую активность граждан, которая проявляется в желании участвовать в общественно-правовой жизни, защите прав и
5
интересов человека и гражданина на различных юрисдикционных и неюрисдикционных уровнях. Поэтому правовая культура личности (человека) является компонентом культуры всего общества и отображает степень, характер его развития, свидетельствует о правовой «цивилизованности» самого государства.
Как правило, к элементам правовой культуры относят:
1) правовые взгляды;
2) уровень совершенства законодательства;
3) качество правоприменительной деятельности;
4) стабильность правопорядка;
5) уровень правового воспитания.
Правовые взгляды являются обязательной составляющей правосознания каждого человека. Выражая свои взгляды, человек дает оценку правовым ценностям, действиям, событиям, фактам, тем самым обозначает свое отношение к происходящим правовым явлениям. Правовые взгляды, конечно, являются неоднородными и зависят от типа человеческой деятельности, его ориентации на право, внутреннего потенциала и т.д. В момент кризисных явлений в обществе (экономических, социальных, политических) правовые взгляды иногда формируются под влиянием негативных явлений, в связи с этим поднимается недоверие к государственным органам, государству в целом. Именно это влечет за собой релятивизацию ценности права, а впоследствии снижается уровень правовой культуры.
Раскрыть значение права для общества (тем самым сформировать правильные правовые взгляды, идеи, теории) и конкретизировать его сущность можно только через такое понятие, как «ценность права», т.е. способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей и интересов общества и отдельных его членов. Для этого необходимо:
- знание законодательства (осведомленность была и остается важным каналом формирования юридической зрелой личности) - интеллектуальный уровень;
- убежденность в необходимости «полезности» законов, нормативно-правовых актов - эмоционально-психологический уровень;
- умение пользоваться правовыми средствами в правореализационной деятельности - поведенческий уровень.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 23.07.2018, N 30, ст. 4808.
6
3. Аверин А.В. Судебная достоверность (постановка проблемы). Владимир: Транзит-Икс, 2004. С. 101.
4. Ашенова С.В. СМИ как элемент правовой культуры гражданского общества // WEB OF SCHOLAR. 2017. N 9 (18). С. 66 - 68.
5. Алексеев С.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 2010. С. 102 - 103.
6. Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 2 (8). С. 8 – 12.
7. Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности. М.: ЮнитиДана, 2015. С. 87.
8. Велиева Д.С. Народ Российской Федерации как субъект конституционно-правовых отношений в сфере управления государством: миф или реальность? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. N 1(96). С. 46 - 50.
9. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. М.: Тесей, 2011. С. 98.
10. Грановский Т.Н. Аббат Сугерий: ист. исслед. М.: Унив. тип., 1849. VIII. 139 с.
11. Долфсма В. Провалы государства. Общество, рынки и правила / Пер. с англ. Ю. Каптуревского; Под науч. ред. Д. Кадочникова. М.: Институт Гайдара, 2017. С. 87.
12. Дьюи Д. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Кисловой. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 8.
13. Жилин Г.А. Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации: некоторые проблемы становления и развития // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 1 (37). С. 12 - 18.
14. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 415.
15. Иксанов И.С. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений и право собственности в решениях конституционных судов // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 10. С. 28.
16. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 44.
17. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. // Дневник Законов. 1997. 16 июля. N 78. Поз. 483.
18. Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России (XIX - начало XX в.): Монография. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 131.
19. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента. Часть I // Государство и право. 2015. N 1;
20. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента. Часть II // Государство и право. 2015. N 2.
7
21. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004. С. 33 - 69.
22. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 7. Российский конституционализм: Монография. М.: Проспект, 2016. С. 212.
23. Лабыгина А.В. Теоретический анализ концепции социального государства в контексте современной отечественной политико-правовой действительности: Монография. М.: Триумф, 2015. С. 78.
24. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 172.
25. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Аст, 2017. С. 182.
26. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: Монография / М.Ю. Осипов. М.: Изд-во СГУ, 2010. С. 170.
27. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М., 2015. С. 103.
28. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014. С. 162.
29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристь, 2002. С. 251.
30. Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. N 2. С. 23 – 31.
31. Раянов Ф.М. Теория правового государства. Проблемы модернизации. Уфа: Гилем, 2010. С. 61 и сл.
32. Славова Н.А., Чвякин В.А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 6. С. 16.
33. Тихомиров Ю.А. Государство: Монография. М.: Норма, 2015. С. 40.
34. Федотов В.Н., Федотов А.В. Территориальное общественное самоуправление: право и практика: конституционно-правовое исследование / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова. М.: Спутник+, 2006. С. 63.
35. Худяков А.В. Конституционно-правовое регулирование обязанностей государства в России: Монография. М., 2012. 184 с.
36. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Сост.; автор вступ. ст., коммент. А.И. Нарежный. М.: Росспэн, 2010. С. 25.
37. Шмитт К. Государство и политическая форма. М., 2018. С. 110.