Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Целью контроля является выявление уже существующих проблем, анализ ситуации и ее оценка. Контроллинг направлен на управление будущими достижениями на основе наиболее эффективного управления ресурсами, в том числе персоналом. При контроллинге процесс имеет нюанс краткосрочных и долгосрочных перспектив. В любом случае происходит планирование, а не анализ полученного. Контроллинг помогает избежать неблагоприятные рабочие моменты. Контроллинг персонала – достаточно новое направление в теории и практике управления персоналом. В общем виде под ним принято понимать систему внутрифирменного планирования и контроля над управлением персоналом, а также набор инструментов для повышения отдачи от человеческого капитала в организации.
Степень разработки темы. Проблемам контроллинга персонала посвящены различные работы зарубежных ученых, таких как Х.-Ю. Куппер, М. Б. Мейер, Т. Рейхманн, М. Хаберсам, Д. Хан, Р. Хорват и А. Шмидт. Среди отечественных ученых, поднимавших вопросы контроллинга персонала можно назвать А. М. Карминского, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, В. Б. Ивашкевича и других. Значимый вклад в исследование системы контроллинга в секторе АПК внесли В. И. Бариленко, В. В. Бердников, О. Ю. Гавель. Основоположником применения теории тетрад в рамках исследования экономических систем является Г. В. Клейнер, а применение данной теории к системе контроллинга обосновано С. М. Бычковой, Н. Н. Макаровой и Е. А. Жидковой.
Объект исследования – трудовой потенциал.
Предмет исследования – контроллинг в организации.
Цель исследования – изучить и проанализировать контроллинг трудового потенциала организации.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты контроллинга трудовой организации;
2) провести краткую характеристику деятельности компании «Макдоналдс»;
3) совершить анализ систем управления персоналом и анализ структуры персонала организации;
4) проанализировать контроль трудового потенциала организации;
5) предложить отчёт по итогу контроллинга трудового потенциала компании «Макдоналдс».
1 Теоретические аспекты контроллинга трудовой организации
1.1 Понятие и сущность контроллинга персонала
В условиях информатизации и глобализации общества управлять бизнесом стало сложнее. Практическим ответом на потребности бизнеса стало новое направление менеджмента – контроллинг, который возник на пересечении менеджмента, управленческого учета, экономического анализа и планирования. Как любое новое явление, контроллинг не имеет достаточно точного определения. В настоящее время в теории и практике существует два подхода к определению данного понятия: контроллинг как философия, контроллинг как инструмент. Согласно первому подходу, целью контроллинга является повышение эффективности использования ресурсов и развитие фирмы в длительной перспективе. Согласно второго подхода, контроллинг необходим для обеспечения информационноаналитической поддержки руководства фирм на этапах планирования, анализа, принятия решений и контроля. И в том и в другом случае ориентиром контроллинга является достижение целей в соответствии со стратегией фирмы.
Для более точного определения анализируемого понятия обратимся к наиболее часто встречающимся терминам (табл. 1), [1,2]
Таблица 1 - Содержание понятия «контроллинг»
Автор
определения Содержание понятия
Хан Д. Система обеспечения информацией процессов планирования и контроля, интегрированная в систему управления фирмой
Хорват П. Подсистема управления, которая выполняет координирующую функцию, объединяя подсистемы планирования, контроля, информационного обеспечения
Вебер Ю. Элемент системы менеджмента, выполняющий функцию поддержки управленческих решений в области планирования, контроля и информирования
Берр Х. Частная функция управления предприятием, реализуемая посредством информации
Райхман Т. Системный подход к сбору, анализу информации, подготовке управленческих решений и контролю за их выполнением
Следует отметить принципиальное отличие понятий «контроль» и «контроллинг».
1.2 Цели и задачи контроллинга персонала
В настоящее время характерными чертами нашей жизни является почти абсолютная компьютеризация общества и глобализация мировой экономики. В таких обстоятельствах возможны трудности в ведении бизнеса. Однако в теории и практике современного менеджмента появился новый феномен контроля, возникший на стыке экономического анализа, планирования, ведения бухгалтерского учета и управления. Сегодня нет единого определения «контроллинг». Это новая концепция управления, созданная современными методами управления.
Контроллинг (от англ. control — руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В разных странах существуют разные области контроля. Например, в Германии осуществляется контроль управления расходами и планирования, в США в настоящее время контролируется финансовое направление (бюджетирование, управление страхованием, управление налогами и т. д.).
Почти до 2000 года контроллинг рассматривали в основном зарубежные ученые, иногда внутренние публикации встречаются только в виде рефератов и статей. В системе управления предприятием контроллинг также может быть представлена в виде экономической оценки и в качестве поддержки для подготовки управленческих решений. Во всех существующих определениях просматривается «поддержка системы управления при принятии управленческих решений», в то время как специалисты по контроллингу не выделяют и не рассматривают такие элементы как сравнение, сопоставление. Контроллинг может быть направлен на улучшение существующего производства, внедрение новых технологий в производство новых продуктов, на управление человеческими ресурсами.
Практика показывает, что в процессе управления предприятием используются все ключевые функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Функцию мониторинга следует понимать как своего рода административную деятельность, и именно поэтому можно поддерживать работу организации в соответствии с планом. Компании создают системы управления, которые обеспечивают обратную связь между реальной деятельностью организации и выполнением соответствующего периода этого раздела плана времени. Выявленные отклонения от плана исправляют (например, отставание) или (если результат успешный) усиливаются и продвигаются вперед. Основной задачей контроля и мониторинга персонала является постоянная обратная связь между планированием и анализом отклонений от плана.
Традиционно, есть четыре функции управления персоналом. Первая. Информационная — предусматривает создание персонала базы данных предприятия для создания отчетов, следовательно, для разработки информационной системы, которая объединяет всю необходимую информацию: производительность, трудозатраты и т. д.
Вторая. Плановая — сбор информации (целевой и стандартной). Например, для подготовки выпуска новой продукции определить потребность в сотрудниках (количество, квалификация).
Третья. Управляющая — заключается в разработке предложений по устранению негативных ситуаций. Например, если есть отклонение между плановыми и фактическими расходами на обучение сотрудников на повышение квалификации на одного работника в год, то служба контроллинга персонала рекомендует отделу кадров и финансовому управлению откорректировать соответствующие планы и бюджеты.
Четвертая. Контроль и аналитика — это анализ и измерение запланированной и текущей работы персонала. Например, если оборот находится в допустимом диапазоне (4-5%), но есть тенденция его увеличения, то об этом следует сообщать руководству персонала.
Для выполнения этих функций служба контроллинга персонала должна выполнять следующие задачи:
- руководителю отдела кадров предоставлять необходимую информацию;
- контроль эффективности работы персонала за отчетный период;
- контроль на основе стратегических и оперативных планов, видов продукции (услуг), а также их сумм для определения потребности в персонале.
- осуществлять разработку, подбор, продвижение и увольнение сотрудников, а также сотрудников по управлению затратами;
- создание информационной среды для принятия стратегических решений для персонала и линейного управления;
- разрабатывать и создавать системы, методы и организационные структуры для контроля своего персонала.
Служба контроллинга может быть размещена в компании следующим образом:
- как часть централизованного управления услугами. В этом случае существует риск того, что его лидеры будут больше ориентироваться на экономические и финансовые показатели и отчетность, не позволят создать систему контрольного персонала, учитывают особенности управления персоналом;
- как структура командования, сначала непосредственно зависящая от субъектов компании;
- как командная структура, подчиняется непосредственно руководителю, ответственному за персонал компании.
- входить в отдел персонала с таким же рангом в иерархии управления, как, например, служба развития. Контроллинг персонала не должен становиться централизованной и стандартизованной системой, ограниченной только денежно-кредитными и финансовыми показателями и показателями управления.
Сотрудники отдела управления должны использоваться в своей работе как физиологические, социальные и психологические характеристики сотрудников, что должно способствовать повышению объективности в измерении и оценке ключевых ресурсов — персонала предприятия. Уровень затрат на рабочую силу для многих компаний часто является неотъемлемой частью общей стоимости затрат. Таким образом, успешность этой компании формируется из стоимости сотрудников — это важная задача и ее трудно контролировать. Именно эта сложность и привела к тому, что контроллинг персонала развивался как особый вариант функционального контроля.
Кроме этого, контроллинг персонала получил развитие и из-за:
- повышения требований к обучению персонала в связи с продолжающимся техническим прогрессом,
- сосредоточенности внимания на ключевых характеристиках персонала в квалификации (например, готовность постоянно повышать свой уровень мастерства, способность и желание работать в команде, гибкость и готовность к переменам).
Следует отметить, что сегодня контроллинг является объектом многочисленных исследований в современной отечественной и зарубежной экономической науке. Однако суть и содержание его концепции тр
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беликова И.П. Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5-4. – С. 704-708
2. Вебер Ю., Шеффер У. Введение в контроллинг. Пер. с нем./Под ред. и с предисл. проф., д.э.н. С.Г. Фалько. – М.: Издательство НП «Объединение контроллеров», 2014 – 416 с
3. Галецкая Р. А. Повышение качества трудового потенциала – ключевой фактор модернизации экономики Юга России / Р. А. Галецкая // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2013. – № 9. – С. 12
4. Гендон А. П., Ларионов В. Г., Фалько С. Г.и др. Контроллинг и аудит персонала: учебное пособие/под. ред. Литвинюка А. А. – М.: КНОРУС, 2018. – 296 с
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. 10-ое издание. // Пер. с англ. СПб: Питер, 2014.
6. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.- 326 с.
7. Иванов О. Б. Формирование системы внутреннего контроля, аудита и управления рисками в компании на основе внутрикорпоративных стандартов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 2. С. 4-20.
8. Иванов О. Б. Риск-ориентированная система внутреннего контроля и аудита // Железнодорожный транспорт. 2015. № 6. С. 44-51.
9. Ивашкевич В. Б. Оперативный контроллинг / В. Б. Ивашкевич. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. 160 с.
10. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А. и др. Контроллинг: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. 336 с.
11. Клейнер Г. Б. Экономика. Моделирование. Математика. Избранные труды. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. 856 с.
12. Митина Н. Н. Контроллинг персонала: сущность, институционализация, принятие решений: монография. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. 60 с.
13. Нагуманова Р.В., Сабирова А.И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности // Издательство Казанского университета, 2016
14. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров – М.: Издательство «Юрайт», 2017. – 513 с.
15. Орлов А. И. Многообразие областей и инструментов контроллинга // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №123. 688 – 707 с
16. Сборник научных трудов IV международной научно-практической конференции по контроллингу под научной редакцией д.э.н., профессора С.Г. Фалько. Менеджмент и контроллинг в условиях нестабильности рынков и внешних угроз. // НП Объединение контроллеров, 2015.
17. Синицын Е., Косяков И. Система управления проектами: задачи контроллинга // Управленческий учет и финансы, 2012. № 4.
18. Тимощук Н. А. Контроллинг персонала. Сущность и развитие // Вестник СамГУ. 2014. №8.
19. Хадасевич Н. Р. Контроллинг в управлении персоналом организации / Н. Р. Хадасевич, А. Н. Ярославлев // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления : матер. IX междунар. заочной науч.-практ. конф. (17 января 2013 года). – М. : Изд-во «Международный центр и образования», 2013. – С. 141- 144.
20. Контроллинг персонала. Функции и задачи [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=9153.
21. Контроллинг персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uppro.ru/encyclopedia/kontrolling-personala.html.
22. Контроллинг персонала как управленческий инструмент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/67074- kontrolling-personala-upravlencheskiy-instrument-18-m4.
23. Тимощук Н.А. Контроллинг персонала. Сущность и развитие [Электронный ресурс] / Н.А. Тимощук. — http://cyberleninka.ru/article/n/kontrolling-personala-suschnost-i-razvitie.