Фрагмент для ознакомления
2
В произведениях Бунина присутствуют все элементы живописи: цвет, форма, ощущение пространства, перспектива, чувство линии, особая ритмика произведений чувство линии, особая ритмика произведений.
Живописные приёмы делают произведения И.А. Бунина практическими осязаемыми – зрительно и ольфакторно, что увеличивает их образность, делает смысл более глубоким. Проза Бунина содержит в себе не только многочисленные эпизоды словесной живописи, но особенных героев произведений – художников. Писатель и в жизни очень много общался с живописцами, и это общение позволило усовершенствовать его редкий дар видеть мир во всём его многокрасочном облике и передавать эти впечатления.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать что проза И.А. Бунина – это настоящая словесная живопись, в которой сочетаются высочайшее литературное мастерство и живописные правила и приёмы, участвующие в создании образов, пейзажей, атмосферы и символической сферы произведений.
ГЛАВА II И.А. БУНИН КАК МАСТЕР СЛОВЕСНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»
2.1.Цветовые доминанты и символы в цикле «Тёмные аллеи»
Книге «Тёмные аллеи» (1937 – 1944) – самая знаменитая и, по мнению многих критиков, самая лучшая книга Бунина. Цикл представляет собой сборник рассказов, написанных большей частью в период немецкой оккупации. И.А. Репина отмечает: «В это страшное время Бунин писал удивительную, уникальную для русской литературы книгу, в которой всё о любви» .
Из рассказа в рассказ переходит, в сущности, один сюжет: любовь, безумие, соединение на грани безумия и если не смерть, то что-то подобное смерти. Но Бунин умеет быть неповторимым в самых банальных ситуациях, оставаться целомудренным и не опускаться до анатомических описаний, поскольку любовь для него всегда единственно свята .
Обратимся к цветовому аспекту данного сборника. В первую очередь, разбору следует подвергнуть заглавие цикла, поскольку один из его элементов указывает на цвет. Словарь С.Н. Ожегова даёт следующее представление об этом прилагательном: «1. лишенный света; погружённый во тьму. Тёмное помещение. На улице темно. 2. по цвету близкий к чёрному, не светлый. Тёмные волосы. Тёмные глаза. Тёмное пятно» .
Принимая во внимание тот факт, что главной темой цикла является любовь, можно предположить, что в его название заложен образ – образ любви, в которой много таинственного, неожиданного – так же как и в тёмной аллее, которая одновременно и манит человека своей загадочностью, и пугает его. Но нельзя забывать, что бунинская проза – это углублённый анализ человеческой души. Например, в одноимённом рассказе цикла читатель знакомится с историей двух неожиданно встретившихся людей, которые в прошлом были близки. У них большая разница в социальном положении, но не только это оказалось препятствием для развития их чувства. Просто душа героини способна на любовь (она проносит это чувство через всю жизнь), а душа её возлюбленного – нет. Он воспламенил в ней вечную страсть странным образом тёмных аллей, которые будоражат её на протяжении всего того времени, сколько она живёт без него. Надежде удалось познать любовь, несмотря на трагичность её существования.
Для героя же познание любви практически невозможно, потому что он боится быть свободным, боится быть правдивым и, прежде всего перед самим собой. Его душа – это «тёмные аллеи», которые для него самого загадочны и непостижимы. Николай отворачивается от истинной любви, предпочитая жизнь по законам общества, основанным на социальном неравенстве. Он расплачивается за своё предательство любви неудавшейся жизнью, но даже это не позволяет ему адекватно переосмыслить свой любовный опыт. Лишь на миг возникает в «тёмных аллеях» его души проблеск, который, как это часто бывает у Бунина, выражается при помощи описания картины природы: «К закату проглянуло бледное солнце» [9; 308].
В данном случае мы видим ёмко и проникновенно созданную световую картину, являющуюся логическим завершением цветовой доминанты (тёмные аллеи). Как уже отмечалось в начале, тёмный – это неопределённый цвет. В финале отмечается такой же неопределённый цвет – «бледное солнце», которое появляется именно перед закатом, т.е. в момент умирания дня. Так световая картина иллюстрирует практически беспросветное существование героев, безрадостный конец их существования, ведь в сущности вся их жизнь осталась позади.
В рассказе «Баллада» доминирует иное настроение и атмосфера. Здесь при помощи верно подобранных колористических эффектов автор создаёт картину русской жизни на примере традиционного деревенского дома. Для этого он пользуется не только цветовыми обозначениями, но и световыми эффектами, бликами, чтобы создать картину сияния и особенной чистоты, отчего создаётся впечатление блистания, поскольку перед всеми иконами в многокомнатного дома зажжены свечи и лампады.
В этом рассказе сопоставляются тёмные и светлые силы, и каждый из этих миров сопровождает свой цвет. Действие происходит зимней ночью, которая располагает к страшным рассказам, которые всегда любили на Руси. Светлый мир, прочно связанный с Богом, здесь создаётся при помощи различных оттенков жёлтого (золотой, медовый), в которые окрашены свечи, оклады икон: «Пахло сладким чадом, огоньки трепетали, лик образа древне глядел из-за них в пустом кружке серебряного оклада» . С этим цветовым описанием гармонирует ночной пейзаж, просматриваемый из окна: «В верхние, чистые стекла окон, густо обмёрзших снизу серым инеем, чернела ночь и близко белели отягощенные снежными пластами лапы ветвей в палисаднике».
Здесь серый и чёрный цвета не обозначают тягостного или депрессивного состояния. Они являются естественными атрибутами русской зимы, на которую указывает белый цвет. В качестве враждебной силы здесь выступают иные сферы, олицетворением которых является «темнозрачний бес». Главный конфликт рассказа заключается в столкновении этих двух миров, т.е. чистоты, святости и блуда.
Тёмная сила с глазами беса посягает на всю чистую красоту, которую видит вокруг себя, хотя в христианстве женская чистота является одной из важнейших добродетелей. Но «темнозрачний бес» ставит своей целью разрушить эту чистоту. Автор создаёт его образ при помощи тех же самых цветов – серого и золотого, в который ярким оттенком врывается кроваво-красный акцент. Всё это делает его облик грозным и страшным, в отличие от радостного сияния свечей и позитивного зимнего пейзажа: «…сидит в серой шубе на густом хвосту и весь тянется вверх, упирается передними лапами в земь – так и зарит в глаза: ожерелок седой, остистый, толстый, голова большая, остроухая, клыками оскаленная, глаза ярые, кровавые, округ же головы золотое сияние» .
Этот рассказ знаменателен тем, что здесь именно цвет разрешает конфликт. Золотой цвет, вторгшийся в описание демонического образа, обозначает победу светлого над тёмным. Покаяние принесло герою духовное очищение, и после смерти его облик обогатился сиянием золотого нимба. В этом рассказе мы видим, что цвет играет существенную роль в создании конфликта и в развитии сюжета. Он расставляет значимые акценты, указывая на принадлежность героев и событий к тому или иному пространству.
Нельзя не отметить общепризнанный факт: доминирование красных, белых и чёрных цветов в цветовой палитре «Тёмных аллей» . Так, в ряде произведений чёрный символизирует смерть, смерть-сон, тёмные бесовские силы, предстоящее несчастье. Ему противостоит белый – цвет чистоты, света, незащищённости. Красный цвет и его оттенки – это символ страсти, жажды жизни и любви.
Таким образом, можно сказать, что цветовые доминанты в текстах И.А. Бунина играют очень важную роль в создании смыслообразующего образа (в частности, всего цикла «Тёмные аллеи), а также в формировании и развитии конфликта и сюжета, в образовании символов основных жизненных понятий – жизни, любви, смерти.
2.2.Пейзаж и его функции
Прозу И.А. Бунина невозможно представить себе без вдохновенных и ярких описаний природы. С их помощью не только раскрывается великолепие окружающего мира, но и создаётся определённая атмосфера, расставляются цветовые акценты, образовываются важные образы, дающие ключ к пониманию произведения. Так, в рассказе «Кавказ» словесная кисть Бунина выписывает невероятно насыщенное и сочное полотно, отображающее красоту южной природы.
Но это описание – не ради красоты. Оно необходимо для передачи тонкостей эмоционального состояния героев. Хотя нельзя не залюбоваться той пестротой бунинской палитры, которая предстаёт в рассказе. Это и панорама моря: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте» ; и картина южной ночи: «Ночи были теплы и непроглядны, в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи…» и многие другие описания.
В первую очередь здесь следует обратить внимание на колористическую насыщенность, на грандиозность описания. Охватывая большие пространства (море, ночь), автор будто создаёт картину мироздания. Подбирая неожиданные эпитеты – фиалковая гладь воды, топазово-огненный цвет звёзд-«мух», автор усиливает экзотичность пейзажа. Кажется, что этот огромный и словно сказочный мир создан только для героев и является для них счастливым прибежищем, но, к несчастью для них, временным.
На временность этого существования в необычном и цветном мире указывает метод контраста, который проявляется уже в самом начале. Для одинокого героя, ранее посещавшего Кавказ, мир казался
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунин И.А. Тёмные аллеи//Собрание сочинений в пяти томах. Том четвёртый. – М.: Правда, 1989. – 472 с.
2. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М, 2009. – 496 с.
3. Байцак М.С. Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Омск, 2009. – 216 с.
4. Борзых В.О. Междисциплинарные аспекты изучения цвета в поэтическом тексте//Вестник ВГУ, 2012. – №2. – С.28 – 31.
5. Горбач Н.В. Цвет как составляющая художественной традиции литературы Средневековья // Молодой учёный. — 2012. — №3. — С. 234-237.
6. Горький М. Избранные статьи. – М.: Художественная литература, 1998. – 433 с.
7. Гудина С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление// Философские науки, 1986. – No3. – С. 83-90
8. Жемчужный И.С. Цвет как явление художественного подтекста в прозе И.А. Бунина//Культура и текст, 1999. – №5. – С. 188 – 198.
9. Зимина-Дырда Т.Ю. Поэтика цвета и света в прозе И.А. Бунина, П.А. Нилуса и А.М. Фёдорова: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2001. – 206 с.
10. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века // Признаковое пространство культуры. – М. : Индрик, 2002. – С.424 – 431
11. Карпов И.П. Монологизм страстного сознания: (Поэтика женского тела в «Темных аллеях» И. Бунина)//Жанр и стиль литературного произведения// Межвузовский сборник научных трудов. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1994. – С. 70 – 80.
12. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. М.: Флинта: Наука, 1999. – 336 с.
13. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов//Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. – 236 с.
14. Куприн
15. Мальцев Ю.В. Бунин. – М.: Посев, 1994. – 432 с.
16. Марченко Т.И. Проза Бунина// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с.
17. Нефёдов В.В. Чудесный призрак. Бунин-художник. – Минск, 1990.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2010. – 1376 с.
19. Репина И. А. «Лёгкое дыхание» Бунина// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000. – 656 с. С. 487.
20. Сан Чу Л. Тема любви и смерти в «Тёмных аллеях» И.А. Бунина: философско-эстетический контекст: Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2016. – 17 с.
21. Серов Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология. – М.: Речь, 2004. – 672 с.
22. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
23. Тимофеев Л. Н. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 265 с.
24. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
25. Топоров В.Н. Пространство и текст. Текст: семантика и структура. – М.: Наука, 1983. - С. 227-284
26. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 780 с.
27. Фиш Ю.М. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Воронеж, 2009. – 25 с.