Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной,
3
финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Важную роль в эффективной деятельности торговых предприятий играет торгово-технологический процесс. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от правильной организации торгово-технологического процесса в магазине в конечном счете зависит его прибыль.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА «ПЯТЕРОЧКА»
1.1 Характеристика магазина «Пятерочка»
«Пятерочка» — магазин, реализующий продовольственные и непродовольственные товары.
Компания работает для того, чтобы отвечать всем потребностям и желаниям покупателей.
Компания работает для того, чтобы отвечать всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации через семью предложений «Пятерочка». Цель компании — стать номером один для каждой российской семьи.
«Пятерочка» — это магазин шаговой доступности, рядом с жилыми домами и основными пешеходными и транспортными потоками. В магазинах «у дома» просто совершать ежедневные покупки благодаря удобной навигации, выкладке товаров, дружелюбному сервису.
Большую часть ассортимента составляют продукты питания повседневного спроса — свежие овощи и фрукты, хлеб, молочная и мясная продукция, кондитерские изделия и другие товары.
Эффективный процесс доставки продукции в магазины возможен благодаря мощной логистической системе.
Для более качественного хранения товаров и оптимизации их поставки в торговые точки, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 37 распределительных центров и 36 автотранспортных предприятий. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает около 6 000 автомобилей. Кроме того, розничная сеть «Пятерочка» является крупнейшим частным работодателем в России. Общая численность сотрудников компании составляет более 270 000 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».
На розничном рынке РФ сложились предпосылки для перехода на новый уровень развития:
Повысились требования потребителей: они хотят большего удобства, экономии времени и бюджета.
В ритейле так и не сформировался действительно лидирующий игрок. Новые малые игроки выигрывают дифференциацией, а крупные больше не могут конкурировать только ценой.
В будущем на потребительском рынке РФ выиграет тот, кто завоюет сердца покупателей.
В таких условиях «Пятерочка» ставит цель — стать главной потребительской площадкой и самым известным потребительским брендом РФ, поставив покупателя в центр стратегии и покрывая до 70% кошелька.
4
Проанализируем основные экономические показатели магазина «Пятерочка».
1.2 Организационная структура управления магазина «Пятерочка»
Рассмотрим организационную структуру магазина «Пятерочка».
Организационная структура — своего рода модель устройства какого-либо предприятия с перечислением всех подразделений и обязательным указанием подотчетности каждого из них.
Эта модель призвана обеспечить понимание логики деятельности организации и того, как составляющие ее компоненты взаимодействуют друг с другом.
Можно также сказать, что организационная структура определяет все формальные отношения внутри любой компании и, по сути, фиксирует принадлежность той или иной области задач к компетенции определенного подразделения.
Организационная структура представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Организационная структура магазина «Пятерочка»
В магазине «Пятерочка» применяется линейная структура организации.
1.3 Организация и оборудование рабочих мест работников магазина
Под рабочим местом продавца понимается часть торгового зала, оснащенная специальным оборудованием. Четким обозначений границ рабочего места у продавцов магазина «Пятерочка» нет. На рабочем месте осуществляется консультация покупателей, выбор, показ товаров, упаковка и расчет.
В организации рабочего места продавца магазина «Пятерочка» важнейшими элементами являются выкладка и размещение товаров, от которых зависит уровень обслуживания покупателей. В торговом зале за каждым товаром закреплено определенное место, таким образом покупатели запоминают его и легко ориентируются в магазине.
1.4 Анализ состояния технического оснащения и эффективности использования торгового оборудования в магазине
Общая характеристика оборудования в продуктовых магазинах
Дадим характеристику оборудованию, применяемому в магазине.
Холодильные камеры представляют собой сборно-разборные конструкции из теплоизолированных панелей и предназначены для охлаждения и хранения свежих и охлажденных продуктов при температурах от 0°С до +10°С.
Габариты стандартных холодильных камер изменяются с шагом 300 мм по длине и ширине, с шагом 100 мм — по высоте. Объемы камер могут быть от 3 м3 и выше. Максимальная длина панелей 6,4.
5
Холодильные витрины. Рассмотрим конструктивные отличия. Во-первых, это увеличенная экспозиционная площадь, которая предоставляет максимальные возможности для выкладки. Каждое устройство обеспечивает обзорность товаров, оснащено удобными приспособлениями для их размещения: полки, вешала, гастроемкости, секции с делителями и т.п.
Во-вторых, характеристики холодильных витрин могут отличаться в зависимости от места установки. В основном в анализируемом магазине используются прямые пристенные конструкции различной длины и высоты. Кроме них производители предлагают угловые и островные модели, а также возможность стыковать несколько однотипных устройств в линию или «спина к спине».
Третьим важным отличием является тип хладообеспечения, согласно которому техника снабжается встроенным или выносным агрегатом. В анализируемом магазине используют мобильные модели с встроенными агрегатами легко подключаются, могут свободно перемещаться по торговому залу и за его пределы, сравнительно недороги и просты в обслуживании.
Устанавливается техника преимущественно стеллажи, холодильные горки или шкафы как открытого, так и закрытого типа (с распашными или раздвижными дверьми). Такие устройства обеспечивают свободный доступ посетителей к товарам, позволяют хранить некоторый запас продукции, часто имеют дополнительное оснащение.
1.5 Определение вида ассортимента магазина «Пятерочка»
Магазин «Пятерочка» предлагает покупателю большой ассортимент товаров- около 13 тысяч наименований, включающий в себя продовольственные и непродовольственные товары. Из них 12 %- бакалейные товары и напитки, 31%-замороженные и молочные продукты, 13% - овощи и фрукты, 18%- гастрономические продукты, 10%-мясопродукты.
В основу построения ассортимента магазина положено рациональное соотношение отдельных групп товаров, учитывающее следующие принципы:
-обеспечение в магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно-заменяемых в потреблении и спросе;
- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе товаров;
-установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров.
-установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров.
1.6 Изучение структуры ассортимента магазина «Пятерочка»
Проанализируем структуру ассортимента магазина «Пятерочка».
Структура ассортимента магазина «Пятерочка» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура ассортимента магазина «Пятерочка»
6
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МАГАЗИНА «ПЯТЕРОЧКА»
2.1 Характеристика торгово-технологического процесса магазина «Пятерочка»
Рассмотрим схему торгового-технологического процесса магазина «Синяя птица», представленную на рисунке 6.
Рисунок 6 – Торгово-технологический процесс магазина «Пятерочка»
В магазине «Пятерочка» в торгово-технологическом процессе можно выделить следующие стадии:
- операции с поступившими товарами до предложения их покупателям;
- обслуживание покупателей;
- дополнительные услуги по обслуживанию покупателей.
В торгово-технологическом процессе магазина «Пятерочка» первой операцией является разгрузка товаров. В зависимости от физических свойств товаров (тяжеловесные, легковесные, штучные) применяются разные технологии разгрузки товаров.
При разгрузке транспорта соблюдаются общие правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Особое внимание при разгрузке товаров работники обращают внимание на такие таблички, как «Не кантовать», «Не бросать», «Осторожно».
В зону приемки доставляются поступившие товары. приемка товаров осуществляется лицами, на которых наложена материальная ответственность. Все товары, поступившие в магазин «Пятерочка» принимаются по количеству и качеству.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Хранение товаров в магазине является составной частью торгово-технологического процесса.
Оптимальные условия хранения некоторых продовольственных товаров представлены в таблице 1.
2.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
При получении заказанной продукции в магазине «Пятерочка» проводится ее приемка.
Это процесс, который состоит из таких этапов:
- проверка качества, количества и комплектности полученных изделий;
-оформление необходимых подтверждающих документов;
- принятие продукции на учет.
Все действия по проверке поставки проводятся опытными сотрудниками, на которых возлагается материальная ответственность.
7
Они должны владеть нормативной базой относительно сроков и правил принятия изделия, разбираться в показателях качества и количественной оценке продукта, уметь правильно составлять требуемую документацию.
Если процедура приемки по качеству и комплектности проведена небрежно или с нарушениями, то шансы предъявить обоснованные претензии транспортным компаниям или изготовителям резко уменьшаются.
Получая груз, ответственное лицо обязано удостовериться, что характеристики изделия (цена, количество, наименование), указанные в сопроводительных документах, соответствуют реальному положению вещей. К грузу по договору поставки могут прилагаться такие бумаги: Накладная товарная. Используется для оформления реализации продукции сторонним организациям. Один ее экземпляр остается у поставщика, другой – передается покупателю для принятия на учет.
Количественная проверка подразделяется на два стадии:
1) Предварительная. Это изучение при разгрузке массы нетто (в упаковке) и количества мест товарных, а если изделия не затарены, то массы нетто (чистого веса) и количества единиц товарных. Также проверяется состояние и целостность упаковки или тары, в том числе пломб и маркировочных знаков. Наличие неисправностей, нарушения пломбировки, следы вскрытия – это весомые основания отказаться от принятия продукта. Если груз присылается в стандартной таре без нарушений (крупы, сахар, мука), то он принимается исходя из количества мест. Если продукт отгружался бочками, то происходит прием каждого места отдельно по брутто после завеса тары и сравнения ее со спецификацией или образцом.
2) Окончательная. Проводится параллельно с распаковкой, проверяется масса нетто и количество единиц изделия в каждом месте товарном.
Чтобы избежать ошибок в ходе проведения приемки и минимизировать вероятность возникновения конфликтов с поставщиком, результаты проведенного осмотра товара стоит фиксировать документально. Для этого можно использовать следующие документы:
2.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Основная цель выкладки товаров определенным способом – это не создание эффектной картинки, а управление поведением и желаниями потенциальных покупателей.
Рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина должны решать определенные задачи:
-Создавать идеальные условия, помогающие максимально выгодно представить продукцию;
-Определять уровень визуального обзора для покупателя, направлять его внимание в нужную сторону;
-Повысить привлекательность товаров импульсного спроса;
-Создать условия, которые выделяют некоторые единицы в глазах покупателя;
-Сделать процесс совершения покупок удобным и приятным.
В совокупности решение всех этих задач помогает представить продавца в более выигрышном свете и выделить среди конкурентов.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Пятерочка» — российская компания розничной торговли и одноименная сеть продовольственных магазинов (большая часть из них имеет формат «магазин у дома»).
Анализируя динамику показателя выручки, можно сделать следующие выводы, наблюдается стабильный рост анализируемого показателя, так в период с 2015 по 2019 год данный показатель вырос на 572 миллиарда рублей.
Наибольшего значения данный показатель достиг в 2018-2019 годах и составил 1200 миллиардов рублей.
Анализируя динамику показателя прибыли магазина «Пятерочка», можно сделать следующие выводы, в последние годы произошло падение данного показателя, так в 2019 году величина данного показателя составила всего лишь 8,8 миллиардов рублей, что на 46,2 миллиарда рублей меньше чем в 2017 году. Тогда данный показатель достиг своего наибольшего значения и составил 55 миллиардов рублей.
Анализируя динамику стоимости чистых активов, можно сделать вывод что в период с 2015 по 2018 год наблюдается рост данного показателя на 28 миллиардов рублей.
В 2019 году произошло снижение стоимости чистых активов на 26 миллионов рублей, данный показатель составил в 2019 году 56 миллиардов рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
2) ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция)
3) Абоимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Абоимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с
4) Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2015. - 350с.
5) Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 500 c.
6) Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли М.: Дашков и К°, 2014. — 692 с.
7) Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.— 336 с.
8) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
9) Кременевская М.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 97 с
9
10) Коммерческая деятельность : учебник для бакалавров / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 506 с.
11) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
12) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
13) Минько Э. В., Минько А. Э. Основы коммерции: Учебное пособие/ Э.В. Минько, А.Э. Минько- 2е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб., 2013.— 336 с.
14) Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник / О. В. Памбухчиянц. — 9 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 288 с.
15) Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
16) Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ под ред. А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, С.С. Шипилова – ПрофОбрИздат, 2011- 464с.
17) Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 108 с.
18) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
19) Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Товароведение непродовольственных товаров: учебник / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 540с.
20) Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров. – Ростов – на – Дону.: Учебное пособие, 2