Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время среди учащихся наблюдается значительное снижение интереса к учению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве получаемого ими образования.
Можно утверждать, что интерес к учебе у школьников зависит не столько от трудностей школьной жизни, сколько от особенностей общения учителя с учениками. От того, каковы стилевые особенности педагогического общения и руководства, в существенной мере зависит и эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе, нравственно-психологическая атмосфера детского коллектива.
Таким образом, актуальным становится изучение стилей педагогического общения и их влияние на учеников.
Стиль общения является важнейшей характеристикой личности как субъекта общения. Изучением стиля педагогического общения занимались Т.Е. Аргентова, Н.А. Березовин, А.А. Бодалев, Л.И. Криволап, Я.Л. Коломинский, В.В. Латынов, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик и др. В работах данных авторов стиль педагогического общения рассматривается в виде важнейшей характеристики педагога как субъекта профессионального общения. От стиля профессионального общения педагога, его личности зависит отношение ученика к школе, к окружающей образовательной среде, а также успех самого педагога в воспитании и обучении детей. Спецификой педагогического общения является наличие еще одной функции социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса –функции взаимоотношений учителя и его учеников, которая выступает в виде средства решения учебных и воспитательных задач. Поэтому мы выбрали в качестве темы нашего исследования: «Стили педагогического общения и их влияние на учеников».
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: стили педагогического общения
Цель исследования заключается в изучении стилей педагогического общения и их влияние на учеников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие стиль педагогического общения и выделить его особенности и виды.
2. Выявить особенности выбора учителем стиля педагогического общения.
3. Провести опытно-поисковую работу по определению стиля педагогического руководства учителя.
В работе использовались следующие методы исследования:
–теоретические (анализ педагогической, психологической литературы по изучаемой проблеме);
– эмпирические (анкетирование).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА УЧЕНИКОВ
1.1 Стили педагогического общения и их характеристика
В науке существуют различные подходы к определению общения.
А.Н. Леонтьев и др. [14] трактует общение как коммуникативную, речевую деятельность; Б. Ф. Ломов и его последователи [16] определяют общение как качественно особую форму активности человека, которая отличается от деятельности; А. В. Петровский и др. [17] понимют общение как одну из сторон жизненной активности человека в рамках единства общения и деятельности. Ряд авторов (А. А. Бодалев [4], Е. И. Рогов [20] и др.) считают, что общение – это процесс взаимодействия людей с помощью неречевых и речевых средств.
Существуют различные виды общения: межличностное, межгрупповое, групповое, деловое, массовое, ролевое, личное, профессиональное, духовное, бытовое и т. д.
Педагогическое общение является одним из видов профессионального общения, т.к. для него характерны свойства любого общения, оно обладает особенностями профессионального общения и собственно спецификой педагогического общения [5].
Так как педагогическая деятельность реализуется в форме общения, то между ней и педагогическим общением существует тесная связь и взаимообусловленность. Педагогическое общение соединяет в себе вместе личное и деловое общение между его участниками.
Главной спецификой педагогического общения является выполнение педагогических функций, направленных на решение педагогических задач в области воспитания, обучения, развития, социализации учащихся в соответствии с целями образовательного процесса [5].
В рамках нашего исследования под педагогическим общением будем понимать общение между педагогом и учеником, которое включает в себя в себя усвоение знаний и становление личности ученика в процессе учебно–воспитательной деятельности. А систему методов и приемов, используемых при взаимодействии с учениками – стилем педагогического общения. Стиль, как правило, является показателем и отражением коммуникативных качеств педагога [22].
Стиль выражает отношение педагога к ученикам. Показателем стиля является и эмоциональная ситуация, в которой происходит общение. Выделяют следующие виды отношений педагога к учащимся:
1. Устойчиво–отрицательное (предполагает грубое отношение к ученикам, наличие множества обидных и унизительных фраз, нарушение правил педагогической этики).
2. Пассивно–положительное (предполагает завышенную требовательность педагога к ученику, такой педагог старается строить дружеские формальные отношения, но они губительны для творчества учащихся).
3. Ситуативно–негативное (предполагает отношения с учениками в зависимости от ситуации и состояния учителя)
4. Активно–положительное (предполагает благоприятные отношения с учениками, педагог стремится создать атмосферу доверия, педагог пытается создать неформальное общение, свободно помогает ученикам при необходимости) [18]
Именно отношение педагога к учащимся составляет основу его стиля педагогического общения. Для начала разберем общепринятую систему стилей, предложенную А.В. Петровским, Я.Л. Коломинским, В.В. Шпалинским, М.Ю. Кондратьевым и другими учеными-психологами:
1. Авторитарный
Основными методами воздействия педагога на учеников являются поучение, приказ. Педагог в жесткой форме, всегда сам проверяет выполнение собственных поручений, требует беспрекословного подчинения учащихся. Такие люди являются холодными в эмоциональном плане, имеют стальной характер. От контакта с таким учителем учащиеся становятся замкнутыми, пассивными и конфликтными, снижается мотивация и успеваемость в учебе. Учитель умеет добиваться в образовательном процессе поставленных целей. Однако, успех достигается педагогом в неблагоприятной психологической обстановке с помощью нагнетания страха и угроз. Педагоги школы и ученики отдаляются от таких учителей.
2. Демократический
Для таких педагогов характерны доброта, дружелюбность, общительность, терпеливость и открытость к новым контактам. Они стремятся по возможности создавать рабочую, деловую среду на уроках, при этом атмосфера на них теплая, что предполагает успех в развитии личности учеников. Отношение к ученикам, как к коллегам и партнерам по общению. Учитель слушает и уважает мнение учеников, выводит их на доверительную беседу, привлекает к решению возникающих проблем. К методам общения таких педагогов являются совет и просьба. Ученики таких педагогов довольны своей учебой, уверены в себе, стремятся к постоянному самообразованию. Также и педагоги стремятся к самосовершенствованию и самообразованию, постоянно работают над своими ошибками. Демократический стиль гарантирует субъектность участников совместной деятельности – педагогов и учеников, их инициативность равноправие, активность и ответственность. Атмосфера взаимоотношений между субъектами при демократическом стиле общения достаточно благоприятна. Совместная деятельность и ее результаты – успешны. Основу демократического стиля составляет любовь к детям.
3. Либеральный
Данный стиль полностью противоположен авторитарному. Педагоги, относящиеся к данному стилю, характеризуются нерешительностью, отчужденностью, неуверенностью в себе, стеснительностью. Такой педагог не умеет контролировать ход проводимых уроков, часто передает в руки учеников инициативу. В начале знакомства с таким учителем дети радуются, они довольны своей свободой, но со временем дети начинают нуждаться в наставнике и им становится необходима опора в учебе. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности и функции. Они придерживаются тактики невмешательства, к которой относятся безразличие к проблемам школы и равнодушие к своим учениками, которые учатся плохо, не проявляя ни к чему интереса. Следует отметить, что учитель-либерал безответственный сам и от других не требует ответственности. Изменяется к худшему морально-психологический климат в коллективе учеников, портятся взаимоотношения между субъектами образовательного процесса. Учитель-либерал мешает достижению успеха в деятельности педагога и учащихся [23].
Относительно стилей педагогического общения, которые делятся на авторитарный, либеральный и демократический, следует обратить внимание на характеристику сущностных оценок данных стилей. Если по К. Левину, как правило, считалось, что либеральный и авторитарный стили педагогического общения и лидерства негативны, а демократический стиль педагогического общения является положительным во всех отношениях, то позже некоторые авторы в своих исследованиях (Ю. П. Вавилов, А. Л. Журавлев, В. Н. Шеминов, и др.) пришли к следующему выводу: появление трех основных стилей педагогического общения и лидерства является закономерным и необходимым, у каждого стиля (демократического, либерального и авторитарного) есть свои слабые и сильные стороны, с учетом конкретной ситуации, особенностей самих людей и отношений между ними каждый стиль общения может стать не только приемлемым, но и необходимым [5]. Другими словами, стиль педагогического общения должен быть меняющимся, гибким, интегративным в зависимости от целей общения, конкретной обстановки, особенностей участников общения и т. д. Учитель обязан знать особенности всех стилей педагогического общения и уметь ими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения [Текст]: Учеб. пособие / С.Н. Батракова – Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2008.– 246 с.
2. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ Г.И. Батурина, Т Ф. Кузина– М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.
3. Березовин, Н. А. Учитель и детский коллектив [Текст] / Н.А. Березовин, Я. Л. Коломинский. –Минск, 1975. – 160 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М., 1983. – 272 с.
5. Вавилов, Ю.П. Психологический анализ стилей педагогического общения [Текст] / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки) – С. 286-289
6. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст] / К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
7. Дежникова Н.С. Школа Ю.М. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность [Текст] : [Опыт сред. шк. № 73 Москвы] / Н.С. Дежникова // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998. – С. 245-253
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя . – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
9. Иванов, И. П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст] / И.П. Иванов // Педагогические труды академика И. П. Иванова. Т. 1. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 78-100.
10. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения [Текст] / Л.Б. Ительсон.– Владимир, 1972 – 191 с.
11. Казарьянц, К.Э. Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения [Текст] /К.Э. Казарьянц //Сибирский педагогический журнал.– 2007.– №2.– С.227-237.
12. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
13. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: Кн. для учителя / С.Ю. Курганов. – М.: Просвещение, 1989. – 249 с.
14. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 1997. – 364 с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 445 с.
17. Петровский, А.В. Общая психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвщение, 1976– 389 с.
18. Подлиняев, О.Л., Иванов Стиль педагогического общения и проблемы его классификации [Текст]/ О.О. Подлиняев, С.Е. Иванов // Молодой ученый. – 2018. – №50. – С. 359-362.
19. Подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://studopedia.ru/
20. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. – М., 2005. – 335 с.
21. Сарбалаева, А.Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся [Текст] / А.Д. Сарбалаева, О.А. Белянкина // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95.
22. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
23. Фетискин Н.П. Диагностика стилей педагогического общения [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.273-275.
24. Шенбергер, И.А. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика [Текст]/ И. А. Шенбергер // Молодой ученый. – 2017. – № 31 (165). – С. 67-70.
25. Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения [Текст]/ Н.И. Шелихова. – М.; Воронеж, 2009.– 89 с.
26. Сидоров, С.В. Педагогическое управление ученическим коллективом [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров.– Режим доступа: https://si-sv.com/publ/4-1-0-17