Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
Речевое мастерство, ораторское искусство – это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к оратору.
Целью курсовой является исследование публичных выступлений
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты публичных выступлений
2. Исследовать выступления публичных личностей – А.Гитлера
1. Теоретические аспекты публичных выступлений
1.1. Основы мастерства публичного выступления
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить настрой аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.
Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.[2,c.67]
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.
Власть оратора над аудиторией зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается на ниточке и вот-вот упадет.
Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:
о его финансовых возможностях;
об эстетическом вкусе;
о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;
об отношении к окружающим людям.
Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».[1,c.34]
В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».
Таблица 1.1 Критерии оценки речи оратора можно представить в виде таблицы.
Составляющие техники речи
Критерии оценки речи оратора
положительные
отрицательные
Дикция
четкое произнесение звуков и слов
невнятное произнесение; дефекты речи; “глотание” звуков и слогов
Темп
1) нормальный: 120 слов в минуту;
2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости
1) темп слишком быстрый или слишком медленный,
2) однородный темп на протяжении всего выступления
Интонация
мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы
мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос
1) умение менять (повышать и понижать) тон;
2) достаточно громкий (уверенный) голос;
3) приятный голос
1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий);
2) тихий, неуверенный, затухающий голос;
3) неприятный голос (“крикливый”, “хриплый” и т.д.)
1.2. Основы ораторского искусства
Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Риторика, в свою очередь, складывается из орфоэпии, логики и тренировки дикции.
Учение софистов о грамотной речи дала базу для развития риторики.
Основной задачей учеников Сократа было углубленное изучение грамматики и стилистики, а после применение знаний на практике. Более двухсот лет греки систематизировали и проводили анализы знаний риторики. В Афинах написано множество трудов по этому поистине нелегкому ремеслу.
Эпоха средневековья придала ораторскому искусству более религиозный окрас, пользуясь знаниями философов древности, монахи красноречием привлекали людей в свои ряды и боролись с протестантами.
Именно из Европы наука о красивой речи и попала в Россию, где развитие ораторского искусства началось с 18 века и трудов Ломоносова.
Для того чтобы оратор правильно, четко, и главное, занимательно излагал свои мысли и существуют специальные приемы ораторского искусства.[6,c.83]
Контролируйте себя. Следите за речью, она должна быть без запинок и слов-паразитов, будьте спокойны, не позволяйте себе лишних телодвижений, иначе внимание аудитории будет потеряно.
Делайте паузы. Речь должна быть выразительной, делайте промежутки между словами, на которые хотите обратить особое внимание.
Подчеркнуть важность сказанного можно именно паузами и уверенным взглядом. Помните об интонации. Связь эмоций и интонации несомненна.
Смотрите собеседнику в глаза. Не старайтесь поймать взгляд каждого из зрителей, но внимание по возможности нужно уделить всем.
Если аудитория большая, то старайтесь смотреть не на отдельных людей, а на всех сразу, в визуально определенный центр зала.
Развивайте в себе лидера. Искусство красноречия подразумевает наличие определенных качеств у оратора: коммуникабельности, уверенности в себе, хорошей памяти и фантазии.
Основы ораторского искусства
Полезные приемы ораторского искусства
Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Риторика, в свою очередь, складывается из орфоэпии, логики и тренировки дикции.
Учение софистов о грамотной речи дала базу для развития риторики. Основной задачей учеников Сократа было углубленное изучение грамматики и стилистики, а после применение знаний на практике. Более двухсот лет греки систематизировали и проводили анализы знаний
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения. // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 2013.
2. Адамов Е. А. Выдающиеся ораторы древнего мира и средних веков. М., 2014.
3. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. М., 2012.
4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. - М., 2010.
5. Аннушкин В.И. Первая русская риторика XVII М., Добросвет, 2011.
6. Аннушкин В. И. История русской риторики. М., «Флинта», 2012.
7. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М., 2015.
8. Аристотель. Риторика. Античные риторики. МГУ, 2012.
9. Безменова Н. А. Краткая история французской риторики (XVI-XX вв.). - М., 2011.
10. Волков А.А. Основы риторики. М., 2014.
11. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2014.
12. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 2013.
13. Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики.// Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. - М., 2012.
14. Гаспаров М. Л. Античная риторика как система. // Античная поэтика. М., 2014.
15. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. - М., 2013.
16. Законотворческая техника современной России. Т.1-2. Нижний Новгород, 2015.
17. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. МГУ, 2014.
18. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. Частная риторика. СПб., 2014.
19. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике. Полн. собр. соч. Т. 7 - М., 2012.
20. Михальская А. К. Основы риторики. М., «Просвещение», 2011.
21. Ораторы Греции. М., 2014.
22. Пастернак Е.Л. «Риторика» Лами в истории французской филологии. М., 2012.
23. Речи известных русских юристов. М., 2014.
24. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., фонд «Новое тысячелетие», 2014.
25. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2012.
26. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., «Добросвет», 2013.
27. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., фонд «Новое тысячелетие», 2014.
28. Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. М., Грант, 2013.
29. Светлов В.А. Практическая логика. С.-Пб., Росток, 2012.
30. Соболева А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права. // Риторика. № 1 (4), 2013.
31. Соболева А.К. Топическая юриспруденция. М., Добросвет, 2012.
32. Шугрина Е. С. Техника юридического письма. М., Изд-во «Дело», 2014.