Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника — не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев».
По справедливому замечанию Е.Н. Колокольцева, биография худож-ника слова является не набором отдельных, изолированных фактов его жизни и творчества. Биография — это «олице-творенное время», «духовная эволюция писателя и материальное ее выражение — возникно-вение творческих стимулов на различных витках жизни».
Обращение учащихся к биографии создателя художественного произведения помогает понять позицию, мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать произведение. Цель уроков, посвященных изучению биографии писателя, - оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, к его произведениям.
В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обо-значенной проблемы. Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художе-ственном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, при-влекающих ученых-методистов. И это не случайно: усиление внимания к жизненной позиции писателя, к его общественной и творческой деятельности обогащает духовный мир школьников, расширяет их представления о жизненных ценностях, стимулирует познавательную и творче-скую активность учащихся.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Предметом изучения данной работы является методика преподавания литературы в старших классах.
Объектом изучения данной работы является изучение биографии писателя.
При написании работы автор опирался на труды таких авторов как М.А. Бекетова, А. Белый, Э. Голлербах, И. Лурье и многих других.
Целью данной работы является изучение биографии писателя на уроках литературы в старших классах.
В данной работе необходимо решить задачи:
- описать источники изучения биографии писателя;
- изучить роль мемуаров в изучении биографии писателя;
- изучить роль автобиографии как источника изучения биографии писателя;
- описать биографию писателя в системе литературного образования старшеклассников;
- описать систему уроков по изучению личности Александра Блока в контексте творчества.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
анализ, сравнение, изучение литературы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Источники изучения биографии писателя
1.1 Мемуары в роли изучения биографии писателя
Основная задача изучения биографии писателя в старших классах — знакомство учащихся с лич-ностью художника на всех уроках изучения монографической темы. Но что поможет учителю воссоздать неповторимый творческий облик писателя? Этой цели могут служить воспоминания современников и родных, письма, дневники, автобиографии, записные книжки писателя.
Мемуары воскрешают эпоху, в которой жил и работал писатель, вос-создают духовный облик художника. Они могут быть использованы как учителем, так и учеником. И.Е. Каплан предлагает такую методику ознакомления учащихся с мемуарами: «учитель кратко перескажет содержание отдельных воспоминаний или прочтет отдельные отрывки из них. Чтение небольших насыщен-ных содержанием отрывков, в которых дана целостная и яркая зарисовка личности писателя, может предшествовать слову о писателе или следовать в конце изложения биографического ма-териала. В некоторых случаях учитель кратко изложит содержание воспоминаний... в качестве иллюстрации к рассказу». [4]
Работа с мемуарами «будит мысль учеников», они учатся внимательному отношению к проти-воположным суждениям. Возможны индивидуальные задания с документальным материалом, учитывающие интересы и склонности учащихся. Прежде всего это выборочный пересказ: отби-рая материал, связывая и пересказывая его, учащиеся постигают биографию как подлинный до-кумент эпохи. Ученики могут делать сообщения по определенным источникам, в которых нужно увидеть и личность мемуариста. В процессе подготовки сообщения школьники приобретают по-лезные навыки: учатся отбирать материал по разным источникам, сопоставлять и оценивать их, учитывая личность мемуариста и его отношение к писателю. [14]
Дневниковые записи, как и отрывки из мемуаров, оставляют глубокий след в памяти учащихся. Они всегда воспринимаются школьниками с большим вниманием, пробуждают интерес к лично-сти мастера. Если мемуарист создает образ художника слова сквозь призму своего восприятия, то дневники, как и письма, раскрывают мир чувств и мыслей автора. Сквозь строки дневников мы чувствуем волнение писателя, его характер, темперамент, его боль, гнев, любовь. [2]
Значительный материал для характеристики личности писателя со-держится в его письмах. «Письма — своеобразный комментарий к биографии художника, — замечает И.Е. Каплан. — В них выявляются его общественные и эстетические взгляды».
Письма дают нам возможность представить писателя как неповторимую и сложную личность, как живого человека. Учащиеся могут прочитать письма писателя, выбрать кажущиеся наиболее значительными и кратко прокомментировать их на уроке. «Учитель, конечно, поможет учени-кам проделать большую предварительную работу. Прежде всего нужно ограничить круг писем определенным отрезком времени, например, одним годом. Но и внутри этого года учитель сам отберет наиболее важные письма, обратит внимание на основную их проблематику, даст ори-ентирующие вопросы, справку об адресатах». [3]
Ценные сведения учитель и учащиеся почерпнут в автобиографиях. Автобиография писателя — это не пересказ его жизни, а анализ прожитого. Создавая ее, художник стремился разобраться в том, что определило его творческую судьбу, творческую манеру. Отдельные страницы автобио-графий писателей могут быть рекомендованы для самостоятельного чтения учащихся. Проиллю-стрируем значение обращения к автобиографии для постижения художественного мира Алек-сандра Блока.
Автобиография поэта — своеобразная художественная, нравственная декларация, утверждаю-щая духовные ценности дедовского, «бекетовского дома». Это маленькая «эпопея», «возник-шая как бы рядом с поэмой «Возмездие» и ее набросками, но более личная».
Значительное место в Автобиографии уделено семье, родным как со стороны матери, так и со стороны отца. Александр Блок родился и рос в бекетовском доме, в семье родителей матери. Автобиографию (1915) он начинает словами: «Семья моей матери причастна к литературе и к науке».
И далее — о старинных «ценностях и идеалах», которые одушевляли бекетовскую семью — не только в эстетическом, но и в нравственном плане.
Автобиография «дважды подчеркивает исторический рубеж, отде-ляющий эпоху А.Н. Бекетова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других «дворян-шестидесятников» (по определению Блока) от двух последних десятилетий XIX века. Они принадлежали, говорит Блок, к «идеали-стам чистой воды, которых наше время уже почти не знает». Далее Блок пишет о переходе «к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года» — убийства революци-онерами-террористами Царя-Освободителя Императора Александра II». [15]
Эта эпоха и была «колыбелью» поэта, как Петербургский университет «в его лучшие годы» — местом рождения («я и родился в “ректорском доме”»).
Автобиография Александра Блока — это образы, лица, характеры, личности, неотделимые от всей жизни и судьбы поэта. Здесь показана га атмосфера, в которой вырос поэт, истоки его поэ-тического мира: Музыка и Театр, «первый вдохновитель» Василий Андреевич Жуковский и Вла-димир Сергеевич Соловьев, «властитель дум» юного поэта. [7]
1.2 Автобиография как источник изучения биографии писателя
Автобиография пронизана идеей органического и таинственного ха-рактера природы поэтиче-ского дара, который рождается следующим образом: