Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе социально - экономического развития проблема взаимоотношений общества и природы стоит особенно остро. В странах с развитой экономикой решение этой проблемы обусловлено главным образом ограниченностью природных ресурсов и поиском путей интенсификации природопользования.
Охрана природы требует определенных затрат, являясь системой платных мероприятий. Поэтому в настоящее время развивается новая отрасль науки-экономика окружающей среды, основанная на экономике, экологии и ряде наук о Земле. Она изучает взаимодействие и взаимосвязь между социально-экономическими и экологическими подсистемами единой системы, а также основы функционирования так называемых биоэкономических и биоэкономических систем.
Она имеет три направления. Первая - это экономика оптимизации природопользования, вторая-экономика предотвращения загрязнения окружающей среды в результате производственной и хозяйственной деятельности, а третья-так называемая оценка. Экономика природопользования и природопользования изучает методы наиболее эффективного воздействия человека на природу с целью поддержания динамического равновесия циркуляции веществ в природе.
Тема моей курсовой работы – «Экономика природопользования. Методические основы установления платежей за загрязнение окружающей среды»
Объектом работы является – экономика природопользования, как наука.
Предмет курсовой работы – методические основы установления платежей за загрязнение окружающей среды.
Главная цель работы – рассмотреть основы науки: «Экономика природопользования» и проанализировать методические основы установления платежей за загрязнение окружающей среды»
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть цели и задачи науки – Экономика природопользования;
• проанализировать методические основы установления платежей за загрязнение окружающей среды;
• произвести расчет экологических платежей предприятия.
1. Экономика природопользования, ее принципы, цели и задачи
1.1. Экономика природопользования, общие сведения
Экономика окружающей среды - это теоретическая и прикладная наука. Она изучает не только социально-эколого-экономические взаимодействия между окружающей средой и обществом в условиях ограниченных природно-ресурсных благ. Она обосновывает методы экономического регулирования и управления для решения главной задачи человечества - сохранение гармонии между человеком и природой.
Объектом экономики являются социально-экономические системы различных масштабов и уровней (страна, регион, предприятие, природный комплекс и взаимосвязь между ними), т. е. вся эколого - экономическая система и эколого-экономические отношения внутри этой системы.
Предметом изучения данной науки является:
• изучение социально-эколого-экономических отношений людей в системе «окружающая среда-общество», возникающих в процессе использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов (рис.1);
• вопросы воспроизводства качества окружающей среды как специфического общественного блага. В этом случае окружающая среда рассматривается как экономическое благо, капитал природы.
Рисунок 1. Схема социально-эколого-экономических отношений в системе «окружающая среда – общество»
Окружающая среда (ОС) включает в себя биотоп (экотоп), биоту и техногенную составляющую этих компонентов. Общество - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей. Это высшая стадия совместной деятельности живых систем. Жизнь общества включает в себя все аспекты деятельности общества, как промышленной (добыча полезных ископаемых, строительство, сельское хозяйство и др.), так и социальной.) и непромышленные (образование, наука, культура).
Для рационального использования природных ресурсов важно рассматривать окружающую среду не столько как хранилище ресурсов, сколько как природный капитал, как часть единого целого – капитала. В более широком смысле экономика природопользования должна способствовать разработке и реализации национальных концепций экологически устойчивого развития и механизма их реализации. Появление новых задач, связанных с разработкой и внедрением механизма устойчивого развития, должно объединить людей (население), производство (экономику) и природу. Природа породила человека, а человек-производство и общество. Все эти элементы нашего существования регулируются системой экологических стандартов и стандартов качества ОС, которые реализуются через экономические механизмы. Эти механизмы в экономическом плане могут быть реализованы через систему принципов экологической экономики.
1.2. Принципы экономики природопользования
Ключевой категорией при рассмотрении экономического аспекта взаимодействия общества и природы является природопользование. Природопользование – процесс эксплуатации природных ресурсов (извлечения полезных свойств природы) для удовлетворения материальных потребностей общества, или практика рационального использования человеком природных ресурсов. Такова совокупность отношений между природой и человеком.
Рациональное природопользование породило понятие «экономика природопользования».
В экономической практике существуют следующие принципы природопользования:
• максимизация общественной полезности природных ресурсов;
• воспроизводство природных ресурсов;
• экологизация производства.
Максимизация общественной полезности природных ресурсов основывается на диалектическом единстве природы и материального производства. Используя природные ресурсы, общество оптимально использует их для удовлетворения своих потребностей и воспроизводит природный капитал.
Воспроизводство природных ресурсов зависит от различий в зональном расположении производства, существующих возможностей энерго-и водоснабжения, перспектив экономического развития территории, ее экологического потенциала и социально-демографических факторов.
Экологизация производства означает, что дальнейшее развитие производственных сил может осуществляться при условии обязательного применения методов экологического регулирования хозяйственной деятельности, принципов экологического аудита и эколого-экономических методов хозяйствования.
Эти принципы реализуются с использованием конкретных принципов: научного, оптимального, комплексного, платного и справедливого.
Принцип научности предполагает, что природопользование должно основываться на глубоком знании объективных закономерностей развития природы и общества, на новейших достижениях науки и техники. Принцип оптимальности предусматривает наиболее эффективное использование природных ресурсов, выбор наилучшего (оптимального) варианта решения экономических задач с учетом экологического фактора. Принцип комплексности требует рационального использования, глубокой переработки сырья, вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, отходов производства и потребления, внедрения малоотходных ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и производств. Принцип оплаты предусматривает возмездное использование природных ресурсов, усиление экономической ответственности природопользователей за загрязнение окружающей среды.
Невозможно переступить «роковую черту» допустимых техногенных изменений в биосфере. Для достижения этой цели необходимо строго соблюдать требования гигиенического регламента, то есть ограничить содержание вредных веществ в литосфере, гидросфере и атмосфере.
Принцип «загрязнитель платит» должен быть строго внедрен в экологическую сферу. Принцип справедливости - это равенство граждан в распределении ограниченного ресурса. Однако рыночное распределение, предполагающее естественное неравенство, может быть сведено к пропорциональному равенству, которое налагает определенные условия. Дальнейшее экономическое развитие страны должно осуществляться в рамках жестких экологических ограничений, которые не допускают необратимых изменений в природной среде.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» вышеуказанные принципы экоэкономики определены для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду.
1.3. Цель и задачи экономики природопользования
Экологизация экономики привела к формированию новых научных направлений, соответствующих различным этапам процесса экологического менеджмента. Например, существует экономика природных ресурсов, которая изучает проблемы эффективного использования природных ресурсов в различных природно-климатических зонах Земли. В данной области изучается экономика первого этапа процесса управления природными ресурсами – стадии добычи и переработки природных ресурсов.
Второе направление - экономика загрязнения (экономика утилизации отходов) - рассматривает процессы использования особого природного ресурса как ассимиляционного (поглощающего) потенциала природы. Важно, чтобы объем загрязнения наносил минимальный ущерб природе и какие экономические механизмы можно было бы использовать для оптимального использования его поглощающего потенциала.
Экономика природопользования - это третье направление исследований, изучающее специфику проблем, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов.
Целью экономики природопользования является изучение экономических отношений в области природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения устойчивого развития. Основными задачами экономики природопользования являются:
• обоснование выбора и принятия решений в отношении ограниченных ресурсов природы и качества окружающей среды как специфического общественного блага;
• оценка и сопоставление затрат и результатов в экологической сфере, обоснование критериев и показателей эффективности природоохранных мероприятий;
• анализ рыночных сбоев в экологической сфере; учет внешних экологических эффектов (экстерналий);
• разработка методов оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.;
• разработка моделей социально-экономического развития, отвечающих требованиям экологической безопасности.
Этот список не является исчерпывающим. Дальнейшее развитие и усложнение экологических проблем предъявляет новые требования к российской науке. Это способствует его обновлению. Результатом этих процессов является также дифференциация и специализация эколого - экономических знаний. Наряду с экономикой природопользования как фундаментальной наукой формируются и ее специализированные направления.
В последние годы происходит развитие методов экологического менеджмента (экологическое планирование, разработка бизнес-плана, экологический аудит, маркетинг и др.).) приобрел самостоятельное значение.
Глобальная экологическая экономика развивает теорию устойчивого развития. Анализ затрат
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Нормативные документы для проведения расчетов платы за негативное воздействие на окружающую природную среду
1.1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
1.2. Постановление Правительства РФ от от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
1.3. Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
1.4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
1.5. Постановление Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 "Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов".
1.6. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
1.7. Приказ Росприроднадзора от 31.12.2014 N 872 "Об утверждении Временного регламента по организации электронного документооборота при представлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".
1.8. Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
1.9. Приказ Минприроды от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
1.10. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
1.11. Письмо Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482 "Об определении платежной базы".
1.12. Письмо Минприроды России от 19.12.2019 N 19-50/16689-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
1.13. Письмо Минприроды России от 06.06.2019 N 12-47/12871 "О постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет".
1.14. Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 "О направлении информации".
1.15. Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
2. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.
2.1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
2.2. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
2.3. Постановление Правительства РФ от от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
2.4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
2.5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 N 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07".
2.6. Письмо Роспотребнадзора от 17.06.2009 N 01/8465-9-31 "О разъяснениях к Постановлению N 25 от 27.04.2009".
2.7. Письмо Росприроднадзора от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы".
2.8. Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха".
2.9. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".
2.10. "Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе", утв. приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
2.11. "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85", утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.
2.12. "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989.
2.13. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", утв. Госкомприроды СССР.
2.14. "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987.
2.15. Письмо Ростехнадзора от 16.04.2007 N 04-09/386 "О применении коэффициента 1,2 к нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
2.16. "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333).
2.17. Письмо Минприроды России от 18.11.2013 N 12-44/22627 "О нормировании смесей углеводородов в выбросах в атмосферу".
2.18. Приказ Минрегиона России от 30.06.2012 N 278 "Об утверждении свода правил "СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и автодорожные".
3. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников.
3.1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".
3.2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух".
3.3. "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", утв. Минтрансом России 15.09.1992.
4. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
4.1. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
4.2. Приказ Минприроды России от 05.08.2013 N 274 "Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
4.3. Письмо Росприроднадзора от 24.03.2014 N ОД-06-01-36/4224 "О применении постановления Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148".
4.4. Письмо Минприроды России от 26.08.2013 N 02-09-44/16249 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148".
5. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ вследствие разлива нефти при авариях на магистральных нефтепроводах.
5.1. "Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах", утв. Минтопэнерго России 01.11.1995.
6. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух вредных веществ в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов.
6.1. "Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха", утв. Минприроды России 02.11.1992.
7. Нормативные документы для проведения расчетов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в экологической зоне Байкальской природной территории.
7.1. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
7.2. Приказ Минприроды России от 21.02.2020 N 83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал".
7.3. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р.
8. Нормативные документы для проведения расчетов платы за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты.
8.1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
8.2. Постановление Правительства РФ от от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
8.3. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
9. Нормативные документы для проведения расчетов платы за сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади.
9.1. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
9.2. Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
9.3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
9.4. Приказ МПР России от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
9.5. Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
9.6. Письмо Росприроднадзора от 15.04.2014 N ВК-06-01-36/5545 "О плате за сбросы в централизованные системы водоотведения".
9.7. Письмо Росприроднадзора от 20.02.2015 N ОД-06-01-31/2606 "О плате за сбросы сточных вод".
9.8. Письмо Минприроды России от 29.01.2020 N 12-47/2081 "О разъяснении положений Методики разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333".
10. Нормативные документы для проведения расчетов платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
10.1. Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
10.2. Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
11. Нормативные документы для проведения расчетов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные воды вследствие разлива нефти при авариях на магистральных нефтепроводах.
11.1. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утв. Минтопэнерго России 01.11.1995.
12. Нормативные документы для проведения расчетов платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в уникальную экологическую систему озера Байкал.
12.1. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
12.2. Приказ Минприроды России от 21.02.2020 N 83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал".
12.3. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р.
13. Нормативные документы для проведения расчетов платы за размещение отходов производства и потребления.
13.1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
13.2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
13.3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
13.4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
13.5. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".
13.6. Письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства".
13.7. Письмо Минприроды России от 01.10.2014 N 05-12-44/22301 "О разъяснениях по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами".
13.8. Письмо Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347 "Об утверждении образования отходов и лимитов на их размещение".
Основная литература
1. Белов В.Г. Экономический менеджмент предприятия: уч.пособие для вузов по спец. «Эколог. менеджмент предприятия». рек.учеб.-методич. комиссией МГУ/ Г.В. Белов. – М.: Логос, 2006. – 236с.
2. Инженерная экология и экологический менеджмент:учебник/ М.В. Буторина, Н.И. Иванова, И.М. Фадина, 2-е изд.. перераб., доп.– М: Логос, 2006. – 518с.
3. Крепша А.В. Экономика природопользования: Практикум. Рабочая тетрадь. Томск, 2011. – 35с. / http//window.edu.ru/.
4. Крепша Н.В. Экономика природопользования и природоохранной деятельности: учеб. пособие. Томск, 2011. – 168с. / http//window.edu.ru/
5. Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. Экологический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИД «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2002. – 207 с.
6. Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 201с. /http//window.edu.ru/
7. Тетельмин, В.В. Рациональное природопользование: учебное пособие/ В. В. Тетельмин, В. А. Язев. – Долгопрудный: Интеллект, 2012. – 288 с.