Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Противоречие состоит в том, что одними из ключевых и основных требований профессиональных стандартов к воспитателю являются именно сохранение, укрепление и формирование здоровья своих воспитанников. В процессе своей деятельности воспитатель всегда старается привнести свой вклад в организацию и создание условий для формирования здоровьеориентированных технологий, стараясь применить современный инновационный подход. Не секрет, что здоровьеориентированные технологии включают в себя именно формирование здорового образа жизни, т. к. знакомство с его основами и принципами у подрастающего поколения – это залог здоровой и сильной нации.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных организационно-педагогических условий, способствующих внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации
Цель исследования: – определить организационно-педагогические условия, способствующие внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
2. Определить критерии эффективности сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
3. Сконструировать модель и разработать технологию сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
4. Разработать методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования базируется на том, что наиболее эффективному внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации будут способствовать следующие организационно-педагогические условия:
- определены критерии эффективности сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации;
- сконструирована модель и разработана технология сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации;
- разработаны методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос, анализ литературы, прогнозирование и моделирование.
Практическая значимость работы может оказать помощь администрации и педагогам в организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации.
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам исследования, заключение, список литературы и приложения. Текст работы представлена 80 страницах
Глава 1 Теоретико-методические основы сопровождения процесса внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации
1.1 Сущность и значение здоровьесберегающих технологий
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие» занимает центральное место в образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Многолетний анализ состояния здоровья российских детей свидетельствует о его ухудшении, что послужило основанием для выбора приоритетных направлений государственной политики в области образования; к ним относятся охрана и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни. Увеличивается количество детей, у которых обнаружены проблемы со здоровьем, обозначилась устойчивая тенденция роста общего уровня заболеваемости дошкольников [49].
Данное положение обусловлено рядом факторов (в первую очередь социальных), среди них и экологическое неблагополучие, и кризисные явления в развитии института брака и семьи, и достаточное распространение курения, алкоголизма, наркомании, а также неустойчивость системы здравоохранения и воспитательного потенциала детского сада и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни в современном обществе является актуальной. Фундамент здоровья малыша закладывается с момента рождения. Для раннего и дошкольного возраста характерен интенсивный темп роста и физического развития ребенка, формирование необходимых умений и навыков, становление базовых физических качеств, черт характера, которые предопределяют ориентацию на здоровый образ жизни, что и обусловливает в рамках нашего исследования приоритет заботы о воспитании здорового ребенка. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.
Научно-теоретическая основа здоровьесбережения была заложена нашими соотечественниками, русскими физиологами: А. И. Аршавским, И. П. Павловым, И. М. Сеченовым, А. А. Ухтомским и др. Проблемы теории и практики образовательного пространства с позиции сохранения и укрепления здоровья детей исследуются в физиологическом и психолого-педагогическом аспектах (Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Ю. П. Сокольников, В. Г. Бочарова и др.).
Подходы к организации целостного педагогического процесса как основы формирования, сохранения, становления здоровья детей разрабатывают М. М. Безруких, Н. В. Богдан, Э. М. Казин, М. Л. Лазарев, Ю. В. Науменко, Т. Ф. Рехова, Е. А. Уланова и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
2. Акимова А.Р. Психологическое здоровье личности. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск: Зебра, 2017. — 140 с.
3. Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : Асгард, 2017. — iv, 80 с.
4. Апсаматова Н.М. Факторы риска развития острого обструктивного бронхита у детей раннего возраста // Инновации в науке. 2016. №10. С. 54-63.
5. Аспекты и тенденции педагогической науки 2017 декабрь. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
6. Багирова Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 11-14.
7. Баранова С.В. Волшебные движения. Изд. 5-е, дораб. и доп. — М.: Новая Реальность, 2020. — 280 с.
8. Белоусова Н.А., Мальцев В.П. Технологии здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности образовательных организаций в условиях ФГОС. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. — 160 с.
9. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Здоровьесберегающее взаимодействие. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. — 128 с.
10. Вопросы дошкольной педагогики 2020 №09 (36) – ноябрь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 134 с.
11. Вопросы дошкольной педагогики 2017 №04 (10) октябрь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 84 с.
12. Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого - вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции: Воронеж, 6-7 апреля 2018 г. / [под ред. И. Ф. Бережной, С. В. Поповой]. Воронеж : Ритм, 2018. — 270 с.
13. Годовой план ДОУ на 2018-2019 год (авторский)
14. Гуцу Е.Г. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу, М.Д. Няголова, Т.А. Рунова // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С.13
15. Данилина В.В., Янкина Н.Н. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №12.6. – С. 31–34.
16. Зайцев В.С. Современные технологии воспитания школьников: концепции, структура, методы. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Татьяна Лурье, 2017. — 87 с.
17. Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Матер. X Междун. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 8–9 нояб. 2018 г. / под науч. ред. З.И. Тюмасевой. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. — 243 с.
18. Иванова Н.А., Кузьмина Г.А., Кочиш Л.Т. [и др.] Эффективность профилактики атопического дерматита у детей раннего возраста и иммунологические факторы риска развития аллергических заболеваний // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2020. Т. 99. № 2. С. 80-87.
19. Иванова Н.В., Воробьева Н.А. — Взаимосвязь родительского участия в образовании детей и успеваемости младших школьников: анализ зарубежных психолого-педагогических исследований // Педагогика и просвещение. – 2019. – № 2. – С. 41 - 52
20. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018 – С.185-187
21. Инновационные технологии в пищевой промышленности и общественном питании. (Екатеринбург, апрель 2019 г.). Материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Екатеринбург, 16 апреля 2019 г.) / отв. за вып. : С. Л. Тихонов, О. В. Чугунова, В. А. Лазарев. Екатеринбург:: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2019. — 153 с.
22. Касимов Р.А. Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). — Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 2017. — 44 с.
23. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Изво: «Литературная учеба», 2016 г. – С. 147.
24. Колосова Е.В. Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей. Учебно-методическое пособие. — Саратов: Наука, 2018. — 160 с.
25. Кондратьева Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе// Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 293.
26. Красильникова Л.В. Формирование профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Деревянкина Н.В., Красильникова Л.В.// Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Мининский университет. 2020. С. 94-98.
27. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 173 с
28. Медведева Л.В., Минаева Е.Е., Жаков Я.И., Калетюк М.А. Тяжесть бронхиальной астмы и психологические особенности больных детей // Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. 2018. № 18. С. 163– 164.
29. Миназова З.М. Профессиональная подготовка педагогов-психологов к решению вопросов охраны здоровья детей средствами здоровьесберегающих образовательных технологий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. — Чеченский государственный университет. — Махачкала, 2017. — 192 с.
30. Михайлова Н.В. Методика физической культуры детей дошкольного возраста. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. — 107 с.
31. Михайличенко О.В. (ред.) Актуальные проблемы организации обучения в высшей и средней школе - история, теория, практика: монография. Общая редакция проф. Михайличенко О.В. – Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2018. — 294 с.
32. Мурзина Ж.В., Богатырева О.Л. и др. Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 16 ноября 2019 г.). — Чебоксары: Среда, 2020. — 420 с.
33. Мурзина Ж.В., Богатырева О.Л., Егорова А.С. (отв. ред.) Развитие современной системы образования: теория, методология, опыт. Сборник статей. — Чебоксары: Среда, 2019. — 120 с.
34. Московченко О.Н., Захарова Л.В. Валеоакмеологические аспекты оздоровительной физической культуры в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2019. — 314 с.
35. Нагорнова А.Ю. (отв. ред.) Обучение и воспитание детей и подростков. От теории к практике (коллективная монография). Монография. — Ульяновск: Зебра, 2020. — 446 с.
36. Нагорнова А.Ю. (ред.) Социальная работа как феномен современного общества. Ульяновск: Зебра, 2018. — 156 с.
37. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 июня 2018 г.): в 2 ч. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2018. – Ч. 1. – 183 с.
38. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» / под ред. Н.А. Геппе [и др.]. 5-ое издание, перераб. и доп. М. : ООО «Оригинал-макет», 2017. 160 с.
39. Николаев Е.В., Кузнецова Н.В., Панина Н.Г. Традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии в физической культуре для студентов. - ВолгГТУ. – Волгоград, 2019. – 100 с.
40. Образование и воспитание 2020 №04 (30) октябрь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 68 с.
41. Образование: прошлое, настоящее и будущее. Материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018). — Краснодар : Новация, 2018. — iv, 148 с.
42. Педагогика сегодня: проблемы и решения. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). Материалы VI Междунар. науч. конф / [под ред. И. Г. Ахметова и др.]. — СПб. : Свое издательство, 2020. — iv, 64 с.
43. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, 2017 апрель). — Чита : Молодой ученый, 2017. — iv, 156 с.
44. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016.
45. Третьякова Н.В. Процессный подход к управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Монография. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. — 165 с.
46. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2020. Выпуск 1 (январь - апрель). - Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2020. — 370 с.
47. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2018. Выпуск 1 (январь - апрель). - Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2018. — 330 с.
48. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2017. Выпуск 2 (май - август). - Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2017. — 160 с.
49. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2018. Выпуск 2 (май - август). - Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2018. — 322 с.
50. Управление начальной школой 2018 №09. - М.: Актион - МЦФЭР. — 80 с.
51. Управление начальной школой 2017 №11. - М.: Актион - МЦФЭР. — 80 с.
52. Фетисов А.С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации). Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. — Институт развития образования. — Воронеж, 2019. — 455 с.
53. Хисамова Г. Р. Задержка речевого развития в логопедической практике. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С.307-311
54. Хедхуд Ноурас. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика). — Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2017. — 25 с.
55. Циценко В. С. Организация проектной деятельности в ДОО [Текст] / В. С. Циценко, Т. Н. Красноперова // Молодой ученый. – 2016. – № 16. – С. 384.
56. Шевченко О.И., Ветров И.И. Педа¬гогические технологии в образовательном процессе // Образование и воспитание. – 2019. – №5. – С. 51–53.
57. Широков О.Н., Абрамова Л.А., Яковлева Т.В., Потапова М.А. (ред.) Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 20 мая 2020 г.). — Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. — 180 с.
58. Яковлева Г.В., Пелихова А.В., Скрипова Н.Е. и др. Сквозные технологии в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для руководителей и педагогов. — Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), 2018. — 88 с.
59. Ballardini N., Kramer M.S., Oken E. [et al.] Associations of atopic dermatitis and asthma with child behaviour: results from the probit cohort // Clinical & Experimental Allergy. 2019. Vol. 49. Iss. 9. Pp. 1235-1244.
60. Ban L., Thomas K.S., Ratib S. [et al.] Incidence and sociodemographic characteristics of eczema diagnosis in children: a cohort study // Journal of Allergy and Clinical Immunology. 2018. Vol. 141. Iss. 5. Pp. 1927-1929.e8
61. Барабаш В.Г. Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации [Электронный ресурс]/ В.Г. Барабаш / Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-analiz-traktovok-vidy-komponenty-printsipy-realizatsii
62. Здоровье и физическое развитие детей. URL: http://медпортал.com/57_patologicheskaya-fiziologiya_797/zdorove-fizicheskoe-razvitie-50108.html
63. Здоровье и физическое развитие Детей. URL: https://www.ja-zdorov.ru/blog/zdorove-i-fizicheskoe-razvitie-detej/
64. Здоровьеориентированные технологии воспитателя. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44198469
65. Кулькова З.Р. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения [Электронный ресурс] / З.Р. Кулькова // Социальная сеть работников образования hsportal.ru. – 2016. URL: https://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/14/vnedrenie- innovatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy
66. Консультация для педагогов "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста". URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-2
67. Кот Н.А. Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей [Электронный ресурс]/ Н.А. Кот// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-vospitateley-k-vnedreniyu-sovremennyh-tehnologiy-fizicheskogo-razvitiya-i-ozdorovleniya-detey
68. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. Федеральный выпуск № 157 (6133). 19 июля. URL: https:// rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
69. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. Федеральный выпуск № 265 (6241). 25 ноября. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
70. Роль физического воспитания в развитии ребенка. URL: http://www.allwomens.ru/14801-rol-fizicheskogo-vospitaniya-v-razvitii-rebenka.html