Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Психологическое благополучие – это субъективное ощущение общей удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью. Психологическое благополучие во многом зависит от условий воспитания, от особенностей отношений с родителями, от типа семьи. К примеру, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения подростка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития [7].
Проблема исследования. Изучение особенностей психологического благополучия детей, в зависимости от типа семьи играет важную роль в современной психологии. От выраженности психологического благополучия во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его самоопределение, самоактуализация, удовлетворенность жизнью.
Степень разработанности тематики. Изученность тематики находится на низком уровне. Нами не было выявлено ни одного комплексного исследования, в котором бы отражались психологические особенности детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Объект исследования – психологическое благополучие в подростковом возрасте.
Предмет исследования – психологическое благополучие подростков, воспитывающихся в разных типах семей.
Цель исследования – изучить психологическое благополучие подростков из полных и неполных семей для дальнейшей разработки программы тренингов на повышение психологического благополучия подростков.
Гипотеза исследования: специально разработанная программа тренингов на повышение психологического благополучия подростков, будет способствовать улучшению их психологического состояния.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения психологического благополучия в психолого-педагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать особенности психологического благополучия в подростковом возрасте как предмет анализа зарубежной и отечественной психологии.
3. Рассмотреть особенности детско-родительских отношений подростков разных типов семей.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей психологического благополучия подростков, воспитывающихся в разных типах семей.
5. Составить программу тренингов на повышение психологического благополучия подростков.
Методы исследования. Теоретические – анализ литературных источников, нормативно-правовой базы, научных публикаций, документации. Использовались методы обобщения, систематизации, классификации полученных данных. Также применялись практические методы (психологические методы, педагогический эксперимент). Для обработки полученных данных использовались математико-статистические методы.
Новизна исследования. Сформулированы новые выводы и обобщения в области диагностики, проявления и коррекции нарушений психологического состояния подростков из различных типов семей. Проанализирован генезис исследований в сфере психологического благополучия подростков, выделены сущностные признаки, современное состояние проблемы психологического благополучия личности подростка. На основании проведенного анализа составлена и апробирована программа тренингов на повышение психологического благополучия подростков. Показаны психологические различия подростков из полных и неполных семей.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям по психологии, для подготовки к проведению консультирования по проблемам преодоления психических нарушений у детей подросткового возраста. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных материалов, методических указаний и справочников для психологов и консультантов, работающих над коррекцией агрессивного поведения детей.
Практическая значимость исследования. Разработанная нами программа тренингов на повышение психологического благополучия подростков может быть использована для нормализации психологического благополучия подростков из различных типов семей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические основы изучения психологического благополучия в психолого-педагогических исследованиях
Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор.
Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что «деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя» [2].
Все подходы к исследованию феномену именно психологического благополучия, можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера [7].
Н. Брэдбёрн создал представление о структуре психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта. Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённости или не удовлетворенности жизнью [2].
Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия.
Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо – плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья [7].
Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение жизнью и только в отдельных ситуациях переживает неприятные чувства.
Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена.
С точки зрения А.А. Кроника, отношение человека к возможным способам обретения счастья также формирует так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти установки, являются тем психологическим материалом, который в определенной мере характеризует где, в какой области объективной деятельности личность стремится самоосуществиться, а также как с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать [4].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 119—132.
2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: ЭКСМО, 2015. – 310 с.
3. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 2016. – 256 с.
4. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Высшая школа, 2015. – 216 с.
5. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2015. - №2. – С. 35-45.
7. Диагностическая и коррекционная работа психолога / Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика, 2017. – 345 с.
8. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2016. – 145 с.
9. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. – 2019. - №5. – С.78-85.
10. Карпунькина Т.Н. Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни. Новосибирск: Сибтехнорезерв, 2016. - 288 с.
11. Карягина Т.Д. Модель развития эмпатии: онтогенез, патология, профессиональный контекст // Академический портал. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 17—29.
12. Карягина Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология – 2019. - №4. – С. 115-124.
13. Клименкова Е.Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 4 - С. 119—131.
14. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических ис¬следований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. - Т. 24. - № 4. - С. 126—137.
15. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. - 2017. - Том 8. - № 2. - С. 85—100.
16. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. - 2018. - №29. - С. 41–46.
17. Лукьянов О.В., Карпунькина Т.Н. Современность – культура одиночества // Вестник Томского государственного университета. 2005. Март. № 286. Серия «Психология». С. 97–104.
18. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2016. – 310 с.
19. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. - № 2 (28). - С. 14-23.
20. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: МГУ, 2015. – 456 с.
21. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Том 11. № 5. С. 25—43.
22. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психиче¬ской патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психо¬логия и психотерапия. - 2014. - Т. 22. - № 4. - С. 8—29.
23. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы со¬циального познания в современной психологии: обзор зарубежных иссле¬дований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 3. - С. 25—43.
24. Холмогорова, А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра [Текст] / А. Б. Холмогорова. – М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. – 480 С.
25. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 2. - С. 13—23.