Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство - это огромный механизм, каждое звено которого играет важнейшую роль. Эффективное решение органами государственной власти всего спектра экономических, социальных и политических задач в немалой степени зависит от конкретной деятельности государственных служащих, благодаря которым осуществляются важнейшие функции государства.
На современном этапе развития государственности Российской Федерации государственная гражданская служба выступает в роли центрального элемента государственного управления, обеспечивающего реализацию всех видов государственных функций. В настоящее время, в период глубоких общественных, социально-экономических и политических трансформаций, роль института государственной гражданской службы особенно возрастает.
Понятие «институт государственной гражданской службы» представляется достаточно сложной и разнохарактерной правовой категорией, в рамках которой необходимо учитывать такие аспекты, как:
1. сложившуюся в ходе исторического развития и под влиянием новых общественных отношений нормативно-правовую базу;
2. принципы организации, виды и уровни государственной гражданской службы;
3. кадровую политику;
4. механизмы и способы управления системой государственной гражданской службы;
5. порядок поступления на службу, ее прохождения и освобождения от должности, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих.
Целью исследования является системное изучение института государственной службы.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
- исследовать процесс становления института государственной службы в России;
- изучить и проанализировать понятие государственной службы;
- провести анализ законодательных основ государственной службы в Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом является совокупность правоотношений, опосредующих организацию и функционирование государственной службы в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают отношения в сфере государственной службы.
Методологической основой исследования является система различных методов. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический.
Глава 1. Сущность и значение государственной службы в российской федерации
1.1. Этапы развития государственной гражданской службы Российской
Зарождение института государственной службы — результат общественного развития и вызванной им необходимости реализации социально значимых интересов, обеспечивающих нормальное функционирование общества. Он выступает в качестве компонента, внутренне присущего государству как наиболее оптимальному способу организации жизнедеятельности и консолидации ресурсов социума.
Федерации Первый этап (1993-1995 гг.) был связан с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., которая заложила основы законодательного регулирования института государственной службы в Российской Федерации. В 1993 г. Президент Российской Федерации издал Указ, которым было утверждено Положение о федеральной государственной службе.
Данный документ стал первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе, но только в федеральных органах власти. Следующим шагом стало принятие Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который регламентировал службу в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации[17].
Несмотря на положительное значение указанного закона, его нормы носили рамочный характер. Это привело к тому, что на федеральном и региональном уровнях складывались различные подходы к правовому регулированию государственной службы. Второй этап (1996–2001 гг.) был ознаменован разработкой концептуальных положений по развитию государственной службы. В 1996– 1998 гг. было подготовлено 12 вариантов Концепции административной реформы, которые не были поддержаны руководством страны.
В 2001 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. В результате ее реализации государственная служба должна была представлять собой целостный, базирующийся на единых принципах институт и включать в себя 2 подсистемы: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Третий этап (2002-2007 гг.). На указанный период пришлась разработка основных норм законодательства о государственной службе.
В 2002 г. была принята федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 года)», срок действия которой был продлен до 2007 г.
Данной программой было намечено повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. Среди первых результатов следует отметить принятие 27 мая 2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым впервые была закреплена видовая классификация государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. В развитие указанного закона был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем, ряд задач данного этапа реформирования остался нерешенным.
Не были реализованы положения Концепции о формировании системы управления государственной службой, не проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы, внедрение управленческих технологий на 21 Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2267. 22 Концепция утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 года (документ № Пр-1496).
Требовалось совершенствование антикоррупционных механизмов на гражданской службе. Четвертый этап (2009-2013 гг.). Вышеназванные задачи предполагалось решить в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». В результате реализации программы существенная работа была проделана по предупреждению коррупции, по выявлению и разрешению конфликта интересов на государственной службе, по оптимизации численности служащих, по внедрению и совершенствованию процедуры их ротации. Однако не были решены вопросы, касающиеся внедрения системы профессионального развития, реформирования оплаты труда и пенсионного обеспечения служащих. Дальнейшего развития требовали технологии кадровой работы. Не была создана система управления государственной службой.
Пятый этап (2016-2018 гг.) характеризуется реализацией задач, изложенных в Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 гг., которые были утверждены Президентом Российской Федерации в 2016 году[15].
В результате этой работы в законодательстве были закреплены нормы, направленные на формирование единого информационно-коммуникационного пространства в системе гражданской службы. Была усовершенствована система профессионального развития на гражданской службе. Однако не удалось решить вопросы оптимизации системы материального стимулирования служащих, а также структуры их денежного содержания. Требовалось дальнейшее развитие процедуры отбора на гражданскую службу, а также включения в кадровый резерв государственного органа.
Новый этап (2019 г. по н/вр). 24 июня 2019 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019– 2021 годы», который фактически стал продолжением работы по реформированию гражданской службы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Конституция РФ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тесленко Дины Павловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 части 1 и частью 2 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 472- О-О// СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (ред. от 28 декабря 2017 г.) № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - № 162.
6. Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». - М.: Закон и право, 2019. - 207 с.
7. Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. - 2017. - №2 4. - С. 43-50.
8. Ларькина, А.П. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - №3. - С. 235
9. Ермаков Д. Н. Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Страховое дело. 2017. № 7. С. 10-21.
10. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов - М.: НОРМА, 2018. С. 53
11. Рогин, А.П. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 (Юриспруденция) / А.П. Рогин - М.: ЮНИТИДАНА, 2017. - С. 184
12. Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В. Д. Граждан - М.: Юрайт, 2018. С. 158
13. Ларькина, А.П. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №3. - С. 235
14. Охотский Е.В. Государственная служба. М.: Юрайт, 2018. — С. 16
15. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад/ И. Н. Барциц,Г. А. Борщевский, К. О. Магомедов. — М.: Издательский дом. Дело. РАНХиГС, 2018. — 136с. — (Научные доклады: государственное управление).
16. Литовка А. Б., Трепачев Л. А. К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации: организационно-правовой аспект//Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 141-144
17. Лохманов Д.В. Проблемы открытости государственной гражданской службы Российской Федерации//NB: Административное право и практика администрирования. — 2015. – № 5. – С.70-82.
18. Тонких В. А., Лытнева Н. А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 310-312.