Фрагмент для ознакомления
2
битве при Пате. И теперь армия готовилась к походу в Реймс для коронации дофина.) Его дополняют свидетельства других современников: «Жанна была высокой черноволосой девушкой, у нее, по словам герцога Алансон-ского, были красивая грудь и ласковый голос» .
Все эти подробности были важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо в доспехах, а ее противники распространяли слухи, что Дева - вообще не женщина, а некое странное существо, выдающее себя за женщину. Поэтому в письме и звучит непонятная фраза, что «...у нее приятный женский голос». Но Буленвилье изобразил Жанну вполне достоверно, о ее поведении и привычках упоминали и другие свидетели -вплоть до ее склонности к обильным слезам. Впрочем, здесь следует иметь в виду, что в средние века слез не стыдились и не скрывали их. «Дар слез» считался добродетелью, плакали часто и бурно - и не только женщины. Чаще Жанна поражала современников своей выносливостью, и Буленвилье отмечает то удивительное сочетание женственности и мужества, изящества и силы, которое придавало некую неоднозначность личности Жанны.
С точки зрения исторической антропологии, интересен тот факт, как же возникла вера в Жанну-деву, несмотря на столь неоднозначное восприятие всего женского в массовой культуре средневековья. Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, демонстрирует нам, как возник этот социальнопсихологический феномен, и во многом объясняет некоторые стороны общественного сознания современного Жанне общества.
Вера в Жанну-деву носила массовый характер. Некоторые исследователи склонны видеть в подобных явлениях некий повторяющийся механизм. Так, Райнер Кристоф Швингес выделил «детерминанту мгновенного успеха» самозванцев, то есть тех сил, которые влияли на массовое поведение людей в районах их появления.
Глава 2. Отношение к Жанне Д’ Арк на современном этапе
2.1. Анализ с точки зрения достоверности, что пишут о Жанне в школьных учебниках
Если исследования и различные труды представляют образ Жанны в более естественном свете, ищут исторические факты, то в большинстве учебной литературы Жанна Д’ Арк предстает именно в том мифическом образе, который передается от поколения к поколению.
В качестве примера можно привести учебник по истории Агибаловой Е.В., Донского Г.М. «История средних веков».
В частности, таким образом она описана в школьной литературе «Орлеанской девой называли Жанну д ,Арк. Почти шесть столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна д’Арк. Ей было всего девятнадцать лет. Почти всю свою жизнь – семнадцать лет – она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Ее соседи потом скажут, что она была такая же, как все. Один год она была прославленной Жанной- Девой, спасительницей Франции. Ее соратники потом скажут, что она была опытным военным. И еще один год она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Ее судьи скажут: «великий ученый и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали» .
Школьная литература поддерживают ту легенду о жизни Жанны, которая передавалась из поколения в поколение. Она и на страницах учебника проиллюстрирована таким же образом «девушка на коне, в латах, со знаменем и мечом въезжает в осажденный город» .
Следующим учебником на который хотелось бы обратить внимание является «История средних веков» В.А. Ведюшкиной. В рамках данного учебника рассматривается Столетняя война и вкратце говориться об Орлеанской Дева – Жанне Д Арк. Тем не менее, очередной раз становится понятным, что в школьной литературе Жанна именно такая, какой ее воспевали в балладах и рассказывали в поэмах.
В частности, доказательством данной точки зрения является выдержка из учебника в которой говориться, что «Несмотря на казнь Жанны д’Арк и развернутое англичанами одновременно на юге и севере наступление, переломить ход войны в свою пользу им так и не удалось.. Даже герцог Бургундский покинул своих союзников-англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453г. пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на сто лет».
Подобной точки зрения придерживается автор «100 великих женщин» . И.И. Семашко , который следующим образом описывает Жанну: «Долго еще не появлялись на французской земле лже-Жанны, желавшие стяжать славу великой девственницы, но никому еще не удавалось повторить подвиг самоотречения, на который чудесным образом оказалась способна юная девушка из французской провинции». В своем повествовании историк вновь говорит о подвиге Жанны, ее бесстрашии.
2.2. Анализ информации, представленной в Википедии
Информация, которая представлена о Жанне Д’ Арк, носит автобиографический характер. Автора повествования не переполняют эмоции, ситуацию он описывает исходя из того, что узнал о Жанне из литературы, учебной и исследовательской.
Дается достаточно подробная характеристика личности Жанны. В частности, описывается, как секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, которые проводились на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».
Большинство фактов, которые вызывают противоречия, объясняются в нескольких вариациях. В частности, описана встречала Карла и Жанны, после чего сказано, что он выглядел счастливым после их беседы. Тут же дается объяснение со ссылкой на историков Жак Кордье и Клод Дезама, что несмотря на традиционный вариант трактования встречи, вариант которой не вызывал сомнений у исследователей до последней четверти XX века, впоследствии историками была выдвинута версия о том, что «во время аудиенции не было «опознания» Жанной дофина, и что он не сообщал ей «королевского секрета». Также у В. Райцеса было сомнение в том, что встреча действительно приходила при большом скоплении народа. В своём докладе, прочитанном весной 1989 года в орлеанском Центре Жанны д’Арк (фр. Centre Jeanne d'Arc), Райцес отметил, что «торжественная встреча в Шиноне, по-видимому, историографическая легенда» .
Таким образом, в источнике указывается на несколько вариантов знакомства короля с Орлеанской Девой, хотя все же, автор склоняется к первому варианту, как наиболее распространенному.
Образ Жанны в Википедии вновь представлен в качестве бесстрашной женщины-война, которая верила в свои силы, силу духа и готова была бороться до конца.
С учетом вышесказанного можно отметить, что информация которая дана в Википедии носит описательный характер и основана на различного рода литературы, как современной, так и более ранней. При этом необходимо отметить, что лица, которые загружают материал, стараются рассмотреть вопрос с различных точек зрения, не склоняя автора к какому то единому мнению.
2.3. Анализ образа Жанны в кинематографе
В рамках данного исследования хотелось бы представить несколько примеров кино с Жанной Д’арк.
Так, хотелось бы выделить «Жанна д’Арк» (англ. The Messenger: The Story of Joan of Arc) — историческая драма Люка Бессона 1999 года .
В этом фильме показана внутренная борба Жанны. В плену её посещает образ в чёрном (Дастин Хоффман), который своими доводами разбивает её убеждения. Голоса оставляют пленницу. Герцог Бургундский продаёт её англичанам. Происходит церковный «суд», результат которого известен. Пожилой священник (Джон Босуэлл) желает воспрепятствовать несправедливости и собирается ехать в Рим к папе Евгению, но англичане арестовывают его. Епископ Кошон (Эдвин Эппс) задаётся вопросом — может быть, Жанна говорит правду. Он прилюдно зачитывает ей приговор учёных мужей из Парижа, признавших её виновной в ереси, и вынуждает подписать отречение от своих убеждений, обещая за это прощение её грехов. Запутавшись, она соглашается. Человек в чёрном заявляет, что она тем самым отреклась от Господа, она пытается вырвать документ у епископа, но тот уходит. Англичане ночью отбирают у неё одежду и оставляют только мужское платье и показывают её в этом виде Кошону. Тот понимает, что Жанна снова впала в ересь, и умывает руки. В итоге Жанна соглашается с человеком в чёрном и просит её исповедовать. Англичане сжигают её на площади.
События в полной мере соответствуют той информации которая изложена в большинстве исследованиях о Жанне, естественным образом несколько приукрашены с целью получения внимания зрителя, но в целом нельзя говорить о недостоверности представлены.
В данном случае можно проследить отношение режиссера к Жанне, который показывает ее мужественной и в тоже время прекрасной. В этом фильме Жанна предстает не только как рыцарь в доспехах, но и как женщина, прекрасная, образованная и утонченная.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Процесс Жанны д’Арк: Материалы инквизиционного процесса / Пер., коммент., статья А. Б. Скакальской. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008. – 471 с.
2. Левандовский. А.П. Жанна д’Арк. // 2-е изд. испр. и доп., М.: Молодая гвардия, 1982. — 256 с.
3. Перну Режин, Клэн Мари-Вероник. Жанна д’Арк. / Пер. Т. Пошерстник, О. Ивановой. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 560 с. — Серия «Века и люди».
4. Райцес В. И. Жанна Д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. — Л.: Наука, 1982. — 200 с.: ил..
5. Райцес В. И. Процесс Жанны д’Арк. – Изд.: «Наука», 1982 г. – 112 с.
6. Ромм Фредди. Жанна д’Арк: Загадки Орлеанской девы. — М.: ЭНАС, 2008. — 216 с.: ил.
7. Дмитрий Мережковский. «Жанна д’Арк».. – 1938 г.– 215 с.
8. Мария Йозефа Курк фон Потурцин Жанна д’Арк
9. П. В. Крылов. Мужской костюм Жанны д’Арк: неслыханная дерзость или вынужденный шаг? Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000, с. 186-193.
10. Ален Деко. Великие Загадки Истории: Была ли сожжена Жанна д’Арк? Великие загадки и тайны истории, М. "Мистерия", 1996
11. Тогоева О. И. Вольтер, Жанна д’Арк и осел. К истории одного мотива // Французский ежегодник 2008. М., 2008. С. 25-46.