Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дошкольный возраст первая ступень в осмыслении и понимании внутренних скрытых процессов, свойств и отношений внешнего и внутреннего мира — всего того, что лежит в основе любых научных знаний, ведущей деятельностью дошкольника, является игра. Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.
Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Анализ профессионального пути В.В. Воскобовича показал, что изобретатель не имел никакого отношения к педагогике в начале своей карьеры. Он был инженером-физиком. В 90-е годы ХХ в. было тяжело приобрести игрушки детям, и Вячеслав Вадимович сам разработал развивающие игры и апробировал их на своих детях. Сейчас им создана целая методика, включающая 40 развивающих игр. Методика Воскобовича пользуется большим спросом в развитии дошкольников как в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО), так и в условиях семейного воспитания, ее часто обсуждают на семинарах, посвященных развитию детей. Открыт центр ООО «Развивающие игры Воскобовича», находящийся в г. Санкт-Петербурге, работа которого направлена на производство развивающих игр для детей и распространение соответствующей методики.
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Использование данных игр в системе их постоянного и постепенного усложнения, позволяет добиться определенных положительных результатов.
Цель курсовой работы: разработать и реализовать образовательную деятельность по развитию математических представлений с применением развивающих игр В. Воскобовича в подготовительной группе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
2. Рассмотреть методику применения развивающих игр В.В Воскобовича на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать игры В. Воскобовича
4. Провести обзор технологии «Сказочные лабиринты игр»
5. Разработать и реализовать конспект занятия в старшей группе с применением развивающих игр В.Воскобовича.
6. Описать результаты образовательной деятельности.
Объект исследования – игры В. Воскобовича
Предмет исследования: использование развивающих игр В. Воскобовича в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Методы: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы.
1. Теоретическое обоснование содержания образовательной работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста
1.1. Задачи и содержание математического развития детей старшей группы
Процессы формирования и развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста – одна из наименее разработанных методиче-ских проблем дошкольной педагогики. Значительная разносторонность взглядов на понятие «математическое мышление» обу¬словливает отсутствие целостных теоретических методик, и это вызывает определённые трудности в педагогической работе.
Под развитием математического мышления понимают преобразования в познавательной сфере личности, которые происходят в процессе формирования математических представлений и сопряжённых с ними логических операций (сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации) [10, с. 29].
Математические представления относят к следующим категориям: количество, форма, величина, пространство, время, их отношениям и качествам [11, с. 146].
Формирование элементов математического мышления – это организованный и целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, методов и приёмов интеллектуальных операций, обусловленных требованиями к образовательным программам, основной целью которого является не только подготовка к эффективному овладению математикой, но и гармоничное развитие личности ребёнка [9, с. 26].
Программные требования – требования, которые определяются ФГОС к воспитанию, образованию и развитию детей конкретной возрастной группы. Впервые Программа была разработана и издана Наркомпросом в 1932 г. Актуальная Программа дошкольного образования под редакцией М.А. Васильевой допущена Министерством образования и науки РФ [2, с. 88].
Основные элементы математического мышления, доступные ребёнку, он получает из жизненных процессов, в которых активно участвует, из наблюдений за окружающим его миром предметов и явлений. Такие поня¬тия, как размеры и форма, время суток и направление движения, являются на-глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред-ставления требуют серьёзного методичного обучения [5, с. 88].
Как правило, усвоение и накопление комплекса знаний математического характера у детей старшего дошкольного возраста связывают в первую очередь с формированием представлений о на¬туральном числе и действиях с ним (счёт, арифметические действия, сравнение чисел, измерение ска¬лярных величин, т. е. тех величин, результат измерения которых выражается через целые неотрицательные числа и др.). Такими являются стандартные программы формирования математических представлений дошкольника в советский период (А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Г.В. Тарунтаева); подобными являются и альтернативные программы современной дошкольной педагогики — «Радуга», «Развитие», «Детство», «Из детства в отрочество» и др.[11, с. 21].
В перечисленных программах математическое содержание по¬строено вокруг понятия «натуральное число и действия с ним»; усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы — цель процесса формирования элемен¬тарных математических представлений. Таким образом, под «определённым запасом знаний» подразумевают знания дошкольников о натуральном числе, а под «наличием ряда определенных уме¬ний» — совокупность умений предметного характера (арифметическо¬го): счет, арифметические приёмы, использо¬вание символики (цифр и знаков действия), решение простейших типовых задач и т. д. [6, с. 34].
Обзор актуального состояния проблемы формирования и развития ма-тематического мышления дошкольников показывает: практически все
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно – развивающая и игровая среда детского сада. – М.; Перспектива, 2011.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с
4. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Academa, 1998.
6. Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: [не указано], 2011. - 894
7. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451
8. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. - 665 c.
9. Математика от трех до шести / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе и др. – СПб.,: Детство - Пресс, 1996.
10. Мельников, Г.П. Азбука математической логики / Г.П. Мельников. - М.: [не указано], 2011. - 470 c.
11. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
12. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - С – П.: «Детство - Пресс», 2008.
13. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.,: Детство-Пресс, 1996.
14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
15. Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М.: Akadema, 1998.
16. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. – СПб.: фирма «Икар», 1999.
17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.
18. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Детство - Пресс, 1996.
19. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение , 1996.
20. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c
21. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 208 с.
22. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Владос, 1993.
23. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - С-Пб.,: Детство-Пресс, 2003.
24. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия. 2-е изд./ Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб.: РГПУ, 2006.
25. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум», 2017.
Интернет – источники
26. Официальный сайт В. Воскобовича https://clever-toy.ru/