Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Досудебное производство, являясь важной частью уголовного судопроизводства, призвано обеспечить реализацию назначения уголовного процесса при приеме и разрешении заявлений сообщений о преступлении и осуществлении предварительного расследования.
Одним из участников уголовного процесса, в полномочия которого входит прием, проверка и принятие решения по поступившему заявлению сообщению) о преступлении, а также осуществление предварительного расследования в форме дознания является орган дознания. В подследственность органов дознания входят дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленные в пункте 3 части 1 статьи 150 УПК РФ.
Следует отметить, что удельный вес преступлений небольшой и средней тяжести может составлять до 80 % процентов от количества всех зарегистрированных преступлений . Таким образом, от качественной работы органов дознания зависит раскрытие и расследование значительной части преступлений.
Правовые институты современного российского уголовного судопроизводства, в том числе институт дознания, постоянно совершенствуются, отражая происходящие изменения в жизни общества и государства.
Нормы, регламентирующие порядок осуществления предварительного расследования в форме дознания, а также процессуальные полномочия органов дознания неоднократно корректировались и дополнялись новыми положениями.
Во многом эти изменения изменили первоначальную модель дознания, как формы расследования. Так, с 2007 года дознание стало проводиться не только по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретных лиц, но и при возбуждении по факту совершения преступления. Кроме того с 20 до 30 суток был увеличен первоначальный срок дознания, добавились новые участники: начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, введена сокращенная форма дознания и другие.
В статью 40 УПК РФ «Орган дознания», закрепляющую перечень органов дознания, за время действия УПК РФ было внесено немало поправок, последняя из которых состоялась в 2016 году.
К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения несовершенство отдельных норм УПК РФ, негативно сказывается на работе органов дознания и дознавателей. В связи с чем, в настоящее время одной из острых проблем является вопрос о системе органов дознания и совершенствовании процессуальной регламентации их деятельности, с целью ее оптимизации, повышения качества и оперативности.
Цель исследования состоит в изучении вопросов, касающихся дознания как формы предварительного расследования.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие дознания и его отличия от предварительного следствия;
- исследовать систему органов дознания;
- проанализировать полномочия органа дознания по осуществлению предварительного расследования в форме дознания;
- раскрыть полномочия органа дознания по проведению неотложных следственных действий;.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства, возникающих в ходе осуществления органами дознания своих процессуальных полномочий.
Предметом исследования являются основные теоретические разработки и нормативные положения уголовно-процессуального законодательства о деятельности органов внутренних дел.
Методологической основой исследования послужила совокупность общенаучных и специальных методов познания: системно-структурного, аналитического, формально-юридического.
Теоретическую базу исследования составили работы Б.Т. Безлепкина, Д.М. Берова, М.Ю. Болотова, В.П. Божьева, А.Д. Бойкова, В.А. Давыдова, Г.И. Загорского, В.М. Лебедева, А.П. Рыжакова, Строгович М.С., С.В. Супрун, Б.А. Тугутова и других ученых.
Правовую и эмпирическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, нормы уголовно-процессуального и уголовного законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие отдельные аспекты исследуемых вопросов.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Органы дознания: правовые и организационные основы деятельности
1.1. Понятие дознания и его отличия от предварительного следствия
В правовой доктрине, посвященной вопросам регламентации уголовно- процессуальной деятельности, в числе обозначаемых проблем наиболее часто упоминается несовершенство понятия «дознание» .
Дефиниция термина «дознание» определяется в п. 8 ст. 5 УПК РФ и сформулирована достаточно кратко. Из смысла содержания определения дознания, данного законодателем, вытекает следующее:
1) дознание является формой предварительного расследования;
2) дознание осуществляется дознавателем (следователем);
3) дознание применяется в уголовных делах, по которым производство предварительного следствия не является обязательным.
Дознание - одна из форм предварительного (досудебного) расследования преступлений наряду с предварительным следствием . Оба они направлены на реализацию целей уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах судопроизводства, а общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание, за отдельными исключениями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.
Вместе с тем следствие и дознание как самостоятельные формы предварительного расследования различаются по ряду признаков.
1. Субъект производства предварительного следствия - следователь (п. 41 ст. 5 УПК РФ), а субъект дознания - дознаватель (п. 7 ст. 5 УПК РФ) либо следователь (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Следователи Следственного комитета РФ осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ и связанных со специальным правовым статусом лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, либо совершенных должностными лицами правоохранительных органов и Вооруженных Сил РФ, названных в п.п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ дознание по преступлениям этой категории .
2. Предварительное следствие осуществляется в два этапа: лицо вначале привлекается в качестве обвиняемого, а потом в отношении его составляется обвинительное заключение. В ходе же дознания выносится обвинительный акт, который сочетает элементы как постановления о привлечении в качестве обвиняемого, так и обвинительного заключения.
4. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела с возможным продлением срока прокурором до 12 месяцев. Срок предварительного следствия составляет 2 месяца с возможным его продлением свыше 12 месяцев.
Дознание производится, как правило, по преступлениям небольшой или средней тяжести. По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения, дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы. В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование .
Подведем итог проведенному исследованию понятия и функционального назначения органа дознания. Орган дознания - участник уголовного процесса, представляющий сторону обвинения. Его функциональным назначением является осуществление уголовного преследования в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6—ФКЗ, от 30.12.2008 № 7—ФКЗ, от 05.02.2014 № 2—ФКЗ, от 21.07.2014 № 11—ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Уголовно—процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174—ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3—ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
4. Об оперативно—розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144—ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. — 1995. — 18 августа.
5. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) // СЗ РФ. — 2016. — № 52 (Часть V). — Ст. 7614.
6. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 (ред. от 08.09.2016) // Российская газета. — 2013. — 12 января.
7. О некоторых вопросах организации оперативно—розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 14.08.2018) // Российская газета. — 2012. — 03 августа.
Материалы судебной практики
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11— П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // Российская газета. 2000. 4 июля.
9. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.06.2010 по делу № 20—010—181. [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.cconsultant.ru. (дата обращения 28.09.2020).
10. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.06.2010 по делу # 20—010—181. [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru. дата обращения 28.09.2020).
Литература
11. Арестова Е.Н., Борбат А.В. Дознаватель и орган дознания как участники уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2015. № 24. С. 16—17.
12. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учеб. посо-бие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 210 с.
13. Белкин А.Р. УПК РФ: конструктивная критика и возможные улучшения. Ч. 2: Уголовное преследование. Участники уголовного судопроизводства. М., 2015. 104 с.
14. Берова Д.М. Функция обвинения и ее реализация в деятельности органов дознания // Вестник экономической безопасности. 2009. № 4. С. 32.
15. Большой энциклопедический словарь (БЭС) [электронный ресурс] // сайт «Академик». URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/221358 (дата обращения 28.09.2020).
16. Гусейнов Н.А. О правовой регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3. С. 164—166.
17. Дербенко Т. Ю. Соотношение полномочий начальни¬ка органа дознания и начальника подразделения дознания // Символ науки. 2017. № 04—3. С. 96—98.
18. Есина А.С. Дознание в органах внутренних дел. М., 2016. 144 с.
19. Есина А.С. К вопросу о взаимодействии следователя и органа дознания // Эпоха науки. 2017. № 11. С. 35—36.
20. Иванов Д.А. Актуальные вопросы взаимодействия следователя, дознавателя с органами дознания в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 115—118.
21. Иванова А. С. Дознание в сокращенной форме: проблемы и перспективы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №23. С. 14-22.
22. Клементьева Е.С.. К вопросу о понятии «дознаватель» в УПК России // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2019. № 4. С. 28—30.
23. Комментарий к Уголовно—процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. 1216 с.
24. Костенко А.А. Процессуальное положение дознавателя в системе МВД России // Норма. Закон. Законодательство. Право материалы XX Международной научно-практической конференции молодых ученых : в 2 т.. Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2018. С. 174—177.
25. Кругликов А. П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 44—46.
26. Кругликов А. П., Дикарев И. С., Зайцева Е. А. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / отв. ред. А. П. Кругликов. М., 2015. 742 с.
27. Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Алексеев В.Б., Алексеева Л.Б., Божьев В.П., Бойков А.Д., и др.; Под ред.: Бойкова А.Д., Карпеца И.И. М.: Юрид. лит. 1989. 640 с.
28. Марков А.Я Дознание и органы, управомоченные на его производство // Вестник МИЭП. 2016. №1 (22) С. 74.
29. Митюкова М. А. К вопросу о процессуальных полномочиях начальника органа дознания // Сибирский юридический вестник. 2016. № 2. С. 118—120.
30. Мичурина О. В. Процессуальное руководство начальника органа дознания и начальника подразделения дознания: конкуренция или взаимодействие? // Вестник экономической безопасности. 2016. № 5. С. 102—105.
31. Мусеибов У.А. О правовой регламентации понятия и системы органов дознания // Российский следователь. 2016. №19. С. 9—11.
32. Насонова И.А., Степанова Т.А. К вопросу о понятии начальника под¬разделения дознания в Российском уголовном процессе // Научный пор¬тал МВД России. 2017. № 4. С. 7—11.
33. Николаева Т.Г. К понятию дознания как формы предварительного расследования преступлений // Вестник Санкт—Петербургского университета МВД России. 2016. № 2. С. 10—13.
34. Нохрин А. В. Проблемы дознания в сокращенной форме // Молодой ученый. 2014. №5. С. 371—373.
35. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / М.В. Бубчикова, В.А. Давыдов, В.В. Ершов и др.; под ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. М.: РГУП, 2017. 444 с.
36. Россинский С.Б. Уголовный процесс. М.: ЭКСМО, 2009. 737 с.
37. Сватиков Р.В. Производство органами дознания неотложных следственных дей¬ствий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обя¬зательно: лекция. М., 2016. 36 с.
38. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Том 1. Основные положения науки советского уголовного процесса. М.: Издательство «Наука», 1968. 468 с.
39. Супрун С.В. Поручение органу дознания МВД России производства процессуальных действий и оперативно—розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2 (28) С. 96—102.
40. Табаков С.А. Начальник органа дознания: изменения в правовой ста-тус, внесенные федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 440-ФЗ // Законодательство и практика. 2016. № 1. С. 10—13.
41. Федулова И.И. Проблемные вопросы, связанные с полномочиями начальника подразделения дознания // Актуальные вопросы производства предварительного следствия: теория и практика сборник научных трудов Всероссийской научно—практической конференции. 2019. С. 354—357.
42. Филиппова Е. В. О некоторых актуальных вопросах совершенствования процессуального статуса начальника подразделения дознания // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 131—133.
43. Хисматуллин И. Г. Процессуальные и организационные аспекты правового положения органов дознания России : автореф. дис. ... юрид. наук. М., 2012. 34 с.
44. Шайдуллина Э. Д. Соотношение процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания // Юридическая наука и практика. 2016. № 3. С. 204—206.
45. Шумский А.Ю. Правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания // Актуальные вопросы производства предварительного следствия: теория и практика сборник научных трудов Всероссийской научно—практической конференции. 2019. С. 448—452.
46. Якунин А.Н. Роль начальника органа дознания в уголовном процессе // Журнал юридических исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 126—133.