Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обоснована тем, что в настоящее время в условиях жесткой конкуренции возрастает значение стратегического управления.
Таким образом, актуальность использования стратегического управления позволяет системно подходить к вопросу функционирования организации и решать возникающие проблемы. Стратегическое - управление связано с развитием будущего потенциала организации, а также составляет основу совершенствования управления любой организацией. Разработка стратегии развития организации как концепция стратегического менеджмента позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, на то, как и почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. То есть если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.
Слово стратегия, как известно, очень древнее и происходит оно от греческого strategia, искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.
Что и определило выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы заключается в исследовании стратегического менеджмента в БУ «Пыть-Яский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи исследования:
охарактеризовать сущность стратегического менеджмента;
изучить основные типы стратегий;
рассмотреть общую характеристику организации;
охарактеризовать анализ развития организации;
определить формирование стратегии по улучшению качества условий оказания услуг;
изучить результаты опытно-экспериментальной и инновационной деятельности учреждения
Объектом исследования выступает система стратегического управления БУ «Пыть-Яский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Предметом исследования являются организационно - управленческие отношения в части формирования эффективной системы стратегического управления в организации.
Информация анализировалась за 2016-2019гг.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки, методы детализации, группировки и обобщения, экспертные оценки и другие.
Теоретическая основа исследования представлена научными трудами отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления на предприятии и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные части работы могут использоваться в качестве методической основы для построения и совершенствования системы управления на предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1 Сущность стратегического менеджмента
Стратегическое управление (или стратегический менеджмент) - это стратегия управления организацией, направленная на долгосрочное и успешное функционирование предприятия. На сегодняшний день все большее число менеджеров выбирают именно эту форму управления. В условиях жесткой конкуренции и перенасыщенности рынка идентичными предложениями выбор верного плана действий по развитию организации определяет ее дальнейшее будущее. При грамотном подходе и квалифицированном руководящем составе выбранная стратегия обернется минимальными издержками и максимально положительным результатом [20, с. 30].
Объектами стратегического управления (менеджмента) могут являться: предприятие; стратегическое поле хозяйствования; функциональная зона организации. Если предприятие, как объект стратегического управления, косвенно был затронут выше, то на стратегическом функциональном подразделении стоит немного заострить свое внимание.
Стратегическое поле хозяйствования - это сочетание сегментов рынка и отраслей жизнедеятельности организации, предназначенных для самостоятельного функционирования в сфере производства, а также коммерческой деятельности в регионе присутствия. Стратегическое поле хозяйствования в крупных организациях обычно делится на стратегические единицы бизнеса, которые представляют собой внутриформенную организационную единицу, контролирующую выполнения плана по стратегическому развитию как компании в целом, так и ее локальных подразделений. Деятельность функциональной зоны организации направлена на непосредственное выполнение поставленных задач плана развития. Именно грамотное функционирование таких зон обеспечивает фактические результаты этапов развития организации в целом [5, с. 69].
В наше время адаптироваться под ежедневно изменяющиеся условия бизнес-среды является чуть ли не основной задачей любой организации. Если когда-то управление заключалось только в продвижении продукта и поддержании внутренней политики, то теперь на развитие и расширение сфер деятельности влияет еще и множество внешних факторов. Это и высокая конкуренция почти во всех сферах деятельности, и постоянно меняющееся налоговое законодательство, и юридическая сторона многих вопросов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что стратегическое управление в системе менеджмента имеет следующие преимущества:
1. Комплексная реакция на изменение внешней обстановки вокруг предприятия, и, как результат, совокупность мероприятий для предотвращения негативных последствий и адаптации под новые условия работы.
2. Возможность инвестиций в потенциально выгодные проекты с целью сохранения финансовой независимости и дальнейшего нормального функционирования всех структурных подразделений организации.
3. Выработка единого курса развития предприятия, разработанного коллективным решением всех участников руководящего процесса.
4. Оптимизация энергозатрат и минимизация издержек по обеспечению маркетинговой деятельности [14, с. 147].
Основная цель существования любой коммерческой организации одна: получение прибыли. Если говорить более подробно, можно выделить ряд так называемых «подцелей»: это выживание в конкурентной среде, развитие и расширение границ деятельности. Для того, что бы все цели были достигнуты, необходимо выполнить определенные задачи:
1. Сформировать четкое видение направления, в котором необходимо развиваться предприятию, определиться с основной концепцией, выделить миссию.
2. Продумать стратегию развития, как на внутрикорпоративном, так и на общем функциональном уровне.
3. Запустить процесс пошагового выполнения пунктов стратегического плана.
4. Проанализировать успешность или не успешность проведенных мероприятий, адаптировать программу к изменяющимся условиям внешней среды и спрогнозировать возможные перемены для корректировки стратегии в дальнейшем.
Цена ошибок при неграмотном планировании развития может быть очень высока: от финансовых потерь до полного разорения предприятия. Нельзя игнорировать ни один из этапов и упускать из вида ни одну из задач. Без плана не может быть действия, без действия не может быть результата, без работы над ошибками не может быть дальнейшего развития. Основой инновационного менеджмента стратегического управления является выполнение поставленных задач, направленных на достижение цели. Полагаясь на опыт прошлых лет, и ориентируясь на сегодняшние разработки, руководитель разрабатывает целый комплекс решений и действий, которые должны будут привести к развитию и расширению деятельности предприятия [16, с. 203].
Исходя из этого, можно выделить четыре основных группы действий при стратегическом менеджменте:
1. Рациональное распределение ресурсов, как финансовых, так и человеческих.
2. Умение адаптироваться к внешним переменам и неустойчивой окружающей обстановке.
3. Управление внутренними активами (стратегический менеджмент в управлении с персоналом в том числе) для выявления сильных и слабых сторон плана развития.
4. Регулярное повышение квалификации специалистов, отвечающих за разработку стратегии и контроль следования выбранному курсу.
Под системой стратегического управления обычно понимают совокупность действий, направленных на долгосрочное функционирование и развитие организации. К данному виду управления, как уже говорилось ранее, применяется комплексный подход, который начинается с анализа внешней среды. Оценивается в первую очередь конкурентоспособность организации, а также возможность найти целевую аудиторию и выделить тот сегмент рынка, в котором деятельность предприятия будет приносить регулярный доход. Далее определяется цель и миссия компании. Цель - это прибыль, миссия - постоянное взаимодействие с потребителем и улучшение качества его жизни [21, с. 55].
Следующим этапом, как правило, является разработка непосредственно стратегии развития, а далее контроль над выполнением поставленных задач. Финалом считается анализ проведенной деятельности для выявления достижений и исправления допущенных ошибок. Но финал ли это или начало нового этапа развития - все зависит от того, насколько успешным оказался внедренный план, и насколько высоким оказалось качество менеджмента при стратегическом управлении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/
3. Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
4. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография [Текст] / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c
5. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. [Текст] / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2019. - 480 c.
6. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Уч. [Текст] / В.А. Баринов, В. Л. Харченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 289 c.
7. БУ «Пыть-Яхский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belomorsk-mo.ru/economy/
8. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров [Текст] / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
10. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата [Текст] / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
11. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба[Текст] / В.Д. Граждан. - М.: КноРус, 2017. - 542 c.
12. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба [Текст] / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2017. - 624 c.
13. Игнатов, В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность [Текст] / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, МарТ, 2017. - 400 c.
14. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст] / А.В. Курлыкова. - М.: Риор, 2018. - 430 c.
15. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. - М.: Инфра-М, 2018. - 400 c.
16. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст] / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c.
17. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2017. - 720 c.
18. Мирзоева, С.М. Современные подходы к стратегическому планированию экономического развития регионов России [Текст] / С.М. Мирзоева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 55-57.
19. Мишулина, С.И. Место экологической безопасности в российской системе стратегического целеполагания [Текст] / С.И. Мишулина // Экологическое право. - 2017. - № 1. - С. 39-43.
20. Мошкина, Н.А. К вопросу о стратегическом планировании на уровне муниципального образования [Текст] / Н.А. Мошкина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 1. - С. 30-32.
21. Носова, С.С. Стратегический менеджмент [Текст] / С.С. Носова. - М.: Русайнс, 2018. - 176 c.
22. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст] / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
23. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата [Текст] / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 145 c.
24. Сироткин, С.А. Стратегический менеджмент.: Учебное пособие [Текст] / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
25. Чудновский, А.Д. Стратегический менеджмент в индустрии туризма (для бакалавров) [Текст] / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. - М.: КноРус, 2016. - 256 c.
26. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.