Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: Проблема развития связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Речь – сложная многоуровневая, функциональная система, базирующаяся на совместной деятельности трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и программирования.
По данным таких ученых как В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин, дошкольный возраст выступает периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Связная речь – это двусторонний процесс, который складывается из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Связная речь характеризуется двумя основными признаками: цельностью и связностью. Изучением проблемы связной речи и ее формирования занимались такие ученые как: В.К. Воробьева, И.Р. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Лебедева, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова и пр.
В случае нормативного развития связная монологическая речь формируется у детей в старшем дошкольном возрасте. Однако у детей, имеющих нарушения развития, связная монологическая речь обладает рядом специфических особенностей и формируется только при помощи специалиста.
Актуальность исследования связана с необходимостью изучения особенностей связной речи дошкольников с ОНР, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности коррекционно-педагогической работы по преодолению выявленных нарушений у детей данной категории.
Цель: изучить особенности связной речи дошкольников с ОНР.
Объект: связная речь детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет: специфические нарушения связной речи дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную научную литературу по проблеме исследования.
2. Экспериментально-опытным путем выявить особенности связной речи дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать полученные результаты.
4. Определить основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- логопедами в процессе организации деятельности по развитию связной речи у дошкольников с ОНР;
- студентами, обучающимися по специальности «Логопедия», с целью самоподготовки к практическим и семинарским занятиям по теме;
- молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения особенностей связной речи дошкольников с ОНР
1.1. Формирование связной речи у детей в норме
Язык является, с одной стороны, средством мышления, а с другой – средством общения, коммуникации. Речь – это процесс использования языка для целей коммуникации. Принято различать речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю. Устная речь включает аудирование и говорение, письменная коммуникация – чтение и письмо. В зависимости от условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической, либо монологической речи.
Связная монологическая речь занимает важное место в практике общения. Психологическая природа монологической речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях таких ученых как: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.
Для связной монологической речи характерно отсутствие замкнутого акта коммуникации, непосредственной обратной связи. Для того чтобы осуществить передачу информации и обеспечить адекватное восприятие ее слушателями, необходимо наличие следующих компонентов высказывания:
- мотивированность;
- коммуникативная направленность (обращенность);
- ситуативная обусловленность или стимулированность;
- эмоциональная окрашенность [1].
Мотивированность как компонент речевого высказывания отражает наличие у говорящего мотива, т.е. намерения передать какую-либо информацию, сообщить свое мнение, поделиться эмоциями, оказать воздействие на речевых партнеров.
Коммуникативная направленность как компонент речевого высказывания предполагает обязательную направленность речи в чью-то сторону. Этот компонент свидетельствует о том, что речь человека всегда для кого-то предназначена, направлена в чью-то сторону. Эта направленность обусловлена целью речевого высказывания, а потому в процессе развития связной монологической связной речи важно следить за тем, чтобы монологи были направлены на того, на кого планируется воздействие.
Ситуативная обусловленность или стимулированность речи как компонент речевого высказывания означает потребность создания условий, при которых речь станет необходимостью.
Эмоциональная окрашенность речи как компонент речевого высказывания предполагает, помимо прямого содержание, обогащение речи посредством эмоций, которое позволяет более точно выражать свои чувства говорящему.
Связная монологическая речь в сравнении с диалогической речью представляется более сложной и многогранной. Структура связной монологической речи роднит ее скорее с письменной речью, нежели с простой разговорной. Развернутость изложения мысли, логическая последовательность в передаче идей, применение разнообразных по своей структуре предложений, обращение к общепринятым языковым средствам являются характерными особенностями монолога [23].
Под связной монологическим высказыванием понимается связная речь, состоящая из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Связное монологическое высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет ли избирательно пользоваться наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авитиди, М. О развитии монологической речи / М. Авитиди, И. Галкина, М. Лязина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 36–39.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2009. – 400 с.
3. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / отв. ред. А.М. Шахнарович. – М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. – С. 4–16.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения : 3-7 лет / А.Г. Арушанова ; Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 126 с.
5. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г.Н. Бавыкина, М.М. Тулейкина. – Комсомольск-на-Амуре : Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2016. – 160 с.
6. Белошистая, А. Развиваем связную речь / А. Белошистая, А. Смага // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – С. 20–25.
7. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 56–63.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб. : Питер, 2019. – 432 с.
10. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 18–23.
11. Гризик, Т.И. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте / Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2016. – 92 с.
12. Емельянова, И.Д. Развитие речи у детей в учреждениях дошкольного образования / И.Д. Емельянова // Мир образования. Образование в мире. – 2019. – № 2 (34). – С. 202–209.
13. Киселева, О.И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи / О.И. Киселева // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 60–69.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : АльянС, 2013. – 367 с.
15. Лисина, М.И. Роль общения в психическом развитии ребенка / М.И. Лисина // Вестник практической психологии образования / ред. В.В. Рубцов. – 2012. – № 4 (33). – С. 92–96.
16. Логопедия / Л.С. Волкова и др. ; под ред. Л.С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 703 с.
17. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.
18. Маталыгина, О.А. Развитие речи и профилактика ее нарушений / О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 9 (84). – С. 4–9.
19. Миронова, Н. Как учить дошкольников связной монологической речи / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111–116.
20. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М. : Сфера, 2017. – 181 с.
21. Омельченко, Л.В. Обучение дошкольников составлению творческого рассказа / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 22–3.
22. Рычагова, Е.С. Зарубежная наука о развитии связной речи дошкольников / Е.С. Рычагова, Е.Ю. Протасова // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 18–25.
23. Смольникова, Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Смольникова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – С. 21–23.
24. Сомкова, О. Развиваем речь детей / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 37–46.
25. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М. : Академия, 2018. – 256 с.
26. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина и др. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2017. – 192 с.
27. Тихеева, Е.И. Основные положения методики развития речи детей / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 12. – С. 6–9.
28. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2014. – 287 с.
29. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2010. – 128 с.
30. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. – М. : В. Секачев, 2016. – 196 с.
31. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М. : Эксмо, 2019. – 320 с.
32. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина . – М. : Академия, 2010. – 553 с.
33. Чернов, Д.Н. Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи / Д.Н. Чернов // Психология обучения. – 2011. – № 1. – С. 38–52.
34. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16.
35. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 36–47.
36. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М. : Академия, 2013. – 240 с.
37. Яфаева, В.Г. Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития дошкольников / В.Г. Яфаева // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 12. – С. 74–78.