Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассматриваемая нами тема является одной из самых спорных и в тоже время актуальных среди тем из теории менеджмента и управления. Данная тема хоть и распространена достаточно широко, но ещё много предстоит в ней изучить, за счёт расширения вида организаций, коллективов и методов работы, достаточно часто могут меняться методы управления и соответственно принятия решений.
Актуальность – принятие решений это в любом случае неотъемлемый процесс в принятии решений. Важно знать природу «принятия решений» для каждого управляющего/ менеджера, также важно совершенствовать этот процесс на постоянной основе через научные подходы, различные модели и конечно же аналитические методы (которые составляют в аналитическую модель).
Существует несколько подходов в литературе по принятию решений, которые различны между собой, среди них самых точным и полным, и общепринятым считается взгляд коллектива, во главе которого М.Х. Мескон, он обобщил все труды у множества авторов и в тоже время свой личный и создал новую теорию.
Руководство существовало всегда, начиная от появления людей и более расширенно с появлением отдельных структур и предприятий. Где объединены были хотя бы два человека и перед ними существовала задача, то уже один в любом случае становился распорядителем и руководителем, а другой соответственно подчиненным и исполнителем.
Лидерам нужно своих подчиненных держать под властной рукой, главная задача – это ежедневное управление подчиненными для достижения больших результатов и увеличения прибыли. Управленцев стали называть менеджерами [6].
Принятие решений – это суть управленческой деятельности. В данной работе будет более глубоко рассмотрена аналитическая модель принятия решений.
Аналитическую модель можно охарактеризовать тем, что она устанавливает формульную или по-другому аналитическую зависимость между известным условием и решаемой задачей для достижения результата.
Любая модель, в том числе и аналитическая, состоит из набора входящих в нее методов, поэтому именно так мы и будем ее рассматривать. К аналитическим методам можно отнести целый ряд процедур, являющихся аналитическими, через них изучают полученную информацию, ищут альтернативные решения, исследуют ход выполнения поставленной задачи и возникающие отклонения. Такие методы направляются на подготовку информации, далее уже её используют для разработки и контроля полученных решений.
Цель – изучить понятие «решение» и рассмотреть методы аналитической модели принятия решений, через которые она реализуется.
Объект – процесс принятия решений.
Предмет – аналитические методы (в целом аналитическая модель) принятия решений.
Задачи:
Изучить теоретический аспект принятия решений, изучить его этапы;
Изучить методы принятия решений;
Изучить аналитическую модель, также детально изучить методы данной модели по принятию решений.
Как метод исследования будем использовать в первую очередь теоретический, рассмотрим научные труды. Научные труды будут в первую очередь рассматриваться как источники для данной работы.
Глава 1. Управленческие решения
1.1 Сущность управленческих решений
Почти все повседневные решения мы принимаем без систематического обдумывания, другие решения, обдумывания в течение нескольких дней, месяцев, лет.
Принятие решений в менеджменте считается самым систематических из процессов. Ставка часто бывает намного выше. Личный выбор индивида влияет главным образом на его собственную жизнь и жизнь немногих людей, связанных с ним. Руководитель выбирает целый курс действий как для себя, так и для всех сотрудников всей организации в целом. Люди на верхних этажах большой организации иногда принимают решения, требующие миллионов долларов.
Что еще более важно, решения влияют на судьбу многих людей, в основном для тех, кто работает с менеджером, принявшим решение, и, возможно, всех в организации. Один руководитель может оштрафовать сотрудника за малейшую провинность, оштрафовать тех, кто занимается общественной деятельностью на работе. Другой менеджер может решить, что чрезмерная строгость в этих вопросах может даже вызвать моральные проблемы, что приведет к увеличению невыходов на работу, текучести кадров и, возможно, ухудшению работы. При отказе от административного взыскания, руководитель решает, что будет полезнее иметь прямой, но твердый разговор с сотрудником. Если организация крупная и влиятельная, то решения ее топ-менеджеров способны повлиять на местную среду. К этой категории относятся важные правительственные решения, такие как использование президентом Трумэном атомной бомбы.
Ответственность является тяжелым моральным бременем, что особенно заметно на высших уровнях управления. Когда руководитель решит уволить подчиненного, тот может сильно пострадать. Если плохого сотрудника не остановить, организация может пострадать, что негативно скажется на ее всех. Менеджер может действовать более рационально и систематично, необходимо узнать больше об общности принятия решений, его органической связи с процессом управления и некоторых характеристиках организационных решений [5].
1.2 Методология и методы принятия решений
Эффективность по управлению связана с комплексным принятием многих факторов и от порядка принятия и дальнейшей реализации решений. Но для того, чтобы управленческое решение было эффективным и действенным, необходимо не отходить от методологии.
Руководителю нужно разбираться как в понятийном аппарате, так и применять его квалифицированно, нужно соблюдать:
Методологию принятия решений;
Разрабатывать методы для решений;
Организовывать работу выбранных решений;
Оценивать качество решений.
Методологией считается логическая организация деятельности по выработке управленческих решений, включающая формулирование целей управления, выбор методов выработки, логических схем для операции и критериев оценки вариантов.
Во время организации решения важно упорядочить деятельность каждого отдела и подразделения. Организация осуществляется от положений, стандартов, организационных требований, инструкций и обязанностей.
В разработке решения скрывается последовательность операций по разработке решения, выбранный в соответствии с критериями рациональности их реализации, использования специального оборудования, условия труда и квалификация каждого сотрудника.
Качество решения скрыто в свойствах, которые так или иначе отвечают потребностям успешных решений.
Решение выбирает менеджер из большого количества разных вариантов, в нем должно быть руководство к действию, которые основываются на рабочем плане или же проекте.
На сколько выбранное решение будет правильным будет заметно по организационным, социальным, экономическим и другим качествам.
Виды информации, используемые для принятия решений:
о входящих и исходящих сообщениях;
обработанные и необработанные;
текст и графика;
постоянная и переменная;
нормативный, аналитический, статистический;
первичный и вторичный;
политика, распределение и бухгалтерский учет.
Ценность полученной информации связана с поставленной задачей, потому что если она правильная, то будет выявлена потребность. Зависит от точности поставленной задачи, ведь она определяет потребность в конкретной информации [18].
Любые решения в любой сфере можно поделить: прибыль; стратегия предприятия; продажи; то, что влияет на прибыль.
Любой менеджер при выполнении своих обязанностей должен выбрать оптимальное решение, которое поможет воплотить задачу [7].
Относительно управления все решения делятся на: общие; организационные; незапрограммированные; рациональные; вероятностные; интуитивные; иррациональные; запрограммированные; для условий неопределенности; основанные на компромиссе; альтернативные.
Решения по управлению могут быть: индивидуальными, коллективными, коллективными, стратегическими (долгосрочными), тактическими (краткосрочными), оперативными.
Организационные решения считаются одной из основных функций руководителя, через них решаются нужные задачи и достигаются цели. Делятся они на незапрограммированными или запрограммированными.
Запрограммированное – реализуются конкретные действия и принимается через минимальное количество альтернатив.
Для правильных решений, нужно стремиться решить ее сразу, а это невозможно, т.к. изначально нужно принять определённые меры, опираясь на имеющуюся внутреннюю и внешнюю информацию [26].
1.3 Организационные решения
Для более ясного понятия сущности решений рассмотрим подробнее универсальность процесса, органическую связь руководителя с процессом управления и некоторые характеристики таких решений.
Принятие решений затрагивает все аспекты в управлении, это повседневная работа менеджера. Характер решений может быть разнообразен, ведь менеджеры бывают разных уровней. Однако все эти роли периодически выполняет каждый менеджер.
Решение состоит в том, чтобы выбрать альтернативу. На самом деле, это ответ на ряд
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананькина Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина – М.: 2003
2. Андрейчиков А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова – М.: Финансы и статистика, 2004
3. Антипов К.В. Паблик Рилейшнз: учебное пособие / К.В. Антипов, Ю.К. Баженков – М.: «Дашков и К», 2001, 148 с.
4. Афоничкин А.И. Основы менеджменты: учебник для вузов / А.И. Афоничкин, Н.Д. Гуськова, А.Ф. Полякова – СПб: Питер, 2007
5. Балдин К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин – М.: «Дашков и К», 2007
6. Веснин В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин – 2-е изд. – М.: 2005
7. Горелик О.М. Управленческий учет и анализ / О.М. Горелик, Л.А. Парамонова, Э.Ш. Низамова – М.: КноРус, 2007
8. Денисов В.Т. Выбор оптимального решения в управлении / В.Т. Денисов, Д.С. Кулаков – М.: Российское предпринимательство, 2007
9. Кабушкин Н.И. Менеджмент: учебник / Н.И. Кабушкин – М.: «Экономпресс», 2002, 284 с.
10. Кулаков Д.С. Управленческие решения как важнейший резерв повышения эффективности деятельности всего предприятия / Д.С. Кулаков – Саратов: Издательство Латанова В.П., 2005
11. Ларичев О.И. теория и методы принятия решений / О.И. Ларичев – М.: Логос, 2000, 94 с.
12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б.Г. Литвак – М.: Дело, 2000
13. Маркетинг: учебник/ под ред. А.Н. Романова – М.: ЮНИТИ, 2002, 560 с.
14. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2007
15. Немчин А.М. Маркетинг: учебное пособие / А.М. Немчин, Д.В. Минаев – СПб: Бизнес-пресса, 2005, 154 с.
16. Орлов А.И. Учебник по менеджменту / А.И. Орлов – М.: 2003
17. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений / Я.Р. Рейлян – М.: 2001
18. Ременников В.В. Разработка управленческого решения: учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2005
19. Румянцева З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева – М.: Москва, 2006
20. Саати Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. перевод с англ. / Т.Л. Саати: 2008, 360 с.
21. Смирнов Э.А. Управленческие решения / Э.А. Смирнов – М.: ИнфраМ, 2005
22. Уткин Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин – М.: Акалис, 2001
23. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения / Р.А. Фатхутдинов – М.: Интел-синтез, 2002
24. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов – М.: Интел-Синтез, 2002
25. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов. Перевод с нем. / Х. Хершген – М.: Инфра-М, 2006, 334 с.
26. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений / В.Н. Цыгичко – М.: Инфра-М, 2002
27. Шикин Е.В. Математические методы и модели в управлении / Е.В. Шикин, А.Г. Чхартишвили – М.: Дело, 2000, 346 с.
28. Шегда А.В. Основы менеджмента / А.В. Шегда – М.: Москва, 2003
29. Эддоус М. Методы принятия решений / М. Эддоус, Р. Стенсфилд, пер. с англ. под ред. И.И. Елисеевой – М.: Банки и биржи, 2002