Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день современная система образования более адаптирована к работе с детьми и подростками, которые не имеют каких-либо отклонений в развитии, такие дети могут обучаться по общим программам, полноценно воспринимать учебный материал.
В то же время школьники и студенты, которые имеют определённые отклонения в своём развитии, не могут наиболее полно вписываться в данную образовательную систему, зачастую выпадают из общего процесса образования. Наиболее встречающаяся причина такого положения - отсутствие у большей части педагогического состава образовательных учреждений необходимого опыта работы, а также знаний в области медицины, коррекционной и специальной педагогики.
Но существующие проблемы в семьях, имеющих детей с инвалидностью, имеют и иные корни. Не комфортно, сложно жить человеку (а тем более ребёнку) с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ) в обществе с устоявшейся моралью среднестатистического человека, не всегда воспринимающего толерантно людей, чем-то отличающихся от них. Но инвалид имеет полное право жить, любить, наслаждаться искусством, участвовать в творческом процессе, принимать участие в судьбе своего Отечества. И решить эту важную проблему, помочь человеку с ограниченными возможностями найти своё место в жизни, призвано инклюзивное образование.
В области инклюзивного образования в России сделаны огромные существенные шаги, позволяющие говорить о том, что государство стремится дать возможность с интересом познавать мир каждому ребенку, учиться и успешно социализироваться. В России инклюзивное образование регламентируется законом об образовании (ФГОС СПО и ФГОС ОВЗ), а также инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений. Созданы стажировочные площадки для базы инклюзивного образования, идет переподготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, адаптируются территории детских садов, школ и высших учебных заведений для комфортного обучения каждого человека.
Образцы педагогической практики в области инклюзивного образования накапливаются, но не имеют еще четкой структуры, они мало систематизированы, что порождает определенные проблемы для учителей-предметников. Особенно важно донести информацию до обучающихся с ОВЗ, которые посещают школы, техникумы, при этом важно решить задачу социализации каждого учащегося.
Инклюзивное образование не так давно появилось в России и призвано воспринимать человека таким, каким он есть и выстраивает именно под него всю систему обучения. В ее основе закреплены взгляды и практические педагогические действия, которые обеспечивают доступ к образованию для всех детей и подростков без ограничений, создают невозможность дискриминации лиц с ограниченными возможностями со стороны «благополучных» сверстников.
Перед инклюзивным образованием стоит задача целенаправленно развивать систему принципов и способов организации воспитательного и учебного процессов, создания необходимых условий, способствующих наиболее эффективной реализации соответствующих государственных федеральных стандартов.
Все люди – личности, и, с учётом их физиологических и умственных особенностей, они нуждаются в индивидуальном подходе в обучении и воспитании на основе специальных педагогических разработок, которые соответствуют задачам и потребностям общества.
Таким образом, инклюзивное образование - наиболее перспективная форма образования детей, подростков, студентов с ОВЗ, формирует условие гармоничного развития личности. От профессионализма педагогических кадров, верно выбранного вектора развития педагогической науки, совместной работы государства, педагогов и родителей во многом зависит результативность работы, а в конечном итоге – счастье и здоровье ребёнка.
Объект исследования – инклюзивное образование в России.
Предмет исследования – современные проблемы инклюзивного образования в России.
Цель курсовой работы – изучение современных проблем инклюзивного образования в России. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Рассмотреть трансформацию системы СПО в современной России;
2) Выявить современное состояние системы СПО в России;
3) Раскрыть концепцию инклюзивного образования для детей с ОВЗ;
4) Определить развитие инклюзивного образования в Томской области.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, систематизация, обобщение информации), статистический (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области проблем инклюзивного образования в России, в частности, О.С. Степанова, И.В, Суворова, Н.В. Бондаренко и др.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что в ней более подробно раскрыты особенности инклюзивного образования в России, а также его тенденции, как в Томской области, так и в РФ, в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы педагогами в воспитательно-образовательной работе, социальными работниками.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Она изложена на 38-ми страницах компьютерного текста.
1.СПО в России: направления реформирования и перспективы
1.1.Трансформация системы СПО в современной России
В настоящее время структура системы образования в России включает общее, профессиональное и дополнительное образование.
Среднее профессиональное образование (далее – СПО) – модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений [15, с. 109].
Среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования [24, с. 6].
Обучение по программам среднего профессионального образования проводят колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.
Цель СПО в России - подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.
Профессиональные образовательные учреждения средней школы стали появляться еще в XVII в., но в качестве особой ступени в системе профессионального и общего образования они были сформированы только к концу XIX – начале XX в. под воздействием постепенной сложности в трудовых функциях, в организации труда. Становление системы СПО связывается с развитием профессионального и общего образования [24, с. 8].
В конце XIX в. было известно 143 средних специальных учебных заведения. Открытие учебных заведений было делом частной инициативы.
После 1917 г. в России была осуществлена коренная перестройка среднего профессионального образования: оно стало частью народного образования.
В начале 1920-х гг. еще не было достигнуто единства уровня подготовки специалистов средней квалификации. В 1930-е гг. шло тесное сближение теоретического обучения с производственной практикой, специализация техникумов по отраслевому принципу, многие учебные заведения реорганизовывались в отраслевые [24, с. 9].
В годы Великой Отечественной войны работники и учащиеся средних специальных заведений вместе со всем народом всемерно помогали армии и тылу.
Произошедшая в России в 1990-х гг. смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере образования. Началась разработка документов в области образования.
На сегодняшний день, согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% - это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.
Систему СПО представим на рисунке 1 [21, с. 253].
Рисунок 1. Система СПО в России
С 2013 года согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» система начального профессионального образования включена в структуру среднего профессионального образования.
Учреждения НПО и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
Сегодня СПО направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [21, с. 254].
К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства. – 2020. - № 2. – Ст. 1251.
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант плюс
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Консультант плюс
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р// Консультант плюс
5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Консультант плюс
6. Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598: в ред. от 03.08.2018// Консультант плюс
7. Об образовании в Томской области: Закон Томской области от 12.08.2013 № 14-ОЗ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467907997 (дата обращения: 10.10.2020)
8. Аналитические обзоры: Система образования Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.international.edu.ru (дата обращения: 14.10.2020).
9. Бейсенбаева, Б. Ж. Актуальность инклюзивного образования // АСГАРД. - 2016. - № 3. - С. 2-6.
10. Бондаренко, Н. В. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия / Н.В. Бондаренко // «Информационный бюллетень». – 2018. - № 36. – С. 14-19.
11. Включение ребенка с особыми потребностями: обучение в рамках подхода «ReggioEmilia» [Электронный ресурс]. – Реж доступа: http://dx.doi.org/10.1080/00405840709336545 (дата обращения: 10.10.2020).
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Лань, 2003. – 656 с.
13. Грозная, Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности / Н.С. Грозная // Синдром Дауна XXI век. – 2016. - № 1. – C. 34-41.
14. Доклад Правительства РФ Федеральному собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования за 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/TqYc5WPreBUOgYaya15z5siRjBU6sdV0.pdf (дата обращения: 10.10.2020)
15. Дударев, Ф. Ф., Романова, О. А., Травкин, П. В. Трудоустройство выпускников системы СПО: все еще омут или уже брод // Вопросы образования, № 1, — 2019. – С. 109-113.
16. Ефимова, С. А., Посталюк, Н. Ю. Российские практики оценки квалификаций по рабочим профессиям (результаты сравнительного анализа) // Среднее профессиональное образование, № 6. – 2019. – С. 27 – 35.
17. Ильина, О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О.М. Ильина // Дефектология. – 2018. - № 5. – С. 68-72.
18. Инклюзивное образование – вектор развития ТГПУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tspu.edu.ru/news/18770-inklyuziya-v-obrazovanii-aktualnost-i-tsennost-tgpu.html (дата обращения: 05.10.2020)
19. Ливенцева, Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования / Н.А. Ливенцева // Психологическая наука и образование. – 2016. - № 3. – C. 114-121.
20. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2019. – 319 с.
21. Малярчук, Н. Н. Система СПО // Вестник ТГУ. – 2017. - № 4. - С. 253-258.
22. Нам катастрофически не хватает специалистов»: эксперты — о проблемах и перспективах инклюзивного образования в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2020/02/04/inklyuziya-problemy/ (дата обращения: 10.10.2020)
23. Никитин, М. В. Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. — № 1. – С. 40 – 46.
24. Никитин, М. В., Ломакина, Т. Ю., Аксенова, М. А., Бычков, А. В. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты // Среднее профессиональное образование. - 2019. – № 2. - С. 5-11.
25. Педагоги и эксперты обсудят развитие системы инклюзивного образования на конференции в Томской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/39700 (дата обращения: 10.10.2020)
26. Ресурсный центр инклюзивного профессионального образования Томской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tst.tomsk.ru/21/ (дата обращения: 10.10.2020)
27. Савицкая Н. Негосударственные высшие школы берут качеством. — Независимая газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2019-02-13/8_7506_highschool.html (дата обращения: 10.10.2020)
28. Современное состояние и оценка СПО в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://industryart.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-ocenka-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-spo-v-rossijskoj-federacii-2019-g/ (дата обращения: 10.10.2020)
29. Соколова, О. Н. Проблемы развития инклюзивного образования / О.Н. Соколова // Педагогика. – 2019. - № 4. – С. 15-23.
30. Степанова, О.С., Николаева, А.А. Актуальные проблемы развития инклюзивного образования в России: опыт социологического исследования // Социодинамика. – 2019. – № 1. – С. 49 - 56.
31. Суворова, И.В. Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Томской области / И.В. Суворова // Киберленинка. – 2017. - № 4. – С. 16-21.
32. Угольцова, Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России // Молодой ученый. - 2017. - № 50. - С. 249 -252.
33. Четверикова, Т.Ю.Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Т.Ю. Четверикова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. - №8(52). – С. 226-242.
34. Что происходит с инклюзивным образованием в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2018/ (дата обращения: 08.10.2020)
35. Эксперты обсудили проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России. Департамент общего образования Томской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/38171 (дата обращения: 08.10.2020)
36. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. – 2015. - № 5. – С. 100-106.
37. Alicia Broderick, Heeral Mehta-Parekh, D. Kim Reid. Differentiating Instruction for Disabled Students in Inclusive Classrooms. Дифференциация инструкций для учеников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных классах // Theory Into Practice, 2017. – Р. 194-202.
38. Corbet, J. Inclusive education and school culture [Электронный ресурс]: Jenny Corbet // 87 International Journal of Inclusive Educaition. - 2014. - № 3. - P. 53-61.
39. Jennifer Kurth1 and Ann M. Mastergeorge. Individual Education Plan Goals and Services for Adolescents With Autism: Impact of Age and Educational Setting // The Journal of Special Education. – 2016. - № 44. – Р. 146– 160.