Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что особенности эмоциональной сферы содействуют более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Изучаемая проблема характеризуется рядом противоречий: а) с одной стороны, ухудшение экологической ситуации, которое неизбежно влечет за собой увеличение числа детей с ЗПР; б) возрастает количество детей с ЗПР, посещающих общеобразовательные, массовые дошкольные учреждения и средние школы, однако, до сих пор не проводилось исследование их психологических, личностных особенностей, а обучение, развитие и воспитание осуществляется без научно-обоснованных программ. В недостаточной степени оказывается и коррекционно-психологическая помощь детям данной группы.
Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с ЗПР. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое». Эмоции, выступая как органическая часть, входят во многие психологически сложные состояния человека. Эмоциональная сфера формируется не сама по себе, она затрагивает волевую сферу, а вместе с ней когнитивную и личностную. У детей с задержкой психического развития роль эмоций занимает большое место в жизни. Они влияют на познавательную сферу и поведение, больше, чем у сверстников с нормой. Среди детей с ЗПР все чаще встречаются дети с синдромом двигательной расторможенности, аффективными расстройствами и некоторыми другими. Недостаточная сформированность эмоциональной сферы детей с ЗПР приводит к затруднению их взаимодействия с обществом.
Проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития освещалась в исследованиях многих авторов как: Власовой Т.А., Лебединской К.С., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А., Шевченко С.Г. и др.
Объект исследования – дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования – эмоциональная сфера детей с ЗПР.
Гипотезой исследования является предположение о том, что при интерпретации результатов детей с задержкой психического развития будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности.
Цель исследования – рассмотреть особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие «эмоция» в психологии и основные подходы к его рассмотрению;
охарактеризовать исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР;
изучить современное состояние изучения проблемы эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с ЗПР;
определить научно-методологические подходы к изучению эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
рассмотреть психодиагностическое изучение эмоциональной сферы младшего школьного возраста с ЗПР.
Исследование проведено на базе ГКОУ «Школа № 3 для Детей с ОВЗ» г. Кострома. В исследовании приняли участие 33 школьника 6-7 лет.
Методы исследования: работа с методической литературой, анализ продукта детской деятельности, статистической обработки данных, эксперимент.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Понятие «эмоция» в психологии и основные подходы к его рассмотрению
Как отмечает С.Л. Рубинштейна, эмоции можно условно охарактеризовать несколькими характеристиками: во-первых, в отличие от восприятий, обозначающих содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; во-вторых, эмоции обычно различаются по своей полярности: в сложных человеческих чувствах они взаимодействуют, образуя сложную и противоречивую единицу (амбивалентность чувств); в-третьих, эмоции всегда имеют характер, захватывающий человека в целом, они связаны с личным «Я».
Б. Спиноза различал три основных эмоции: удовольствие, недовольство и желание. В. Вундг в качестве основных форм чувств выделял три пары различных противоположностей: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разряжение.
У.Макдауголл писал, что «существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием успеха как полного, так и частичного, страдание — следствием и знаком неуспеха и фрустрации» .
К. Изард в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования: 1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гаев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина.
Данную классификацию предложил Б.И. Додонов для тех эмоций, в которых человек испытывает потребность и которые предают ценность самому процессу его деятельности.
Нередко ученые замечают, что положительные эмоции сказываются на умственной активности человека. Иногда они помогают найти человеку творческий подход к решению той или иной проблеме. Это зависит от того, насколько положительные эмоции влияют на фиксацию информации. Событие, которое происходило на фоне таких эмоций, запоминается надолго. Также эмоции зависят от волевых качеств.
Психологи дают различные определения для понятия «Эмоции». Из всех можно выделить несколько основных.
Первое определение. Эмоция – это психический процесс, который отображается на субъекте. Это общее отношение к различным отношениям, предметам, задачам и целям, которые себе ставит субъект. При этом он может испытывать различные эмоции, которые могут влиять на его жизнь.
Второе определение. Эмоция – это чувства, переживания человека. Также в это понятие относят душевное волнение, которое человек может испытывать на разных стадиях. Но необходимо помнить, что душевное состояние – это одна из важнейших сторон психического здоровья.
Третье определение. Эмоция – это определенная составляющая физического здоровья, которая начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Уже в тот момент эмбрион понимает, какие эмоции испытывает его мама. Это состояние может охватывать все стороны чувствительности.
Четвертое определение. Эмоция – это определенная реакция, которая возникает при наличии или отсутствии определенной ситуации .
Выделяют всего лишь несколько типов эмоционального проявления у человека. Первый тип – это длительные состояния (общий эмоциональный фон человека). Кратковременный этап – это этап, который можно охарактеризовать как определенное кратковременное реагирование на ту или иную ситуацию. Второе название данного этапа – эмоциональная реакция, которая также возникает ненадолго и в течении кратковременного срока (периода).
Различие между положительными или отрицательными эмоциями.
Также психологи различают эмоции по знакам. По знакам различают следующие эмоции: положительные эмоции – это эмоции, которые возникают вследствие радостных событий, которые возникает в той или иной ситуации. Данные эмоции способны положительно влиять на умственную и активную деятельность у человека. Также учеными отмечено, то именно эти эмоции могут предохранять от различных заболеваний .
Второй тип эмоций – это отрицательные эмоции, которые возникают из-за различных стрессовых ситуаций, переживаний или негативных эмоций, которые возникли при различных обстоятельств. Ученые отмечено, что люди, которые испытывают негативные эмоции, чаще болеют и они подвержены манипуляциям со стороны других людей.
Также необходимо помнить, что эмоции напрямую влияют на человека. Так различные эмоции могут влиять на функции.
Контрольная функция. Работа данной функции очень проста. Заключается в том, что ели вы достигли успеха, то вы получаете положительные эмоции и наоборот.
Направляющая функция – это функция, которая побуждает и направляет человека. Суть функции заключается в том, что ранее вызванные у человека положительные эмоции формируют определенное поведение.
Коммуникативная функция – это функция, которая вызывает эмоции в зависимости от внутреннего состояния человека в данный момент. Благодаря этим эмоциям формируется определенное поведение. Эмоции и отрицательные, и положительные напрямую влияют на человека, на его психическое и духовное здоровье.
1.2. Исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР
В раннем возрасте трудно определить задержку психического развития у детей. Это обуславливается похожестью смежных с ЗПР диагнозов, из которых трудно диагностировать конкретный. У ребенка с ЗПР часто наблюдается задержка развития в физическом плане, так у него позже, чем у ребенка с нормой, формируются навыки ходьбы. Также отмечается запоздание в формировании речи и игровой деятельности. Все эти факторы недоразвития объясняются незрелостью эмоциональной сферы, которые впоследствии приводят к стойкому нарушению познавательной деятельности ребенка.
Работы по изучению эмоциональной сферы детей с ЗПР начали активно публиковаться в 80-х годах, основоположниками по данному направлению исследований были У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др. В это время исследователи, такие, как Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Е. А. Екжанова, У. В. Ульенкова и др ., внесли большой вклад в развитие представлений об эмоциональной сфере детей с ЗПР.
Авторы изучили данный вопрос и определили, что недостаточность эмоциональной сферы детей с ЗПР, ее незрелость, объясняется органической неполноценностью центральной нервной системы. Так, в специальную педагогику был введен термин «органический инфантилизм». Органический инфантилизм выражается в незрелости эмоционально волевой сферы и характеризуется отсутствием активности, яркости эмоций, слабой волей и незаинтересованностью в оценке своей деятельности.
У таких детей низкая работоспособность, а игровая деятельность отличается бедностью воображения, монотонностью и однообразием Недоразвитие эмоциональной сферы начинает себя активно проявлять во время перехода ребенка с ЗПР к систематическому обучению. Так, М. С. Певзнер и Т. А. Власова в своих исследованиях определили, что во время обучения у детей с ЗПР отмечается неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки собственной образовательной деятельности, а их эмоции поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Л. C. Выготский, изучая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с ЗПР, выделил такие ее характеристики: недостаточное разграничение эмоциональных реакций, неадекватность и несоразмерность реакций на воздействие окружающей среды .
Одной из причин отставания в обучении является незрелость эмоциональной сферы детей с ЗПР, так, к семи годам у детей не сформированы основные мыслительные операции, они не ориентируются в заданиях, не могут планировать собственную деятельность. У детей с ЗПР возникают проблемы при овладении навыками чтения, письма, они не различают буквы похожие по написанию, а также испытывают графические трудности при письме. Младшие школьники с ЗПР отличаются высокой возбудимостью, неустойчивостью внимания, повышенной отвлекаемостью, быстрой утомляемостью; все эти симптомы сначала проявляются на поведенческом уровне, а потом переходят и на учебную деятельность. К младшему школьному возрасту у детей с ЗПР становятся очевидными трудности в усвоении программы школьного учреждения: дети пассивны на занятиях, плохо запоминают предложенный материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития и речи снижен по сравнению с нормой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. 2016. - № 9. – С. 28 – 33.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 526 c.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2016. - 624 c.
5. Власова, Г.А. Дети с задержкой психического развития / Г.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. – М.: Юнити, 2015. – 489 с.
6. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика / Б.З. Вульфов. - М.: Юрайт, 2016. - 724 c.
7. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2016. - 179 c.
8. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушением эмоциональной-волевой среды / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2014. - 364 c.
9. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 455 c.
10. Кайль, Д.Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия. ФГОС ДО / Д.Г. Кайль. - М.: Учитель, 2016. - 718 c.
11. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 136 c.
12. Кудряев, В.А. Защита информационных ресурсов в негосударственной сфере / В.А. Кудряев, Е.А. Степанов. - М.: Государственный Университет Управления, 2017. - 779 c.
13. Котова, И.Б. Общая психология / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 480 c.
14. Макарова, И.В. Общая психология / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 c.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 c.
16. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика / Н.Н. Павленко. - М.: КноРус, 2015. - 496 c.
17. Пастюк, О.В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 c.
18. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 466 c.
19. Рымчук, Н.С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Ярославль: Академия развития, 2015. - 256 c.
20. Стебленко, С. А. Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей / С.А. Стебленко. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.
21. Стебленко, С. А. Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер (вербального и эмоционального интеллекта) у детей / С.А. Стебленко. - М.: Феникс, 2017. - 679 c.
22. CD-ROM. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Анкеты, опросники. Тесты, методики. Карты наблюдения. ФГОС ДО. – М.: Наука, 2017. - 296 c.
23. Сурикова, М.Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М.Д. Сурикова // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 607 - 609.
24. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. - М.: Учитель, 2015. - 122 c.
25. Федосеева, М.А. Занятия по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Для детей 3-7 лет. ФГОС ДО / М.А. Федосеева. - М.: Учитель, 2016. - 722 c.
26. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2015. - 367 c.
27. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2016. - 567 c.
28. ГКОУ «Школа № 3 для Детей с ОВЗ» г. Кострома // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/3276091