Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Овладение чтением является сложной и напряженной работой для школьника. Но у некоторых детей процесс овладения чтением осложняется тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения, то есть к дислексии. Существуют разные определения понятия «дислексия», например, М.Е.Хватцев определяет дислексию, как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропуском предлогов, союзов, замещением слов, пропускам строчек). Актуальность обозначенной проблемы обусловлена тем, что нарушение в овладении навыков чтения существенно затрудняет процессы обучения, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой, в то время, как успешное овладение чтением способствует развитию словаря и грамматического строя речи.
Актуальность темы исследования. Дислексия — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения [1]. Существует несколько классификаций дислексии. Одной из самых распространенных является классификация Р.И. Лалаевой. Согласно данной классификации выделяют следующие виды дислексии:
1. фонематическую;
2. семантическую;
3. аграмматическую;
4. мнестическую;
5. оптическую;
6. тактильную.
В чистом виде описанные формы встречаются редко, в основном логопеды-дефектологи сталкиваются с сочетанием двух или нескольких форм дислексии у одного ребенка [2]. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой дальнейшего обучения.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности грамматического строя речи у младших школьников с дислексией.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и классификация дислексий;
2) проанализировать особенности грамматического строя речи у младших школьников с дислексией.
Объект исследования – дислексия.
Предмет исследования – особенности грамматического строя речи у младших школьников.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Дислексия
1.1 Понятие и классификация дислексий
Согласно определению Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA), «дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическую основу. Оно характеризуется трудностями с точным и/или быстрым распознаванием слов, с плохими навыками письма и чтения. Эти трудности обычно являются результатом дефицита фонологического компонента речи и часто оказываются неожиданными, так как ребенок демонстрирует хорошее развитие общих когнитивных способностей и прекрасно выполняет инструкции учителей в классе. Вторичные последствия дислексии могут включать проблемы с пониманием прочитанного и сокращением читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний».
По оценкам Американской психиатрической ассоциации, 5–15% детей школьного возраста имеют расстройство обучения. Примерно у 80% детей с расстройством обучения есть расстройство чтения, называемое дислексией. Кстати, в детстве ей страдало и немало знаменитостей: актёры Том Круз, Дженнифер Энистон и Кира Найтли; режиссёры Уолт Дисней, Стивен Спилберг и даже Квентин Тарантино (при том, что его IQ в школьные годы равнялся 160); пловец, многократный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, повар, телеведущий и ресторатор Джейми Оливер.
Доля детей с дислексией в популяции составляет около 6%, то есть практически в каждом классе есть такой ребенок. Помимо дислексии, около 5% детского населения имеют нестойкие нарушения чтения, также требующие коррекции. Около 10% страдают нарушениями понимания прочитанного, что также относится к разновидностям дислексии.
Под дислексией понимается стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения, и оптимальные условия обучения.
Имеется нейробиологическая основа формирования дислексии, включающая как наследственную предрасположенность, так и структурные особенности формирования головного мозга. Следовательно, ребенок испытывает настоятельную потребность в систематической профессиональной помощи, не имея возможности самостоятельно справиться с этой проблемой.
Британская ассоциация дислексии определяет это состояние как «специфическое нарушение способности к обучению, которое имеет нейробиологическую природу, носит стойкий характер и сохраняется на протяжении всей жизни».
Грамота всегда начинается с осознания речи, языка и освоения навыков анализа. До освоения азбуки, ребенок должен понять, что такое звук, научиться делить слова на эти звуки.
К механизмам формирования дислексии относят:
- Нарушения оперативно-фонологической памяти, то есть способности кратковременно удерживать в оперативной памяти прочитанные сегменты речи (звуки, буквы и слоги) и их смысл.
- Нарушение серийности процесса чтения. Ребенок с трудом запоминает серии знаков, значений, понятий. Способность научиться воспринимать слог целиком, а не побуквенно – это серийно организованный процесс.
- Недостаточный словарный запас. Бедность словаря тормозит формирование навыка чтения, тогда как в школьном возрасте словарь пополняется именно за счет прочитанного.
- Замедленность припоминания известных слов.
- Низкая способность к автоматизации навыков, требующая постоянного повторения осваиваемого навыка в течение длительного времени.
- Повышенная утомляемость, астенизация ребенка.
- Нарушения концентрации внимания.
Основные проявления дислексии зависят от особенностей письменной речи. Часть детей испытывают затруднения на этапе изучения букваря, то есть освоение звукобуквенных связей. При обучении чтению следует идти от звука к букве, поэтому заучивание названия букв, например, при помощи кубиков, является бессмысленным. Русскоязычная письменность требует, в первую очередь, развития навыка слияния букв в слоги, отсутствие которого является критическим барьером при формировании навыка чтения. Особенность усвоения навыков чтения такова, что пока ребенок не достиг автоматизма звукобуквенных связей, он не сможет освоить слогослияние. То есть существует причинно-следственная связь между базовыми навыками. В результате у таких детей отсутствует собственно технический навык, слоговое чтение не автоматизировано, и даже по окончании общеобразовательной школы ребенок фактически сохраняет побуквенное чтение. Стойкость состояния такова, что оно может сохраняться в течение всей жизни при отсутствии квалифицированной логопедической помощи.
Помимо того, дислексия может проявляться нарушениями понимания прочитанного, когда технический навык чтения сформирован, но читающий не понимает прочитанного при условии нормального развития когнитивной функции.
В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.
Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антипенко, О.Е., Шкредова Н.Е. Метауроки чтения. Часть 2. Упражнения. Методические рекомендации в 3 ч. — Витебск: Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, 2016. — 66 с.
2. Ахутина, Т. В. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями учения: предупрежден, значит вооружен? // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы X Международной научнопрактической конференции. В 2-х частях. Научные редакторы В. И. Казаренков, М. А. Рушина. 2017. С. 351–353.
3. Васильева, В.С. (ред.) Особенности профилактической работы с дошкольниками по предупреждению различных видов дисграфии. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Цицеро, 2017. — 113 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для ВУЗов. - М: ВЛАДОС, 2009. 703 с.
5. Вопросы дошкольной педагогики 2019 №10 (27) декабрь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 124 с.
6. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. - Воронеж, 2015.
7. Голубцова, Т.В. Книжка-игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников. Конференция «Предмет «Русский язык» в школе – методическая платформа развития текстовой компетенции школьника. - Москва, 2015.
8. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 20–23 нояб. 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 5–8.
9. Корнев, А.Н. Дисграфия и дислексия у детей // Преодоление нарушений письменной речи / под ред. Н.Н. Яковлева. СПб., 2011. 160 c.
10. Лалаева, Р. И. Реализация онтогенетического подхода при определении взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 3. № 1. С. 60–71.
11. Лещенко, С. Г. Роль вовлеченности родителей в коррекционно-развивающий процесс в формировании учебной мотивации младших школьников с нарушениями речи // В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки Материалы международной научнопрактической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2015. С. 213– 217.
12. Мартынова, Е.Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения. Ярославский педагогический вестник. - 2015 - 5 -66 – 69
13. Петрова, Е. А., Козьяков Р. В., Лещенко С. Г. Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2017. 104 с.
14. Полякова, М.А. Исправление у детей нарушений чтения и письма. Обучение беглому чтению и письму без дислексий и дисграфий. - М.: Т. Дмитриева, 2018. — 256 с.
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2015. - 287с.
16. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2017. 321 с
17. Тишина, Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 194–200.
18. Хватцев, М. Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 книгах / М. Е. Хватцев; под научной редакцией Р. И. Лалаевой и С. Н. Шаховской. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС. Логопедия - Учебники для высших учебных заведений, Кн. 2. - 2013. – 291 с.
19. Шашкина, Г. Р. Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Чтение в цифровую эпоху сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. 2018. С. 88–91
20. Petrova E. A., Potashova I. I., Kozyakov R. V. Modern technologies of working with families of children with disabilities // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. С. 231–235.
21. PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с
22. Аграмматическая дислексия: проявление и пути преодоления. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29435751
23. Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» (21 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс] : сборник научных статей / Под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича. Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2019. – 1009 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38170762
24. Соловьева Л. Г., Градова Г. Н. Логопедия. Учебник и практикум для СПО. Москва. Юрайт. 2019. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/logopediya437076#page/2