Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. С принятия Закона о государственной тайне в 1993 году прошло уже более 20 лет. Учитывая, что до 90-х годов прошлого века в нашей стране отношения в области защиты государственной тайны регулировались не законом, а ведомственными нормативными актами, можно считать закон молодым. С другой стороны, за эти 20 лет страна изменилась и политически, и экономически, и технологически. Получили развитие демократические институты, граждане стали активнее отстаивать свои конституционные права, в том числе в международных судах. Изменились внутренние и внешние угрозы безопасности государства. В этих условиях очевидно, что законодательство о государственной тайне, и в частности базовый Закон, уже не в полной мере отвечают реалиям сегодняшнего дня.
За прошедшие годы существенные изменения вносились в законодательство, регулирующее вопросы, связанные с государственной тайной, и в уголовное законодательство, вносились новые нормы, призванные защищать государственную безопасность от умышленного и неумышленного разглашения государственной тайны.
В целях обеспечения эффективного применения базового Закона уполномоченными органами было издано большое количество подзаконных актов (правовых, методических и технических). Кроме того, было принято несколько сотен решений высших судов, связанных с применением Закона «О государственной тайне». Отдельные положения, касающиеся защиты сведений, составляющих государственную тайну, содержатся более чем в 50 федеральных законах. В целом действующие правовые нормы в области защиты государственной тайны создают условия для поддержания необходимого уровня безопасности Российской Федерации, поскольку за последние несколько лет в России не было серьезных утечек секретных сведений.
Тем не менее, актуальность проведения научных исследований в области вопросов, связанных с государственной тайной, по прежнему сохраняется. Связано это, в первую очередь, с теми изменениями в общественно-политической жизни нашей страны, которые имели место после принятия базового Закона. Немало изменений и корректив, в том числе и кардинальных, затрагивающих принципиальные подходы, претерпело уголовное и гражданское законодательство, в научной доктрине были выработаны новые базовые принципы и подходы к оценке тех или иных областей права.
Необходимо отметить, что последние события в мире и отношение стран Запада к России показывает, что преждевременно полагать о достижении всеобщего мира и взаимопонимания, и что сохранность сведений, дающих нашей стране преимущество в военной, экономической, дипломатической и других областях, по прежнему должна оставаться на высоком уровне.
Именно эти и другие обстоятельства обуславливают существование института государственной тайны, а также актуальность исследований, направленных на улучшение защиты этого института, в том силе и уголовно-правовыми методами.
Данные обстоятельства предопределили выбор объекта исследования - общественные отношения, возникающие в области уголовно-правовой охраны государственной тайны от разглашения.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие выше обозначенные отношения.
Цель работы состоит в исследовании уголовной ответственности за разглашение государственной тайны по УК РФ.
Задачи, поставленные в настоящей исследовании, будут состоять в изучении следующих вопросов:
- понятие государственной тайны как предмета преступления: сущность и правовое регулирование;
- объект и объективная сторона разглашение государственной тайны;
- субъект и субъективная сторона разглашение государственной тайны.
Степень изученности темы исследования. В уголовно-правовой науке вопросы обеспечения сохранности государственной тайны остаются малоисследованными. Отдельные аспекты данной проблемы были освещены в работах таких ученых, как: П.А. Аникин, В.М. Белецкий, С.Ф.Боев, 3.Ф. Гайнуллина, С.В. Дьякова, Р.Б. Иванченко, М.П. Карпушин, В.Н. Лопатин, В.А. Мазуров, Ф. Найтли, А.А. Рожнов, С.В. Чертопруд и др.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, аналитический, формально-логический методы.
Нормативную основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, Закона «О государственной тайне», действующего уголовного и иного федерального законодательства, ведомственные нормативные акты.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном исследовании вопросов уголовной ответственности за разглашение государственной тайны.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие государственной тайны, как объекта уголовно-правовой защиты
Уголовный закон, употребляя в статьях Особенной части термин «тайна», не раскрывает его содержание. В русском языке он традиционно означает «все сокрытое, неизвестное, неведомое», а также «нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо». Таким образом, «тайна» имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение.
Понятие «государственная тайна», как объект уголовно-правовой защиты, раскрывается через определение, изложенное в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Из содержания данной статьи можно сделать вывод, что под государственной тайной понимается защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Данное положение конкретизируется в ст.5 указанного Закона, раскрывающего перечень сведений, относимых к категории государственной тайны, объединенных в группы, число которых в настоящее время достигло 25. Это исчерпывающий перечень областей государственных интересов, относящихся к государственной тайне, расширение которого возможно только посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон.
На основе общего перечня межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В нем указываются и органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Документ утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден, помимо данной статьи Закона, еще и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 . К нормативным актам, регулирующим отношения по отнесению тех или иных сведений к категории государственной тайны, необходимо отнести и Постановление Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 г., которым утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности . В соответствии с этим Постановлением, сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на три категории: сведения особой важности; совершенно секретные; и секретные.
Кроме того, данные Правила устанавливают, что ущербом безопасности Российской Федерации признается ущерб, нанесенный в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Также необходимо четко представлять себе, что главное отличие государственной тайны от служебной, коммерческой и любой другой тайны
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ.1997. № 41. стр. 8220-8235.
3. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Российская газета. 1995. № 246.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Собрание законодательства РФ.1995. № 37. Ст. 3619.
5. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 35. – Ст. 4407.
Научная и учебная литература
6. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 5-е изд., перераб. и дополн. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2017. - С. 78.
7. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 24.10.2020.
8. Козлова Н. Нервным тайну не доверяют // Электронный ресурс: https://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=010043, дата обращения 25.10.2020
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 1073 с.
10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // под ред. В.М. Лебедева. 8-е изд., доп. и изм. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2019. 896 с.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. 912 с.
12. Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник для вузов. Т. 5 / Под ред. Г.И. Борзенкова, В.С. Комиссарова // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 24.10.2020.
13. Рабкин В.А. Конституция Российской Федерации и вопросы совершенствования нормативно-правовых основ в области защиты государственной тайны // Таможенное дело. 2018. № 4.
14. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / С.А. Балеев, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 25.10.2020.
15. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2020.
16. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. - М.: Изд-во «Эксмо», 2018. - С. 126.
17. Фатьянов А.А. Правовые проблемы отнесения сведений к государственной тайне в условиях модернизации экономики // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2020.
Судебная практика
18. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 г. № 170-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никитина Александра Константиновича на нарушение его конституционных прав положениями части пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // Справочно-правовая система Гарант (текст официально опубликован не был).
19. Определение Верховного Суда РФ от 06 апреля 2004. № 3-011/04 «Приговор оставлен без изменения, поскольку вывод суда о виновности осужденного в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 286, ч. 1 ст. 283 Уголовного кодекса РФ подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, всесторонне, полно и правильно исследованных судом в заседании и получивших надлежащую оценку в приговоре» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2020.
20. Определение Верховного Суда РФ от 07 мая 2013. № 56-Д13-25С // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 25.10.2020.
21. Официальный сайт Тульского областного суда. // URL: http://oblsud.tula.sudrf.ru/ modules.php?name= docum_sud&id= 982.// дата обращения 25.10.2020.
22. Приговор об осуждении Буркова А.В. // https://rospravosudie.com/court-uralskij-okruzhnoj-voennyj-sud-sverdlovskaya-oblast-s/act-106165619/ дата обращения 25.10.2020.