Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-политические и экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние на российское образование, позволив обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие педагогики и негосударственного сектора образования. Эффективное развитие экономики, ее переход на инновационный путь развития обостряют проблемы подготовки выпускников учреждений профессионального образования, актуализируют необходимость реформирования образования.
На сегодняшний день среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.
Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества. На сегодняшний день система среднего профессионального образования претерпевает значительные изменения.
Современное образование невозможно представить без дополнительного. Организация дополнительных образовательных услуг в образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
В современных условиях от умения руководства образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность образовательной деятельности. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Современные принципы управления образовательными организациями требуют коллективных подходов к выполнению поставленных задач, стоящих перед ними. Одним из самых эффективных и передовых принципов управления в настоящее время является управление проектами. Использование принципов проектного управления позволяет эффективно решать задачи развития образовательного учреждения, повышает надёжность успешного достижения поставленных целей.
Любой проект всегда является комплексной задачей. Принципиальная комплексность проектной задачи определила новый стиль управленческой деятельности, в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, технико-технологические и организационно-управленческие стороны. в проектном отношении видится не только объект, а вся система связей вокруг будущего объекта. Область существования подлинно системных проблем и системных объектов - это область системной методологии, позволяющей развернуть в моделях такое представление объекта, чтобы оно потом объясняло разные предметные представления и изображало их в виде своих проекций.
В деятельности коммерческих организаций под проектом понимается любая совокупность действий, взятая под контроль руководством отдельно от прочих текущих задач. Особый мониторинг проектной деятельности обусловлен важностью разработанного плана предприятия. При выделении проектной деятельности необходимо соблюдать баланс между выгодой от повышенного внимания менеджмента организации к ней и стоимостью такого контроля.
Актуальность темы исследования курсовой работы обусловлена тем, что управление проектами обеспечивает рост качества образовательной деятельности, способствует увеличению взаимной интегрированности образования и рынка труда, привлекает средства из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников, аккумулирует все имеющиеся ресурсы для достижения целей развития образовательной системы.
Цель исследования курсовой работы: анализ управления проектом по оказанию дополнительных образовательных услуг.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты управления проектами;
- определить экономический и социальный эффект от реализации проекта.
Объект исследования - Дмитровский филиал ГБПОУ МО «Московский областной колледж № 4».
Предмет исследования - проектная деятельность по разработке дополнительных образовательных услуг.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам управления проектами: А.С. Мишина, М.С. Грачевой, В.В. Трофимова, В.В. Богданова, Э. Андерсена, материалы периодической печати.
При выполнении работы применялись различные методы исследований: анализ, методы математической статистики, сравнение и группировка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе исследованы теоретические аспекты управления проектами. Во второй главе представлен проект по оказанию дополнительных образовательных услуг. В заключении обобщены выводы по задачам исследования курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ
1.1 Понятие, состав и классификация проекта
Понятие «проект» широко используется в современной экономической литературе и хозяйственной практике, но все же относится к числу терминов, толкование которых не стало однозначным.
В научной литературе по управлению проектами выделяются два подхода к определению проекта: системный и деятельностный [7, с. 13].
Проект в системном подходе определяется как система временных действий, которые направлены на достижение неповторимого и, одновременно, определённого результата: «проект - это временное предприятие для создания уникальных продуктов, услуг или результатов» [10, с. 38]. Проекты могут быть разнообразными и многоплановыми, к их общим характеристикам относятся:
- разовость: проекты представляют разовое явление, они отличаются от повседневных обязанностей и деятельности менеджеров, появляются и исчезают, но после себя оставляют конкретные результаты,
- уникальность: каждый из проектов, независимо от полученных результатов, в своей основе имеет характеристики, присущие только ему;
- инновационность: в процессе реализации проекта всегда создаётся что-то новое, причём изменения могут быть маленькими или большими;
- результативность: каждый проект имеет определённые результаты в виде нового дома, изданной книги, модифицированной структуры предприятия. Любой проект направлен на достижение целей;
- временная локализация: проекты ограничены временными рамками [19, с. 13].
Проект - это создание чего-либо к установленному сроку, у него есть планируемая дата завершения, после которой проектная группа будет распущена.
Все характеристики взаимосвязаны и задают определённые критерии, по которым проекты оцениваются: затраты, сроки, результат.
Планирование и реализация любого проекта связаны с тремя основными вопросами:
- сколько времени займёт реализация проекта;
- во сколько обойдётся реализация проекта;
- совпадёт ли конечный результат с тем, что проектная группа наметила вначале [21].
Первый вопрос определяет проблему временных рамок, которые устанавливаются для реализации проекта и его отдельных этапов.
Второй вопрос касается стоимости проекта, а третий посвящён результативности проектной деятельности.
Цели, время, стоимость проекта одновременно являются его ограничениями. Они задают систему, к которой будет работать проектная группа. Задача менеджеров проекта - поиск оптимального соотношения этих ограничений, с которыми связаны интересы проектной группы.
Деятельностный подход определяет проект как деятельность субъекта по переводу объекта из наличного состояния в состояние желаемого будущего, наиболее полно отвечающего его представлениям.
Проект в широком смысле понимается как творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта.
Сущность проекта заключается в деятельности. Проектная деятельность (проектирование) - это перенос социальной субъективности настоящего в будущее, которая обусловлена специфической способностью человека к опережающему отражению и разумному, сознательному целеполаганию. Проектирование - это процесс создания прототипа предполагаемого или возможного объекта или состояния. Менеджеры проекта выбирают из множества версий развития объекта ту, которая в максимальной степени соответствует шкале их ценностей и замыслов. Проектная деятельность носит двойственный характер:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 29.10.2020)
2. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту ISO 21500:2012. [Электронный ресурс]. – Режим Доступа: https://www.ryazangov.ru/upload/iblock/aa9/gost-r-iso-21500_2014.pdf (дата обращения 29.10.2020)
Учебники, монографии, брошюры
3. Андерсен, Э. Сфокусированное управление проектом: пер. с англ / Э.
Андерсен, К. Груде, Т. Хауг. – М.: Гранд-Фаир, 2015. – 296 с.
4. Виханский О. С. Менеджмент: учебник – 5 - е изд. - М: Инфра - М, 2016 - 528 с.
5. Грачёва М.В. Бабаскин С.Я. Управление проектами: учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 152 с.
6. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.
7. Иванов П.В. Турянская Н.И. Субботина Е.Г. Управление проектами: учебное пособие. – Р-н-Д: Феникс, 2018. – 254 с.
8. Полковников А.В. Дубовик М.Ф. Управление проектами. – М.: Олимп-Бизнес, 2018. – 552 с.
9. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные
механизмы. – М.: Дашков и К, 2015. – 140 с.
10. Тумин В.М. Иванова О.П. Антонов Г.Д. Управление проектами организации: учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 244 с.
Периодические издания
11. Антонова И.И. Развитие современной системы среднего
профессионального образования // Научный альманах. – 2018. – № 6. – С. 54-57.
12. Гончарова Н.А., Логинов М.П. Проектный подход к понятию «образовательная услуга» // Вестник Академии. - 2017. - № 4 -(7). С. 112-115.
13. Леханов С.Б. Управление образовательными проектами: дефиниции в отечественной педагогике // Вестник МГТА. – 2017. - № 4. – С.23-28
14. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления
образовательной системой // В мире научных открытий. - 2017. - № 7. - С. 27-36.
Электронные ресурсы
15. Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система: шаг за шагом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmwebinars.ru/wp-content/uploads/2013/07/Bogdanov_V._Upravlenie_proektami.pdf
16. Матвеев А.А. Новиков Д.А. Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmwebinars.ru/wp-content/uploads/2013/07/Modeli-i-metodyi-upravleniya-portfelyami-proektov-Matveev-Novikov-TSvetkov-2005-206.pdf
17. Мишин С.А. Проектный бизнес: адаптированная модель для России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mishin-s.ru/library/01ProjectBusiness1.pdf
18. Трофимов В.В. Управление проектами: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wtrofimov.ru/wp-content/uploads/2019/04/УП_Трофимов_2019.pdf
19. Управление инновационными проектами и программами: учебное пособие/В.В. Быковский, Е.С. Мищенко, Е.В. Быковская и др. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmwebinars.ru/wp-content/uploads/2013/07/bykovski.pdf
20. Управление проектами: учебник/ под ред. В.М. Аньшина, О.Н. Ильиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://id.hse.ru/data/2015/04/18/1290428633/Аньшин-текстсайт.pdf
21. Ципес Г.С. Товб А.С. Менеджмент проектов практике современной компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pmwebinars.ru/wp-content/uploads/2013/08/Menedzhment-proektov-v-praktike-sovremennoy-kompanii-.pdf
22. Официальный сайт Дмитровского филиала ГБПОУ МО «Московский областной колледж № 4»: https://www.ucheba.ru/uz/103295