Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день самыми распространенными заболеваниями полости рта являются кариес и патология пародонта, они встречаются практически у всего населения земного шара. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказана высокая распространенность среди населения таких процессов как кариес зубов и болезни маргинального периодонта, что обусловливают большое количество экзогенных и эндогенных факторов.
Однако остаются на очень низком уровне гигиенические навыки населения, что приводит к нарушениям правил и норм ухода за полостью рта, росту распространения кариеса, его осложнений и заболеваний пародонта. Неправильный уход за полостью рта вызывает появление микробной биопленки в виде зубного налета, зубной бляшки, что является препятствием для поступления в эмаль кальция, фтора и других необходимых макро- и микроэлементов, нарушению процессов созревания эмали. Это приводит к созданию косметических дефектов.
Красивая улыбка является свидетельством здоровья, способом улучшить настроение и расположение к себе, в конечном итоге, она является залогом жизненного успеха. Неудивительно, что все мы проявляем заботу о красоте зубов и о свежести дыхания.
Знание и применение пациентами гигиенических средств не всегда является свидетельством качественной гигиены полости рта. Следовательно, необходимо на приеме у врача-стоматолога индивидуальное обучение гигиене полости рта каждого пациента, а не только санитарно-просветительская работа.
Предварительно пациенту выполняется профессиональная чистка зубов специальными щеточками с абразивными пастами, резинками, штрипсами до появления у пациента ощущения гладкой и ровной поверхности зубной эмали. При необходимости необходимо выполнить снятие над- и поддесневого зубного камня, а также снять пигментированный налет с зубов, покрыть зубы защитным лаком. Далее пациента врач-стоматолог обучает правильной технике чистки зубов.
Известно, что основной целью чистки зубов является тщательное удаление биопленки (мягкого зубного налета). Особенности строения зубов способствует тому, что на жевательных зубах скорость образования биопленки (зубного налета) и его количество больше в два раза, чем на передней и боковой группах зубов. Больше всего скопления биопленки образуются в области прикрепления десны к эмали зуба, и этим участкам требуется наиболее тщательная чистка.
Целью работы является изучение методов и средств профессиональной гигиены полости рта в зависимости от общего состояния и здоровья пациента.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить значение профессиональной гигиены полости рта в профилактике заболеваний;
− ознакомиться с методами и средствами профессиональной гигиены полости рта;
− выявить особенности применения методов профессиональной гигиены полости рта в зависимости от состояния здоровья пациента.
Объект исследования: профессиональная гигиена полости рта.
Предмет исследования: применение методов профессиональной гигиены полости рта в зависимости от состояния здоровья пациента
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА
1.1. Понятие гигиены полости рта
Гигиена является отраслью медицинской науки, которая изучает воздействие факторов внешней среды обитания на организм человека и разрабатывает к условиям осуществления жизнедеятельности человека оптимальные требования.
Стоматологи рассматривают гигиену полости рта как науку и практику, которая позволяет обеспечить снижение до уровня, безопасного для тканей зубов и маргинального периодонта, количества зубных отложений.
Различается индивидуальная гигиена полости рта и профессиональная. Индивидуальная гигиена полости рта включает в себя мероприятия, проводимые человеком самостоятельно, как правило, в домашних условиях.
Профессиональная гигиена полости рта является системой научно обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, выполняется медицинским персоналом, направлена на оздоровление органов и тканей полости рта, а также является средством профилактику возникновения и прогрессирования стоматологических заболеваний.
Необходимо отметить, что в понятие профессиональной гигиены включается не только механическое удаление зубных отложений. Выделяют три основные группы мероприятий, входящих в понятие профессиональной гигиены: профилактические, обучающие и лечебные.
Основные этапы проведения профессиональной гигиены полости рта включают в себя:
− Индексную оценку гигиенического состояния полости рта.
− Мотивацию пациента.
− Антисептическую обработку полости рта.
− Анестезию.
− Удаление зубных отложений.
− Шлифовку и полировку зубов.
− Орошение полости рта.
− Контроль качества выполненных манипуляций.
− Фтор-профилактику.
− Обучение гигиеническим навыкам и подбор индивидуальных средств гигиены для каждого пациента.
− Определение даты следующего посещения.
1.2. Индексная оценка гигиенического состояния полости рта
Индексную оценку гигиенического состояния полости рта проводят с применением большого количества индексов. OHI-S и PLI являются наиболее распространенными среди них.
Определение индекса OHI-S проводят при помощи зубоврачебного зонда [2].
Проводят оценку щечной поверхности 16 и 26 зубов, губной поверхности 11 и 31, язычной поверхности 36 и 46 на наличие твердых и мягких зубных отложений, при этом не должно быть поражения кариесом данных зубов.
Зонд устанавливают для исследования параллельно оси зуба и начинают зигзагообразными движениями его продвигать от окклюзионной поверхности к шейке, при этом отмечают уровень, на котором определяется налет.
Определение индекса налета PLI также проводят без окрашивания при помощи зубоврачебного зонда. Этот индекс дает возможность оценки гигиеническое состояния всех или отдельных зубов.
Проводят визуальный осмотр четырех поверхностей зуба (вестибулярной, оральной, дистальной и медиальной) на предмет наличия мягких зубных отложений
1.3. Мотивация пациента
Проведение длительной работы с пациентами показывает, что при лечении и профилактике стоматологических заболеваний важной задачей стоматолога является мотивация, обучение и инструктаж пациента.
Мотивация представлена побуждениями, вызывающими активность пациента и определяющими направленность его действий.
Задачей врача-стоматолога является проведение мероприятий, направленных на возникновение у пациента стойкой потребности во внимательном отношении к своему здоровью. Необходимо убедить пациента в том, что можно избавиться от зубной боли и необходимости иметь съемные протезы в старости благодаря регулярной и качественной гигиене полости рта и профилактическим осмотрам у стоматолога.
Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка вызывает резкий отпор насильственное насаждение и принуждение. Поэтому действенными будут у маленьких пациентов следующие приемы и виды мотивации:
Зрительная мотивация, т.е. когда родители дома показывают личный пример, в условиях поликлиники – показ красочных проспектов, индикация зубных отложений с помощью красителей и демонстрация их ребенку, при проведении уроков гигиены – демонстрация видеофильмов [2].
Слуховая мотивация представлена словесными убеждениями в необходимости проведения и подержания качественного ухода за полостью рта.
Тактильная мотивация является чувством гладкости и комфорта, которое пациент ощущает после проведения в условиях поликлиники профессиональной гигиенической обработки зубов и к чему при уходе за полостью рта дома он должен стремиться.
Обонятельная мотивация представлена ощущением свежести дыхания, как фактором здоровья, чистоты и красоты.
1.4. Антисептическая обработка полости рта
Антисептическая обработка полости рта, включающая в себя полоскания или ирригацию, представляет собой обязательную процедуру до, и после снятия зубных отложений.
Для проведения антисептической обработки можно использовать применяемые в качестве антисептиков следующие средства:
− окислители (0,5 – 1,5% перекись водорода)
− фенолсодержащие антисептики (листерин, триклозан);
− галоиды (1% водный раствор йодинола) соли тяжелых металлов (0,25% сульфат меди, лактат цинка);
− производные нитрофурана (0,02% фурацилин, 1:25000 фуразолидон);
Кроме того, можно применять также ополаскиватели и настойки, содержание спирта в которых составляет до 7%.
1.5. Анестезия
Снятие болевой чувствительности проводят в соответствии с индивидуальными показаниями и противопоказаниями.
С этой целью обезболивания можно применять местную аппликационную, инфильтрационную или проводниковую анестезию.
Применение анестезии дает врачу возможность более тщательного и качественного выполнения процедуры очистки зубов.
При проведении аппликационной анестезии может применяться спрей 10% лидокаина.
Инфильтрационную и проводниковую анестезию чаще проводят препаратами на основе 4% артикаина с адреналином.
1.6. Удаление зубных отложений
Удалять зубные отложения можно с применением различных методов: химических, ручных, электромеханических, вращающихся инструментов для углового наконечника, а также при помощи хирургического лазера.
Эффективность профессионального снятия зубных отложений определяется знаниями и мануальными навыками врача.
Основными принципами удаления зубных отложений являются:
− подробный сбор анамнеза с выявлением у пациента общесоматических заболеваний;
− определение вида зубных отложений (мягких или твердых) с помощью зонда и специальных красящих средств, выявление их количества и локализации (наддесневые или поддесневые);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ МЗ РФ № 33 от 06.02.2001 года "О введении специальности "Стоматология профилактическая"
2. Апресян, Г. Н. Статистические закономерности роста интенсивности поражения кариесом зубов у лиц пожилого и старческого возраста/ Апресян Г. Н., Алимский А. В. // Стоматология для всех. — 2005. — № 2. — С. 34-35.
3. Арьева, Г. Т. Гигиена полости рта — фактор общесоматического здоровья пожилых и старых людей: Учебное пособие. \ Арьева Г. Т. — СПб.: ООО «Стикс», 2012. — 36 с.
4. Арьева, Г. Т. Геронтостоматология — объективная реальность \ Арьева Г. Т., Арьев А. Л. // Клиническая геронтология. — 2008. — № 7. — С. 3-8.
5. Безруков, В. В. Болевые точки пожилых и проблемы геронтологии // Сб. науч. трудов «Медико-биологические и социальные аспекты старения» \ Безруков В. В. — Киев, 1989. — С. 3-9.
6. Борисова, Е. Н. Последствия полной и частичной адентии у пожилых \ Борисова Е. Н, Ершова Н. Н. // Врач. — 2001. — № 7. — С. 32-33.
7. Борисова, Е. Н. Стоматологический статус людей пожилого и старческого возраста при различном состоянии общего здоровья \ Борисова Е. Н. // Клиническая геронтология. — 2001. — № 5-6. — С. 21-26.
8. Борисова, Е. Н. Факторы риска и частота утраты зубов у лиц пожилого и старческого возраста \ Борисова Е. Н. // Стоматология. — 2000. — № 2. — С. 51-54.
9. Боричевская, Л. В. Особенности оказания стоматологической помощи пожилым пациентам по данным зарубежной печати \ Боричевская Л. В. // Дентал Ревю. — 2006 (фев.). — С. 33-34.
10. Боровский, Е.В. Терапевтическая стоматология. Учебник / Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. – М.: Медицина, 2004.
11. Захарчук, А. Г. Проблемы гигиены полости рта у лиц пожилого и старческого возраста // Сб. науч. тр. юбил. науч.-практ конф. «Актуальные проблемы геронтологии и гериатрии, посв. 25-летию первой в России кафедры гериатрии» \ Захарчук А. Г., Подлесов А. М., Арьева Г. Т.. — СПб.: АртЭрго, 2011. — С. 43-51
12. Калининская, А. А. Роль и место медицинской сестры в стоматологии \ Калининская А. А., Мещеряков Д. Г., Трифонов Б. В., Шляфер С. И., Прокудин И. Н. // Сестринское дело. — 2006. — № 7. — С. 14-16.
13. Калининская, А. А. Современные модели использования среднего медицинского персонала в стоматологии \ Калининская А. А., Трифонов Б. В. // Сестринское дело. — 2008. — № 8. — С. 33-37.
14. Калининская, А. А. Перспективные направления сестринского персонала / Калининская А. А., Шляфер С. И., Дзугаев А. К., Мещеряков Д. Г. // Главврач. — 2005. — № 4. — С. 22-26.
15. Кудрин, А. Н. Очистка съемных протезов роскошь или необходимость? / Кудрин А. Н., Щербаков А. С. // Стоматолог-практик. — 2001. — № 1. — С. 40.
16. Курякина, Н. В. Стоматологическая помощь лицам пожилого и старческого возраста: Учебно-методическое пособие / Курякина Н. В., Босалыго В. В.. — Рязань, 2001. — 80 с.
17. Курякина, Н. В. Стоматология профилактическая / Курякина Н. В., Савельева Н. А.. — М.: Мед. книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. — 284 с.
18. Курякина, Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / Курякина Н.В.. - Нижний Новгород: НГМА, 2001. - 57 с.
19. Левин, М. Я. Качество жизни и факторы риска: Учебное пособие / Левин М. Я., Таймазов В. А., Орехова Л. Ю., Степанова В. Н.. — СПб., 2001. — 354 с.
20. Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. – М., 2006. – 416 с.
21. Леус, П.А. Заболевания зубов и полости рта / Леус П.А., Горегляд А.А., Чудакова И.О.. – Ростов, 2006. – 243с.
22. Лукиных, Л.М. Болезни пародонта / Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н.. Нижний - Новгород: Изд-во Нижегородская государственная медицинская академия, 2005. – 163с.
23. Луцкая, И. К. Потребность в стоматологической помощи лиц старших возрастных групп / Луцкая И. К. // Стоматология. — 1995. — № 4. — С. 62-64.
24. Марксхорс, Р. Геронтостоматология / Марксхорс Р. // Новое в стоматологии. — 2005. — № 3. — С. 46-54.
25. Муравянникова, Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний / Муравянникова Ж.Г.. – Ростов, 2004. – 212с.
26. Орехова, Л.Ю. Основы профессиональной гигиены полости рта. Учебное пособие / Орехова Л.Ю., Кучумова Е.Д., Стюф Я.В., Киселев А.В. – СПб.: 2004. – 211с.
27. Пахомов ,Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии / Пахомов Г.Н.. М. – Медицина, 2005. – 125с.
28. Персин, Л.С. Стоматология детского возраста / Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.. – М.: Медицина, 2003. – 459с.
29. Справочник по стоматологии. Под ред. Безрукова В.М. / – М.: Медицина, 2003. – 233 с.
30. Супиев, Т.К. Профилактика стоматологических заболеваний \ Супиев Т.К., Улитовский С.Б., Мирзабеков О.М., Супиева Э.Т.. -Алматы: 2009. - 41 с.
31. Терапевтическая стоматология. Под ред. Максимовского Ю.М. – М.: Медицина, 2004. – 347 с.
32. Терехова, Т. Н. Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «стоматология» / Терехова Т. Н., Попруженко Т. В.. — Минск: Беларусь, 2004. — 462 с.
33. Улитовский, С. Б. Гигиена полости рта при наличии ортопедических конструкций / Улитовский С. Б. // Новое в стоматологии. — 2000. — № 9. — С. 58-62.
34. Улитовский, С.Б. Гигиена полости рта в пародонтологии / Улитовский С. Б.. – М.: Медицинская книга, 2006. – 144 с.
35. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта. – М.: МЕДпресс-информ, 2005
36. Улитовский, С.Б. Практическая гигиена полости рта / Улитовский С. Б.. - СПб.: 2002. - 284с.
37. Улитовский, С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта / Улитовский С. Б.. - СПб.: 2002. - 324 с.
38. Хоменко, Л. А. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта / Хоменко Л. А., Биденко Н. В., Остапко Е. И., Шматко В. И.. – Изд.: "Книга плюс", М., 2004. – 178 с.
39. Царинский, М.М. Терапевтическая стоматология / Царинский М.М.. – Кубань, 2004. – 345 с.
40. Цимбалистов, А.В. Инструментальное обеспечение профессиональной гигиены полости рта / Цимбалистов А.В., Шторина Г.В., Михайлова В.С.. СПб. – 2004. – 176 с.
41. Чуйкин, С. В. Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний: Учебное пособие / Чуйкин С. В.. — Уфа, 2003. — 88 с.
42. Шляхтова, И. А. Алгоритмы гигиены и профилактики / Шляхтова И. А., Кондратов А. И. // Клиническая стоматология. — 2001. — № 1. — С. 1013.
43. Яковлева, В.И. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний / Яковлева В.И., Трофимова Е.К., Давидович Т.П., Просверяк Г.П.. – Минск, 2005. – 208 с.