Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день изобразительная деятельность представляет собой составную часть культуры индивида, так как, занимаясь искусством, человек приобретает практические навыки, способность находить красоту, воспитывает свой вкус, развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность помогает развить у школьника умение наблюдать, проводить анализ творческих способностей, развить художественный вкус, воображение, познать окружающий мир, способствовать становлению гармонически развитой личности и пр.
В ходе проведения уроков изобразительного искусства, реализуются следующие принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учёт возрастных особенностей, индивидуальный подход. Принцип наглядности, при этом, выполняет особую роль, так как позволяет повысить зрительное восприятие, представить ту или иную фигуру. У педагога-художника отмечаются разные средства наглядного обучения: картинки из книг, альбомов, картины, учебные модели, таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы и пр.
Рисование с натуры один из ключевых видов учебно-творческой работы, которая раскрывает возможности изучения и эстетического осмысления формы, конструкции, объёма предметов, цвета, закономерностей светотени, перспективы, композиции. Рисование с натуры оказывает положительное воздействие на ребенка. Так, у детей начинают развиваться умственные способности, творческая активность.
Рисование с натуры представляет собой метод наглядного обучения и предоставляет хорошие результаты в деле обучения рисунку, а также в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры позволяет совершать мыслительные действия и целенаправленно проводить наблюдение, повышает заинтересованность к анализу натуры, осуществляет подготовку школьника к последующей учебной работе. Рисуя с натуры, ученик внимательно ее рассматривает, пытается отметить характерные для нее особенности, понять структуру предмета.
Сложности в передаче трёхмерности объёмного предмета при изображении на плоскости, приводит к развитию пространственного мышления и воображения.
Рисование с натуры прекрасное средство в эстетическом воспитании детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, дети интересуются красотой природы, богатством и разнообразием её форм и красок. Дети видят, тем самым, пропорции в соотношении части и целого, улавливают ритм и гармоничность форм природы, цвета. Развивая у детей наблюдательность, производится и эстетическое воспитание.
Рисование с натуры в условиях школы представляет собой не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, а также обучение элементам живописи. Задачей обучения живописи является и изображение с натуры отдельных предметов, натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомство с живописью позволяет ученикам овладеть техническими приёмами работы посредством цветных карандашей, акварельных и гуашевых красок.
Именно рисование с натуры является ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего школьного курса, поскольку служит основным базовым видом изобразительной деятельности для овладения учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка и изобразительной грамотности. В свою очередь умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие - причинами отказа от изобразительного творчества.
Научная разработанность проблемы. Проблематикой, связанной с методическими особенностями рисования с натуры, занимались Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев и др.
Объект исследования – наглядное обучение.
Предмет исследования – рисование с натуры как метод наглядного обучения.
Цель курсовой работы – изучение рисования с натуры как метода наглядного обучения. Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Рассмотреть зарубежные методы обучения;
2) Выявить методы обучения рисования с натуры в России;
3) Провести сравнительный анализ методик по рисованию с натуры;
4) Определить организацию учебных занятий по рисованию с натуры.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы по проблеме, синтез, индукция и дедукция, логический, сравнительный методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал является основой для дополнительных разработок по данной тематике. Результаты исследования и теоретический материал могут применяться в преподавании учебных курсов по изобразительному искусству, педагогике.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящей из двух глав, заключение и список используемой литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, представлены объект и предмет, цели и задачи, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, отражена структура работы.
В первой главе «История возникновения методов наглядного обучения по рисованию с натуры» рассматриваются зарубежные методы обучения, а также методы обучения рисования с натуры в России.
Во второй главе «Методические особенности по рисованию с натуры» проводится сравнительный анализ метод по рисовании с натуры, определяется организация учебных занятий по рисованию с натуры.
В заключении представлены основные выводы по работе, исходя из задач исследования.
Список используемой литературы включает в себя 31 наименование.
Глава I История возникновения методов наглядного обучения по рисованию с натуры
1.1 Зарубежные методы обучения
Научиться рисовать немаловажно для любого человека. Испокон веков рисование служит одним из средств общения между людьми. Человек начал развивать навыки в рисовании еще с глубокой древности.
Одним из ключевых видов рисования является рисование с натуры. Рисование с натуры раскрывает большие возможности по изучению, эстетическому осмыслению формы, конструкции, объёма предметов, их цвета, закономерностей светотени, перспективы, композиции [26].
В школах Древнего Египта не обучали детей по рисованию с натуры. Обучение только связывалось с заучиванием схем и канонов, с копированием образцов. Это все ограничивало методику Древнего Египта в рисовании.
В сравнении с египтянами, греки по-другому подошли к проблеме обучения. В 432 г. до н.э. скульптором Поликлетом в Сикионе был написан труд о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Он первый решил проблема о внутренней подвижности стоящей фигуры с опорой на одну ногу. Данное наблюдается в скульптуре Дорифора (приложение 1). Данная статуя была хорошим методическим пособием для молодых художников [27].
Первый в работах стал применять световую технику Аполлодор Афинский. В этой связи, разработаны другие подходы в практике изобразительного искусства, в его методике преподавания. Его ученик Зевксис
пошел дальше своих соотечественников. Наибольшего успеха он добился в сфере передачи формы и объема предметов посредством светотени. С натуры Зевксис изобразил мальчика, который несет виноград. Виноград изображен таким образом, что птицы, подлетевшие к картине, были устремлены к изображенному винограду, не пугаясь мальчика [27].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf, свободный (Дата обращения: 27.10.2020 г.)
2. Бакиева, О.А. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / О.А. Бакиева. – Томск: ТГУ, 2016. – 222 с.
3. Бовина, Н. Р. Методика обучения детей рисованию с натуры / Н. Р. Бовина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – С. 157-159.
4. Гиппиус, Г.А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. – С-ПБ.: Иждивением С.-Петерб. имп. воспитат. дома, 1844. – 380 с.: 11 л. ил.
5. Грибовская, А.А. Коллективное творчество школьников / А.А. Грибовская. – М.: Творческий центр Сфера, 2015. – 314 с.
6. Дюрер, А. Трактаты. Дневники. Письма / А. Дюрер. – СПб.: Азбука, 2000. – 544 с.
7. Жегин, Л.Ф. Сборник. Древнерусское искусство. 17 век / Л.Ф. Жегин. – М., 1964. – 341 с.
8. Иванова, Т.И. Применение наглядности на уроках рисования с натуры / Т.И. Иванова // Педагогика. – 2018. – № 6. – С. 15-22.
9. Кардовский, Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Е.Д. Кардовская. – М., 1960. – 241 с.
10. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., ᴨȇрераб. и доп. – М., 2015. – 325 с.
11. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс] / Я.А. Коменский. Режим доступа: http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm#_Toc237611332, свободный (Дата обращения: 28.10.2020 г.)
12. Коменский, А.Я., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие. – М: Педагогика, 1989. – 195 с.
13. Кузин, В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 314 с.
14. Кузин, В.С. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкин [и др.]. – М.: Дрофа, 2013. – 51 с.
15. Лошаков, Н.Н. Методика преподавания рисования в школе / Н.Н. Лошаков, Я.Н. Ростовцев. – М., 1958. – 210 с.
16. Матвеева, Ю.А. Организация учебных занятий по рисованию с натуры / Ю.А. Матвеева // Изобразительное искусство. – 2017. – № 1. – С. 10-15.
17. Методы преподавания рисования в Древней Греции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/12.html, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
18. Неменский, Б.М. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – 47 с.
19. Основные направления, школы и объединения живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.calc. ru//441. Html, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
20. Пак, Н.М. Технология обучения рисования с натуры / Н.М. Пак. – Ахтубинск, 2016. – 102 с.
21. Парамонов, А.Г. История развития отечественной и зарубежной школы изобразительного искусства / А.Г. Парамонов, С.О. Алексеева. – Липецк, 2017. – 62 с.
22. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/probliemyobuchieniiaizobrazitielnomuiskusstvuvobshchieobrazovatielnoishkolie, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
23. Пискунов, А.И. Коменский Ян Амос / А.И. Пискунов // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. гл. ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 12. 210 с.
24. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2016. 314 с.
25. Рисование в эпоху Возрождения [Электронный ресурс]. – URL: https://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/19.html, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
26. Рисование с натуры как основной вид изучения и познания действительности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://college4.ru/attachments/article/634/%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B.pdf, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
27. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola.html, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
28. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marsexx.ru/tolstoy/russo-emil.html, свободный (Дата обращения: 15.10.2020 г.)
29. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. Ларионова. - 4-е изд. М.: Алеев-В, 2003. 247 с.
30. Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953. 310 с.
31. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство в школе / Т.Я. Шпикалова. – М.: Лига, 2016. – 214 с.