Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждается ли он в повторении.
Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и менеджмента качества.
Для того чтобы управлять учебным процессом реально, а не формально, педагогу необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных аспектах учебного процесса. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая формируется с помощью текущего контроля. Сегодня все участники образовательного процесса сталкиваются с проблемой повышения качества образования и адаптации его к новым стандартам.
В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как пересматривается понятие "качество образования". Поэтому проблема повышения эффективности педагогического контроля является актуальной.
Эффективность систем мониторинга и оценки прогресса успеваемости необходима для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, а также своевременно вносить необходимые коррективы, чтобы стимулировать учащихся к успешному овладению предметом.
В истории педагогики К. Д. Ушинский внес большой вклад в развитие контрольно-оценочной системы.
Теория и практика учета результатов обучения обучающихся подробно рассмотрены С. Т. Шацким. В своих работах он подчеркивал, что метод оценки должен быть освоен не только преподавателями, но и обучающимися. Самооценка должна рассматриваться как способ успешной работы, стимулирующий труд и интерес обучающихся.
Среди современных авторов, уделивших значительное внимание этому вопросу, – академик Российской академии образования, доктор психологических наук Д. И. Фельдштейн, А. М. Кондаков, Н. Ф. Ефремова, Т. И. Шамова, Д. Д. Данилова, Г. С. Ковалев.
Авторы предполагают, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке образовательных результатов, который позволяет учащимся оценивать достижение всех трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Цель исследования: рассмотреть современные формы и методы контроля по курсу «окружающий мир».
Задачи исследования:
- рассмотреть основные виды и формы контроля;
- изучить основные методы контроля;
- определить уровень обученности младших школьников по дисциплине «Окружающий мир»;
- разработать комплека уроков с применением системы контроля и оценки знаний на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Предмет исследования: формы и методы контроля предметных результатов
Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение, классификация), эмпирические (сравнение, наблюдение).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
1.1. Виды контроля
Контроль является обязательной частью процесса обучения. В зависимости от выполняемых функций контроль делится на 6 видов: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный [16, С. 10].
Предварительный контроль. Он имеет диагностические задачи и проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся в начале обучения. Используется перед изучением новой темы. Его значение велико, так как характер изучения нового материала напрямую зависит от степени усвоения тех понятий, определений и положений, которые рассматривались ранее. Если у преподавателя нет такой информации об этом, то он лишен возможности проектирования и управления учебным процессом. Именно предварительный контроль фиксирует исходный уровень знаний, сопоставляя его с достигнутым в дальнейшем, позволяет измерить так называемый "прирост" знаний, степень сформированности умений, а также проанализировать динамику и эффективность педагогического процесса, сделать выводы о вкладе преподавателя в обучение обучающихся, оценить их профессиональную компетентность.
Текущий контроль. Он осуществляется преподавателем в процессе преподавания, в ходе ежедневной учебной работы. Это дает возможность квалифицировать степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и силу. Такой контроль позволяет вовремя выявить пробелы в знаниях учащихся и помочь им усвоить программный материал. Основной функцией контроля считается функция обратной связи. Это позволяет преподавателю получать информацию о процессе усвоения новой информации. Обратная зависимость дает информацию не только об усвоении или не усвоении материала, но и позволяет контролировать сам учебный процесс.
Традиционно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который постоянно совершенствуется: педагоги все чаще практикуют такие формы, как выборочный, фронтальный, компьютерный и другие. Тестовые задания для текущего контроля формируются таким образом, чтобы охватить все основные компоненты знаний и умений, которые обучающиеся изучили за последние 2-3 темы. После завершения работы производится анализ допущенных ошибок.
Периодический контроль. Как правило, она носит тематический характер и имеет целью систематизацию знаний. Она проводится после изучения логически завершенной части, раздела программы. Таким образом, подводятся итоги работы за определенный период времени.
Примером граничного контроля могут быть контрольные работы, тесты для лабораторных работ [16, С. 10].
Периодический контроль позволяет проверить силу усвоения приобретенных знаний и умений, так как он осуществляется в течение длительного периода времени, а не для отдельных доз учебного материала. Как уже отмечалось, данный вид контроля охватывает значительные разделы курса и требует от обучающихся большой самостоятельной конструктивной деятельности. Весь раздел (тема) обобщается и усваивается с помощью периодического (граничного) анализа, выявляются логические связи с другими разделами и другими предметами.
Пограничный контроль охватывает обучающихся всей группы и проводится в форме устного опроса, небольших письменных и графических практических работ.
Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела и направлен на систематизацию знаний обучающихся.
Итоговый контроль. По его результатам определяется степень освоения учебного плана на год или несколько лет. Он призван обозначить конечные результаты обучения, систематизировать и обобщить весь учебный материал. Она проводится в конце курса в форме экзамена. В последнее время наиболее распространенными технологиями являются итоговые тесты с использованием компьютеров и специализированных программ. Как правило, это тестовые задания, когда учащиеся должны выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Преимущество информационных технологий, безусловно, состоит в том, что компьютеры объективны в выводе конечного результата.
Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений через некоторое время после изучения темы, раздела или курса (этот период может составлять от 3 месяцев до полугода и более).
1.2. Формы контроля
Существует 5 основных форм контроля.
Фронтальная форма.
Она включает в себя несколько связанных вопросов, задаваемых нескольким обучающихся. Ответы должны быть краткими. Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет проводить собеседование с несколькими обучающимися одновременно и экономит время. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверить глубину знаний, кроме того, ответы могут быть случайными [18, С. 10].
Это одна из основных организационных форм контроля во время обучения. Фронтальная форма позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся в единицу времени. Очень важно обратиться ко всему классу, что активизирует деятельность каждого ученика. Это "дежурная", регулярная форма контроля, которую можно проводить несколько раз в течение урока.
Фронтальный контроль может осуществляться как устно, так и письменно. Преобладает устная форма контроля. Однако, учитывая большие возможности обучения письму, необходимо периодически проводить письменный фронтальный контроль. Рекомендуется использовать тестовые методики, рассчитанные на 5-7 минут.
Преимущество фронтального контроля заключается в том, что он держит всю команду в напряжении, обучающиеся знают, что в любую секунду их могут спросить, их внимание сосредоточено, их мысли сосредоточены вокруг выполняемой работы. Таким образом, фронтальный опрос, безусловно, является более продвинутой формой проверки знаний обучающихся.
Групповые формы.
Класс делится на группы. Каждая группа получает свою собственную задачу для выполнения. Групповая форма позволяет одновременно оценить знания целой группы учащихся за несколько минут. Это может быть выборка из нескольких человек или полный класс, но в любом случае учитель получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейший ход урока. Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике – это форма контроля знаний и умений, направленная на интервьюирование большой группы учащихся. Эта система позволяет получить результаты в кратчайшие сроки, но, в то же время, не дает понимания глубины знаний.
Индивидуальная форма.
Она используется для полного ознакомления преподавателя со знаниями, умениями и навыками отдельных обучающихся.
В процессе индивидуального контроля происходит общение "учитель-ученик", и оно происходит только в учебных условиях. В этом случае роли партнеров фиксированы и неравноправны. Учитель управляет общением и деятельностью ученика. Такая зависимая позиция обучающихся и статусное неравенство не способствуют свободе общения, приводят к скованности, боязни ошибок, снижают мотивацию.
При контроле это усугубляется ожиданием оценки и отрицательно сказывается на ее результатах [16, С. 10].
Другим существенным недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока.
Комбинированная форма. Эта форма контроля объединяет в себе три предыдущих. Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.
В комбинированной форме контроля (при так называемом уплотненном опросе) достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Особенностью этой формы контроля является одновременный вызов учителем для ответа нескольких учащихся, из которых один отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимые графические работы или записывая условия и ход решения задач, а остальные выполняют индивидуальные письменные или практические задания. Достоинства уплотненного опроса заключаются в том, что он дает возможность основательно проверить несколько учащихся при сравнительно небольшой затрате времени. Но она ограничивает обучающую функцию проверки, так как учащиеся, самостоятельно выполняющие задания, не принимают участия во фронтальной работе с группой, а результаты их деятельности проверяются учителем за пределами занятия. Комбинированная форма контроля предоставляет возможность использовать программированные средства для проверки знаний, умений и навыков учащихся в большей степени, чем при других формах контроля.
Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить ошибки, неточности и выявлять пути устранения выявленных пробелов. Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью ученик реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий / Ю.Ю. Батий // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.75 – 78.
2. Боровская, Л.А. Тестирование как способ проверки естественно – научных знаний / Л.А. Боровская // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С.57-60.
3. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики: учеб. пособие для обучающихся пед. высш. учеб. заведений. М. :Дашков и К, 2008. - 236 с.
4. Виды и формы контроля знаний: традиции и современность [Электронный ресурс]: Объединение учителей Санкт-Петербурга, 2010-2020: http://www.eduspb.com/node/2910 (дата обращения: 05.11.2020)
5. Виноградова, Н.Ф. Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира: учеб. пособие для обучающихся / Н.Ф. Виноградова. - М.: Астрель, 2005. 149 с.
6. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. - М.: Издатель Рассказов, 2002. - 303 с.
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для обучающихся вузов. М.: Владос, 2013. - 365 с.
8. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для обучающихся вузов. Челябинск, 2015. С.254-271.
9. Диденко, Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / изд-е 2, доп. и перераб.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. – 174 с.
10. Егорова, Л.Н. Формы контроля знаний учащихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №1. С.65 – 70.
11. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для обучающихся вузов. М.: Академия, 2011. – С.6-15.
12. Зеленова, Л.И. О чём говорит школьная отметка //Директор школы. 1998. №5. С. 37 – 42.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для обучающихся. Ростов-н/Д: Феникс,1997. - С. 167.
14. Клепинина, З. Тесты в системе повторения учебного материала при изучении окружающего мира // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С.42-47.
15. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С.10-23.
16. Клочкова, Г.М. Инновационные процессы в образовании: электронное учеб.-метод. пособие / Г.М. Клочкова. – Тольятти Изд-во ТГУ, 2015.
17. Кузнецова, М. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников. –М.: Вентана-Граф, 2015. 184 с.
18. Леонтьева, М.Р. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. - 1999. - №4. - С.10 – 23.
19. Луковцева, А.К. Психология и педагогика: курс лекций для обучающихся вузов. – М.: КДУ, 2008. -100с.
20. Матис, Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. № 4 С.12
21. Немов, Р.С. Психология: учебник для обучающихся высших педагогических заведений / Р.С. Немов. - М.: Психология образования. - 1994. - 356 с.
22. Организация и формы контроля знаний учащихся: типы, виды, функции, принципы, ограничивающие условия [Электронный ресурс]: Организация и формы контроля в ходе обучения дисциплинам культурологического цикла в общеобразовательной школе: http://www.studfiles.ru/preview/4410397/ (дата обращения: 05.11.2020).
23. Оценка и отметка в современной образовательной системе. [Электронный ресурс]: Основные различия между оценкой и отметкой: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka (дата обращения: 05.11.2020)
24. Оценка качества результатов обучения [Электронный ресурс]: инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch6/glava_6_1.html (дата обращения: 05.11.2020)
25. Панова, Н. Формирование естественнонаучных понятий у младших школьников // Начальная школа. 2006. № 7. С.77-82.
26. Пинская, М.А. Оценивание для обучения: практическое руководство / М.А. Пинская. - М.: Чистые пруды. - 2009. - 32 с.
27. Подкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для обучающихся СПО / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
28. Селастин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для обучающихся вузов / В.А. Слатенин. - М.: Академия, 2002. - С.246-272.
29. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для обучающихся. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 353-363
30. Полуянов, Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности / Ю.А. Полуянов // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 34
31. Сидоренко, Л.М. Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок уроков. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2018. –14 с.
32. Смирнова, О.М. Контрольно – оценочные задания по предмету «Окружающий мир» // Начальная школа. 2010. № 2. С. 44-48.
33. Титова, В. Методика проверки знаний учащихся на уроках природоведения // Начальная школа. 1993. № 1. С.50-54.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник для обучающихся вузов / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - С. 127-130