Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения числа школьников с нарушением письма, низким уровнем сформированности графо-моторных навыков. По данным физиологов и психологов, трудности при формировании навыка письма отмечаются у 38% детей; у 30% первоклассников, поступающих в школу, выявлено отставание в общем моторном развитии [16, с. 83]. При этом психологи и педагоги отмечают, что трудности в овладении данными навыками возникают не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у тех, чье развитие по медицинским данным соответствует возрастной норме. В исследованиях М.М. Безруких, М.В. Гущинской, Т.В. Ахутиной, А.В. Морозова отмечается, что у детей, поступающих в первый класс, недостаточно сформированы такие предпосылки письма, как зрительно-пространственная и зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, мелкая и общая моторика. Одной из основных причин несформированности данных предпосылок является то, что современные дети большую часть своего свободного времени проводят за различными гаджетами. Они мало двигаются, мало рисуют, лепят, поэтому они лишены возможности развития мелкой и крупной моторики, а также зрительно-моторной, зрительно-пространственной координации и других важных функций, и навыков.
Объект исследования: графо-моторные навыки детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: приемы формирования графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучить сформированность графо-моторных навыков у младших школьников.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть психофизиологические предпосылки развития письменной речи.
2. Изучить развитие моторной сферы в онтогенезе.
3. Исследовать нарушения графо-моторных навыков детей.
4. Выявить основные принципы обучения письму.
5. Провести эмпирическое исследование графо-моторных навыков младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, сопоставление, обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование (методики «Изучение особенностей графо-моторных навыков в процессе списывания текста» и «Изучение особенностей графо-моторных навыков письма в процессе письма под диктовку» О.Б. Иншаковой, A.M. Колесниковой; гештальт-тест Л. Бендер.
Теоретическую основу исследования составили: современные представления о развитии графических навыков в работах М.М. Безруких, А.Н. Корнева, Л.М. Лапшиной, В.А. Левченко и др., рассмотрение навыков как уровневой организации движения в концепции Н.А. Бернштейна, представления о развитии моторной сферы А.Н. Граборова, Е.К. Грачевой, М.П. Постовской, Г.Я. Трошиной, А.А. Реана и др.
Исследование проводилось на базе………
Глава 1. Современное состояние проблемы профилактики нарушений письма у младших школьников
1.1. Психофизиологические предпосылки развития письменной речи
На этапе становления современного социокультурного пространства образование рассматривается как важнейший инструмент формирования качественного уровня жизни. На сегодняшний день письменная речь является самым важным компонентом человеческой деятельности и отражает не только интеллектуальные, но и личностные характеристики индивида. В связи с этим вопросы изучения письменной речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики в настоящее время приобретают всю большую актуальность.
Интерес к проблеме становления письменной речи в настоящее время возрастает и остается в центре внимания многих психологов, лингвистов и психолингвистов, так как изучение письменной речи, роль познавательных процессов в ее становлении позволяют выявить проблемы условий человеческой коммуникации.
Согласно современным исследованиям, письменная речь характеризуется как сложная по своей структуре и организации психическая деятельность, которая состоит из ряда последовательных операций, образующих целостную самостоятельно организованную функциональную систему (Ахманова, 2017).
Уровень организации письменной речи определяется с позиции того, какими средствами осуществляется письмо. А.А. Леонтьев отмечал, что уровень организации письменной речи включает лингвистические и языковые средства благодаря которым происходит процесс реализации письма, иными словами, данные средства позволяют трансформировать мысли индивида, которые формируются на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, включающие слова, высказывания и тексты. Ученый подчеркивает, что письменная речь по своей структуре имеет связанность, целостность и грамотность, таким образом, возникает связное письменное высказывание. Конечным продуктом письменной речи по мнению Леонтьева выступает текст, который возникает под воздействием мыслительных процессов [28, с. 67].
Согласно Л.С. Выготскому, овладение письменной речью свидетельствует о достижении высокого уровня речевого развития, так как по своей природе, в отличие от устной речи, письмо абстрактно. Овладение письмом происходит с учетом правил языка тем самым взаимоувязывая все психические процессы. Анализируя предпосылки формирования письменной речи, ученый отмечал, что подготовка к письменной речи начинается еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок начинает посещать уроки русского языка. Письмо, по мнению ученого, начинается с побуждения, мотива, задачи [28, с. 74]. Все эти компоненты являются частью психологического уровня письма. Лингвистический уровень отвечает за то, какими языковыми средствами осуществляется письмо. На этом уровне формируются слова и фразы. На психофизиологическом или сенсомоторном уровне происходит процесс звукоразличения, анализ звуков, входящих в состав слова, установление последовательности в написании букв в слове, перешифровка со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы.
С данной точкой зрения соглашается М.Е. Хватцев, подчеркивая, что процесс овладения письменной речью начинается в дошкольном периоде и характеризуется правильным обобщенным представлением фонем языка, которые должны быть устойчиво связаны с графемами. Таким образом, овладение письменной речью невозможно без четкого звукового анализа и синтеза, посредством которого происходит звуковой анализ слова, а также фонематического слуха и слухового анализа/
Не менее важным аспектом в формировании и становлении письменной речи является зрительное восприятие моторные навыки. Как отмечает П.Л. Горфункель в процессе письма активно участвует глаз и рука. Развитие мелкой моторики играет ведущую роль в становлении письма, а также способствует развитию речевой моторики, так как мозговые структуры, отвечающие за движение мышц языка и пальцев рук, имеют тесное взаимодействие. М.М. Кольцова в своих исследованиях отождествляет кисть руки с органом речи, таким же как артикуляционный аппарат.
Доктор психологических наук А.Н. Корнев считает, что «наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции» [25, с. 14]. Из этого следует, что развитие графо-моторных навыков является важным этапом обучения детей письму. Так, например, кандидат педагогических наук, автор многочисленных пособий по русскому языку Л.Я. Желтовская отмечает, что «обучение письму – это, в первую очередь, выработка именно графического навыка» [20, с. 24].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что письменная речь рассматривается учеными в качестве сложной, системной и произвольно психической деятельности в овладении которой участвуют познавательные процессы, выступающие неотъемлемыми компонентами человеческой деятельности: память, мышление, восприятие, внимание. В результате письменная речь возникает посредством взаимодействия высших психических функций, которые способствуют звуковому анализу, актуализации образов – представление буквенных знаков и перекодирование их в систему движений руки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников информации
1. Агрис А.Р., Комардина И.О, Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к анализу графо-моторных навыков у младших школьников [Электронный ресурс] // Когнитивные исследования на современном этапе: Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. С. 11–14. URL.: https://narfu.ru/upload/medialibrary/ec1/Sbornik-KISE_2018-_isbn_-.pdf (дата обращения 10.11.2020).
2. Адамова А.Р., Корашвили Н.Ш. особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. No1. С. 5–9.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. – М.: Атриум, 2016. – 286 с.
4. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
5. Ахманова О.С. О психолингвистике / Ахманова О.С. – М.: ЭКСМО, 2017. – 145 с.
6. Баженова Л.Б. Рабочая адаптированная образовательная программа логопедической помощи детям с нарушениями письменной речи: алгоритм составления и реализации // Школьный логопед. 2017. No 1 (61). С. 3–9.
7. Барканова О.В. Психодиагностическая работа в младшем школьном и подростковом возрасте. – М.: Инфра-М, 2016. – 227 с.
8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2012. – 30 с.
9.Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика позновательного развития детей 5–7 лет. М. Институт возрастной физиологии РАО, 2018. С. 13–26.
10. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Байдина В.А. Диагностика развития детей старшего школьного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации. М.Институт возрастной физиологии РАО, 2015. С. 145–157.
11. Бернс Р. Что такое «Я-концепция» // Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2016. С. 30–38.
12. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 253 с.
13. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 666 с.
14. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников // Логопед. 2015. No 3. С. 84–95.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск.: Харвест, 2018. – 800 с.
16. Гущинская М.В. Профилактика зрительно-пространственных и регуляторных дисграфических нарушений в процессе первоначального формирования графо-моторного навыка письма у учащихся общеобразовательных школ // Специальное образование. 2017. No 4 (48). С. 83–93.
17. Дружинина Л.А. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графо-моторного навыка детей с ОВЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. No 4. С. 227–230.
19. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 144 с.
20. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М.: КНОРУС, 2017. – 226 с.
21. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 2019. No 8. С. 16–24.
22. Иншакова О.Б., Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2006. – 80 с.
23. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Апекс, 2013. –193 с.
24. Коррекция нарушения зрительного восприятия у слабовидящих // Волокитина Т.В., Зотова А.А., Попова Е.В., Синицкая Е.Ю. детей, уч. метод. пособие. – Архангельск, 2013. – 175 с.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 2017. – 286 с.
26. Кузева О.В. Особенности становления графо-моторных навыков и письма у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. No 2. C. 57–69 URL.: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_2_4961.pdf (дата обращения 10.11.2020).
27. Лови О.В., Белопольский В.И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. – М.: «Когито-Центр», 2018. 42 с.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
29. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма / Мисаренко Г.Г.// Логопедия – 2014, №2 – с. 4-7.
30. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Мисаренко Г.Г.// Логопедия – 2014, №4 – с. 5-7.