Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что ежегодно повышается роль конкуренции на российском рынке, что требует от работодателей искать все новые рычаги и механизмы управления организацией. Задача большинства предприятий сохранить, а в перспективе повысить уровень конкурентоспособности, что становится все сложнее в условиях появления новых организаций (конкурентов), внедрения новых технологий, появлении новых видов бизнеса, внедрения новых инновационных технологий. Только лишь учитывая все особенности современного рынка организация может удерживать свое место на рынке, а также получить стабильную прибыль.
Цель исследования заключается в проведение оценки конкурентоспособности ДКМ «КрепиКа» и разработать рекомендации по ее повышению.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изложение сущности и особенностей конкурентоспособности предприятия;
изучение методов оценки конкурентоспособности предприятия;
рассмотрение понятия, видов и процесса разработки стратегии предприятия;
проведение оценки ДКМ «КрепиКа».
разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия на рынке и оценка экономической эффективности предложенной конкурентной стратегии.
Вопросы повышения конкурентоспособности рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых–экономистов: Ф. Котлера, М. Портера, И. Ансоффа, В.И. Герасимчука, И.Л. Решетниковой, Е.М. Азаряна.
Непосредственно вопросы конкурентоспособности организаций рассматривали в своих трудах: Алексеев С.В., Гришина Е.Н. Орлова Е.Н., Степанова О.И. и другие.
Объектом наблюдения в работе является конкурентоспособность ДКМ «КрепиКа».
Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности и пути ее повышения.
При написании курсовой работы использовались информационные материалы, такие как внутренние документы предприятия, учебная литература, интернет-ресурсы.
Методы исследования: графические методы анализа статистических показателей, анализ документов, экспертный опрос.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
В современных условиях конкуренция становится все сильнее, это означает, что руководителям организаций различных уровней необходимо постоянно совершенствоваться, использовать все более совершенные инструменты и рычаги эффективно управления предприятием в условиях конкуренции [28].
Понятие конкурентоспособности является сложной и многогранной концепцией, которая включает в себя такие стороны предприятия как товар и его основные характеристики, в состав которых входят: технологии производства, качество, актуальность, доступность для конечных потребителей. При этом многогранность обусловлена не только такими факторами, как: качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ценой, продажей каналов доставки, маркетингом, обслуживанием.
Конкурентоспособностью предприятия является возможность приспособления предприятия к рыночным условиям, имеющего отличия по степени развития организации от своих конкурентов, а кроме того, такое предприятие способно удовлетворить потребности потребителей своими производимыми товарами или оказываемыми услугами. То есть стремление предприятия в ходе соперничества занять как можно большую долю рынка.
Конкурентоспособность бывает различной, например, конкуренция товаров, конкуренция производителей, между отраслями и даже между странами. А в конечном итоге в основе всех уровней конкурентоспособности предприятия становится «конкурентоспособность продукта», таким образом, данная категория является базовой.
Конкуренция – это многофакторная категория, интенсивность которой зависит от модели рынка, распределения участников по спросу и предложению, мотивов конкуренции, степени вмешательства государства и других факторов.
Несмотря на то, что конкурентоспособность продукции является важной в развитии предприятия, но при этом не является единственным и достаточным условием конкурентоспособности предприятия. То есть выпуская конкурентоспособную продукцию, организация может быть и не конкурентоспособной.
В чем же основные отличия трактовки понятий «конкурентоспособность» и «конкуренция»? Первое отличие связано с уровнем охвата. по всему перечню ассортимента выпускаемой продукции.
Второе различие связано с признанием конкурентоспособности. Если конкурентоспособность продукции (товара) оценивает потребитель, то конкурентоспособность предприятия уже оценивается как потребителем, так и производителем. Влияние внутренних и внешних факторов дает возможность оценивать производство по видам продукции (товара).
Третье различие связано с периодами жизненного цикла. Исследуя объект по текущей конкурентоспособности, отметим, что временной фактор не имеет особого значения, а долгосрочном аспекте, когда удлиняется жизненный цикл компании он приобретает большее значение. Таким образом, отметим, что конкурентоспособность организации динамична во времени и изменяется под влиянием различных факторов [7].
Однако, политика, направленная на повышение конкурентоспособности многих организаций, является не эффективной, так как разрабатывалась и утверждалась без тщательного анализа рынка, конкурентов, что возможно связано с недостаточной квалификацией работника, который занимался ее разработкой.
В современных условиях, все более востребованной является услуга по разработке новых конкурентных стратегий (маркетинговых, финансовых, продуктовых, кадровых). Связано это с притоком новых компаний, ростом конкуренции, а также желанием действующих руководителей сохранить и укрепить свои позиции на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //– М.: Ника–Центр, –2017.–№ 9.– С.35–38.
2. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.–2017.–№ 3.– С. 25–28
3. Алябьев К.А. Методы, используемые при разработке рыночной стратегии предприятия стройиндустрии //Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2012. № 10 (165). С. 42–44.
4. Барсукова Т.А., Беляев Ю.К., Божко Л.М., и др. Современная модель эффективного бизнеса. Монография / Центр развития научного сотрудничества; под общей редакцией Чернова С.С. Новосибирск, 2015. Том Книга 12
5. Борисов Д. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2013. – 860 с.
6. Белоусова Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2016. № 15–2.– С.72–76.
7. Болдырева, Т.В. Персонал как основной источник конкурентного преимущества компании / Т.В. Болдырева // Наука и общество.–2017.–№ 2 (28).– С. 4–10.
8. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. – М.: КноРус, 2016. – 144 c
9. Василевская А.А. Конкуренция и ее роль в современной экономической системе / А.А. Василевская, И.А. Лунин // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005176 (дата обращения: 18.05.2020
10. Варламова А.Н. Цели и задачи государственной конкурентной политики и конкурентного права на современном этапе // Российское конкурентное право и экономика. – 2019. – № 4(20). – С. 36–41.
11. Вигдорчик Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Е. Вигдорчик, А. Нещадин, И.И. Липсиц // Экономист. – 2015. – №11. – С.26–29
12. Виничук О.Ю., Овчинникова И.А., Напалкова А.А. Анализ конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования в приморском крае //Интернет–журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 5.
13. Воронов А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг. – 2003. – N 4. – С.86–94.
14. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. Науч. Конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки–Веди, 2015. – С. 85–87.
15. Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева; под ред. Е.А. Горбашко. – М.: Издательство Юрайт, 2015.
16. Глухов М.Ю. Обзор методик оценки качества системы управления маркетингом на предприятии // Известия волгоградского государственного технического университета. 2006. № 10(25). С. 74–78.
17. Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология / И.П. Данилов. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2016. – 368 c.
18. Котлер, Ф., Бергер, Р., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы [Текст] / пер. с англ. / Филип Котлер, Роланд Бергер, Бикхофф Нильс. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
19. Килба А.А., Астахова Е.А. Экономическое значение и эффективность повышения конкурентоспособности предприятия / В сборнике: региональная модель развития: детерминанты экономики и маркетинга Сборник научных трудов студентов по материалам I Международной студенческой научно–практической конференции: материалы и доклады. ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет». 2015. С. 63–68.
20. Клюева Ю.С. Методы оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг //Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 67–73.
21. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах / А.Б. Кулешова. – М.: Проспект, 2015. – 255 с.
22. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд–во Урал ун–та, 2016. – 194 с.
23. Намыслова У.Д. Способы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий / У.Д. Намыслова // Экономические науки. – 2015. — №4. – С. 39
24. Овчаренко Н.А. Основы управления развитием конкуренции в субъектах Российской Федерации: учеб. пособие / Н.А. Овчаренко, Т.Н. Сидоренко, Е.П. Новикова. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ. – 2016. – 182 c.
25. Палатова Д.А. Применение формальных моделей и матриц для определения стратегических ориентиров // Ученые записки факультета экономики и права МГТУ. 2012. № 1 (1). С. 25–27.
26. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]: пер. с англ. / Майкл Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
27. Рабаданова К.А., Абдулмеджидов А.Н. Методы оценки конкурентоспособности продукции / В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации сборник научных трудов XI–ой Международной научно–практической конференции: в 4–х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 309–314.
28. Рагрин В.Н., Ознамец В.В., Прохорова Е.С. Роль и место конкуренции для строительной фирмы//Известия высших учебных заведений. геодезия и аэрофотосъемка. 2012.№ 1.С 110–113
29. Розанова Н.М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 343 с.
30. Спирина Е.В. Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий //Экономинфо. 2015. № 24. С. 44–46.
31. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. 3–е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ, 2015. 296 с.
32. Фролов М.А. Определение конкурентных преимуществ компании / М.А. Фролов // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 6 (7). – С. 70–73.
33. Хаирова С.М. Управление конкурентоспособностью: практикум / С.М. Хаирова, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – 70
34. Хоменко А.Д. Тенденции конъюнктуры рынка образовательных услуг высших учебных заведений// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3.С. 28–31