Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что современные реалии позволяют школьникам не развиваться в реальном мире. Каждому доступен компьютер, телефон и Интернет, где можно находить нужную информацию, не «включая для этого мозг». Простой запрос дает возможность прочитать или посмотреть все, что хочется школьнику.
Это приводит к тому, что интеллект школьника начинает беднеть, а то и вовсе перестает развиваться в силу отсутствия острой необходимости в этом. В результате – школьники не могут нормально общаться и объяснять нормальным, некомпьютерным языком то, что хотят сказать. Обеднение словарного запаса современных школьников связано, прежде всего, с сегодняшним социально-культурным контекстом.
Именно поэтому принципиально важно для педагогов постоянно находить пути и разрабатывать методы развития интеллекта и, как частный пример, обогащения словарного запаса школьников.
Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе, написано множество трудов, посвященных развитию детской речи в условиях учебного процесса. При это вырисовывается проблема, связанная с отсутствием единого научного подхода к проблеме обогащения словарного запаса у школьников.
Цель исследования – разработать и апробировать методику обогащения словарного запаса школьников.
Объект исследования – учащиеся 5 класса.
Предмет исследования – обогащение словарного запаса учащихся 5 класса.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты изучения принципов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка.
2. Разработать и применить методику диагностики развитости словарного запаса у школьников.
3. Сформировать методику обогащения словарного запаса учащихся 5 классов.
4. Провести экспериментальное исследование эффективности разработанной методики для обогащения словарного запаса учащихся 5 классов.
База исследования: ГБОУ «Школа № 824» г. Москва, в 5 «А» классе. Во время эксперимента в классе присутствовало 20 человек – 8 мальчиков и 12 девочек.
Гипотеза исследования: разработанная методика обогащения словарного запаса школьников является эффективной и должна реализовываться на уроках по русскому языку в 5 классе.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, синтез, наблюдение, сравнительный, тестирование, эксперимент, моделирование, проектирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что для написания курсовой работы был изучен ряд теоретических источников, которые в той или иной степени раскрывают проблему методологии исследования словарного запаса у школьников и методы его обогащения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской методики обогащения словаря школьников и оценке ее эффективности посредством экспериментального исследования.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения принципов обогащения словарного запаса школьников на уроках русского языка
По данным научных источников, словарный запас характеризуется как возможность человека использовать набор слов для выражения собственной мысли. Этот набор формируется в процессе жизни и обучения человека и зависит от множества факторов. Словарный запас может быть активным и пассивным .
Активный словарный запас – это слова, которые человек использует в собственной речи для выражения мыслей.
Пассивный словарный запас – это те слова, которые человек знает и понимает, но в своей речи не применяет. При этом если слышит данные слова, то четко представляет себе их значение .
Таким образом, словарный запас является важным компонентом речи каждого человека, а том числе школьника, поскольку от его развития напрямую зависит не только уровень развития интеллекта учащегося, но и его способность воспринимать новую информацию в процессе учебной деятельности .
На формирование и возможность обогащения словарного запаса человека оказывают влияние следующие факторы :
– семейное воспитание личности;
– эффективность учебного процесса;
– место проживания;
– социальный статус семьи человека;
– профессиональная деятельность;
– психическое здоровье;
– уровень развития интеллекта.
Словарный запас важен для каждого речевого стиля. Если в детстве человек по большей части использует разговорный словарный запас, то с возрастом он обогащается, в речи начинают появляться слова из других стилей.
Развитие словарного запаса школьника – важная задача педагога по русскому языку, поскольку именно на этих занятиях можно применять различные методы и методики для его обогащения .
Сами по себе уроки русского языка, вне зависимости от этапа обучения и выбора программы, дают возможность работы детей со словом в совершенно разных форматах.
Теоретические аспекты изучения русского языка приводят детей к выучиванию специальных правил написания тех или иных слов, формированию устойчивого понимания различных алгоритмов, которые позволяют грамотно писать и правильно читать те или иные слова .
Практическое обучение русскому языку дает учащимся возможность реализовывать свой активный словарный запас, применять на практике не только односложные высказывания, но и заменять их различными синонимами, обогащать свою речь применением дополнительных средств, которые украшают язык и делают его эмоционально более понятным .
Если учитель на уроке русского языка будет постоянно заниматься развитием как активного, так и пассивного словарного запаса школьников, то, в конце концов, это приведет к тому, что дети сами начнут интересоваться новыми словами, искать в источниках их значения, применять на практике, причем не только в учебном процессе, но и в жизни .
Как известно, развитие языковой деятельности приводит к формированию более развитого мышления. С возрастом меняется стиль повествования человека, он начинает использовать в обычной речи не только бытовые слова, но и зачастую научные термины, которые важны для уточнения высказывания .
Каждый педагог выбирает для себя собственные методы обогащения словарного запаса школьников. Надо отметить, что заниматься этим учителя могут в ходе преподавания любых дисциплин, а не только русского языка. Важен комплексный подход, где должны принимать участие и родители, которые также должны мотивировать школьников на изучение и запоминание новых слов .
В научной литературе предпринято достаточно много попыток сформулировать единообразное мнение о том, как лучше обогащать словарный запас школьников, при этом каждый исследователь предлагает свои методы и методики, что приводит к некоторой несистемности, разрозненности, отсутствию единой точки зрения .
При этом можно сказать и о том, что современные педагоги зачастую работают над собственными авторскими методиками развития речи и, в том числе, словарного запаса своих учеников .
Поэтому надо отметить, что эффективность развития активного и пассивного словарного запаса школьников зависит также от уровня школы, где они учатся, а также от региона проживания.
С методической точки зрения, существует 4 основных направления развития словарного запаса школьников на уроках русского языка :
1. Работа со словарем, которая преследует не только учебную, но и воспитательную цель.
2. Анализ непонятных для детей слов, уточнение значений лексем, обучение школьников стилистическим возможностям словаря.
3. Проведение сравнительного анализа современного значения ряда слов и их исторического контекста, рассмотрение истории происхождения или заимствования отдельных слов.
4. Систематическая работа по внедрению новых слов в общение учителя и ученика, учеников в ходе работы на уроке русского языка.
При нормировании слов для усвоения на уроке педагогу важно учитывать реальные возможности школьников. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения.
Считается, что педагогу нужно планировать свою работу так, чтобы школьники на каждом уроке узнавали и запоминали в среднем 3-4 новых слов. Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря школьников, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным .
Таким образом, существует ряд методических рекомендаций для обогащения словаря школьников на уроках русского языка, при этом надо отметить наличие множества методических споров на эту тему.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Организация работы на уроках русского языка при обучении учащихся средней школы: обзор научных статей [Текст] / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
2. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к обучению детей [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
3. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и значения уроков русского языка в обучении школьников: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
4. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Проблемы изучения методов обучения детей в российской и зарубежной педагогической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–135
5. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование словарного запаса у школьников в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности медицинской, педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
6. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Социальные и педагогические аспекты изучения применения специальных технологий на уроках русского языка [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
7. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Речевые нарушения у школьников и возможности из коррекции [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123
8. Родионова Г.В., Ерошенко М.А., Анкудинова А.П. Принципы эффективного обучения школьников на уроках русского языка: педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
9. Тервинская Я.В. Речь и ее нарушения [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2018. – 358 с.
10. Яковлева И.М. Обучение русскому языку в школе [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.