Фрагмент для ознакомления
2
Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI-V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.
Классический период (5-4 вв. до н. э.) вошел в историю Греции как один из самых важных, поскольку в это время греки одержали победу в войне над персами и смогли отстоять право на развитие их уникальной европейской культуры. Стоит отметить, что это был также главный этап становления государства, который знаменуется важными изменениями в политическом устройстве, бурным подъемом экономики и переменами в мировоззрении народа. И, поскольку искусство этой уникальной страны во все времена отображало чувства и эмоции ее жителей, основные перемены затронули также популярные жанры литературы, архитектуры, скульптуры и живописи.
С первых десятилетий 5в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и искусства, который, в свою очередь, делится на 3 периода[5, c 79]:
1. Ранней классики (так называемый «строгий стиль» 490-450гг. до н.э.). Это время греко-персидских войн и победы в них. В искусстве – это время преодоления архаических традиций, время поисков и становления реалистического искусства.
2. Высокой классики («эпоха Перикла» - 450-410гг. до н.э.). Это время наивысшего расцвета греческой демократии и ведущей роли Афин в общественной и культурной жизни Греции, время наивысшего расцвета древнегреческого искусства.
Перикл (ок. 490 до н. э. – 429 до н. э. Афины) – политический деятель, главнокомандующий Афин. Его законодательная деятельность была направлена на дальнейшую демократизацию афинского гос. строя, укрепление Афин, как морской державы. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.
3. Поздней классики (от конца Пелопоннесских войн (432-404гг. до н.э.) до возникновения Македонской империи (2-ая пол. 4в. до н.э.)). Это период кризиса греческих рабовладельческих полисов. Подчинение их македонской державе и начало завоеваний на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории и привели к изменению характера античного реализма. Искусство в некоторой мере утратило героический гражданский характер, усилился интерес к внутренним переживаниям человека, искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.
Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии (Великая Греция). Во времена греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства - ранняя классика (490-550 гг. до н.э.) [10]
Во второй четверти 5 в. до н.э. (475-450 гг. до н.э.) архаические традиции были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творчестве мастеров того времени. Время наивысшего расцвета - в «эпоху Перикла» - продолжалось с 450 по 410 г. до н.э. К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда стало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обеднение рядовых свободных граждан. Разделение Греции на полисы стало тормозить развитие рабовладельческого общества.
Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404 гг. до н.э.) между двумя союзами городов (во главе Афины и Спарта) ускорили кризис полисов. Искусство классики к концу 5 - началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий этап развития - поздняя классика. [6]
Искусство поздней классики утратило героический и гражданский характер, но зато разрабатывались новые образы, отражающие внутренние противоречия человека, этот период стал более драматичным и лирическим.
Македонское завоевание во второй половине 4в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом развитие дальнейшего искусства пошло другим путем.
Так, самой важной чертой развития раннего классического искусства (6 – первая половина 5 в. до н. э.) стал поиск способов реалистичного отображения человеческой природы. Вместе с тем, во всех произведениях древнегреческих творцов этой эпохи ощущается удивительное стремление к гармонии и соразмерности, строгость и упорядоченность[11].
В то же время, обретает актуальность синтез культур. Например, архитектурные течения продолжают развиваться в гармоничной взаимосвязи со скульптурой, вазопись - с монументальной росписью.
Второй период (третья четверть 5 в. до н. э.) носит название высокой классики. В его рамках происходило объединение полисов, а основной политикой государства стал демократичный рабовладельческий строй Афин. Поэтому вошел в историю как эпоха восстановления и создания новых величественных шедевров.
К тому же, в сфере искусства он характеризуется как эпоха отображения неприхотливой красоты, мудрости и богатства, служащего средством для деятельности и развития.
Позднее, в конце 5 в. до н. э., происходят грандиозные перемены в политических течениях: демократические основы сменяют индивидуалистические идеалы. Поэтому в эпоху поздней классики происходит утрата веры в величие прекрасного, а на смену старым традициям в искусстве закономерно приходят новые идеи и решения. На первый план выходят реалистические тенденции, стремление максимально отобразить внутренний мир человека и экспрессивный дух героизма.
В классических греческих мифах, стихах и эпических произведениях отчетливо отображается отношения человека к миру и его место в нем. Так, образы мифических героев дают представление о взгляде греков на человеческие добродетели. Человек «выглядит» уже не как часть микрокосмоса, а как хозяин природы, который, прежде всего, имеет власть над собственными чувствами и желаниями. Таким образом, начинает цениться внутренняя сила и красота.
В поэзии Эсхила и других писателей той эпохи также подробно описывается величие архитектурных шедевров и скульптур, позитивные и негативные моменты истории, подвиги славных героев, сила истинных чувств, а также настроения народа.
1.2. Смена архитектурных веяний
По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.
Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер. Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов[22].
Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
2. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 436 c.
3. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 435 c.
4. Борухович, В. Ораторское искусство Древней Греции / В. Борухович // Ораторы Греции. – М. : Худож. лит., 2015. – С. 5–27.
5. Виппер, Б. Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. - М.: Наука, 2017. - 436 c.
6. Волкова, П.Д. История искусства: иллюстрированный атлас / П.Д. Волкова. - М.: АСТ, 2018. - 320 c.
7. Глускина, Л. М. Проблемы кризиса полиса / Л. М. Глускина // Античная Греция: Проблемы развития полиса: в 2 т. Т. 2. – М.: Наука, 2018. – С. 5 – 43.
8. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.
9. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Древняя Греция. Искусство и философия. - М.: Алкиона, 2015. - 400 c.
10. Исаева, В. И. Особенности политической публицистики Исократа / В. И. Исаева // Вестник древней истории. – 2018. – № 2 – С. 59 – 81.
11. История Древней Греции: учеб. для вузов / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2016. – 382 с.
12. Каллистов, Д.П. Древняя Греция / ред. С.Л. Утченко, Д.П. Каллистов. - М.: Учпедгиз, 2015. - 230 c.
13. Колпинский, Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. - М.: Искусство, 2016. - 446 c.
14. Корчагин, Ю. В. Федеративное движение в Греции в первой половине IV в. до н.э. / Ю. В. Корчагин. М.: Наука, 2015. – 194 с.
15. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2016. - 960 c.
16. Ксенофонт. Греческая история / Ксенофонт. – СПб. : Алетейя, 2016. – 444 с.
17. Кутергин, В. Ф. Беотийский союз в 379 – 335 гг. до н.э. Исторический очерк / В. Ф. Кутергин. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та. 2016. – 184 с.
18. Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д. Любимов. - М.: АСТ, 2018. - 240 c.
19. Махов, Н.М. Онтология искусства: История, теория, философия "старого" и "нового" искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория периодизации постмодернистского движения. Причины возникновения абстрактной живописи / Н.М. Махов. - М.: Ленанд, 2016. - 456 c.
20. Миронов, А.М. История античного искусства / А.М. Миронов. - М.: КД Либроком, 2019. - 302 c.
21. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М.: Наука, 2015. – 263 с.
22. Петракова, А. Е. Искусство Древней Греции и Рима / А.Е. Петракова. - М.: СПбКО, 2019. - 825 c.
23. Плеханов, Г. В. Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 2 / Г. В. Плеханов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 268 с.
24. Пушнова, Ю.Б. ВПС: Теория и история искусства. Конспект лекций. / Ю.Б. Пушнова. - М.: Приор, 2016. - 128 c.
25. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник / Н.М. Сокольникова. - М.: Academia, 2016. - 232 c.
26. Таруашвили, Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь / Л.И. Таруашвили. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 336 c.
27. Трофимова, Т.И. История искусств (для бакалавров) / Т.И. Трофимова. - М.: КноРус, 2016. - 680 c.
28. Фролов, Э. Д. Актуальные проблемы античной цивилизации / Э. Д. Фролов // Методология и методика изучения античного мира: доклады конференции. – М. : Росс. ассоциация антиковедов, 2015. – С. 223 – 229.
29. Ходж, А. История искусства. Живопись от Джотто до наших дней / А. Ходж. - М.: Кучково Поле, 2018. - 208 c.
30. Шестаков, В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов / В.П. Шестаков. - М.: ЛКИ, 2018. - 304 c.