Фрагмент для ознакомления
2
Интерес – это то, на чем строится обучение. Нашей стране нужны люди,
которые высокообразованные, способные творчески развивать других, исходя из этого, появляется фундаментальное образование. Без творческих способностей не получить данное образование, которое как раз невозможно без формирования познавательного интереса. Интерес не проявляется сразу после появления на свет ребенка, он появляется в процессе жизнедеятельности, и проявляется в различных сферах. Познавательный интерес является ключевым компонентом в развитие младшего школьника, если познавательный интерес будет на низком уровне, то и познавательная активность, а также познавательная деятельность не будут проявляться у ребенка. Исходя из этого, у детей начальных классов при изучении
какого-либо предмета познавательный интерес встречается редко. Обычно он
может проявляться в различных ситуациях, ведь он сочетается с ранним
развитием специальных способностей, которые заложены в детях. У большинства детей младшего школьного возраста наблюдается не сильно высокий процент познавательного интереса. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы, тем самым раскрывая познавательный интерес. Если у ребенка проявляется познавательный интерес в высоком уровне его учебной деятельности, то таких детей считают одаренными.
У таких детей машинально на уроках проявляется всплеск познавательного интереса, заметно повышается интеллектуальная активность. Любопытство, любознательность с включением механизмов внимания, все это проявляется в развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста. Но внимание — это только механизм проявления познавательного интереса. Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих механизмов. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами. К развитию познавательного интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [15, с. 85].
Формирование познавательных интересов у детей младшего школьного возраста начинается еще до обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у детей младшего школьного возраста интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Ребенку в младшем школьном возрасте присуще любознательность, различные эксперименты, наблюдательность, он стремится задавать вопросы и изучать неизведанные миры. Заинтересовав ребенка, какой либо вещью или процессом, мы моментально можем это видеть, ведь ребенок очень эмоциональная личность и когда его интерес проявляется, то активизируются все его действия. В процессе общения младший школьник обогащает свой познавательный интерес, чем больше ребенок общается со сверстниками и другими людьми, тем больше через общение проявляется его познавательный интерес. По разговору с ребенком можно так же понять заинтересован он или нет,
рассказывая что-то на эмоциях, жестикулируя руками – все это говорит о том, что ребенка что-то поразило. Нежели тогда, когда ребенок ничего не хочет
рассказывать или рассказывает, но совсем без каких-либо эмоций. Как ни странно, но эмоции это одно из составляющих познавательного интереса, ведь когда ребенка что-то заинтересовало, то эмоции это первый признак интереса. Когда ребенок увлеченно участвует в обсуждениях, приобретает широкую информацию от других детей, его деятельность протекает интенсивно, все способствует эффективности учения, воспитанию и укреплению коллективных стремлений, все это раскрывает познавательный интерес у детей младшего школьного возраста. В психолого-педагогической литературе интересы детей младшего школьного возраста характеризуются как интересы сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно раскрывается в содержании знаний.
Интерес представляет собой значимое, сложное для личности
образование. Когда ребенок ничем не интересуется, то это в значительной мере тягостно для него складывается, общение со сверстниками становится более сложным, ребенка просто нечем заинтересовать. Понятие «интерес» имеет большое количество различных примеров.
С.Л. Рубинштейна говорил: «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [22, с. 14].
Н.Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [15, с. 28].
Э.А. Бараз говорит про познавательный интерес, как о «своеобразном сплаве эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом» [5, с. 47].
В английском словаре психологических терминов, понятие «интерес» объясняется как «тенденция заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий». Также интерес — «…это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [21, с. 27]. Один из российских психологов провел анализ познавательного интереса детей младшего школьного возраста, который свидетельствует о том, что включенный в их развитие познавательный интерес - очень сложный процесс, и его участие в жизни ребенка оказывает значительное влияние.
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес – это
«естественный двигатель детского поведения», он является «верным
выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность
ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему
оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной
системы на точно учтенных детских интересах…» [6, с. 47].
Также Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив,
описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как
интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к
учению». Автор считает, что интерес – это отражение сложных процессов,
происходящих в мотивационной сфере деятельности [13, с. 65].
К развитию интереса можно также отнести и случаи перехода познавательного интереса в учебный интерес, которые немного отличаются. И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Когда ребенок изучает и осваивает окружающую его действительность, перед ним открывается целый мир, который нужно изучить, тем самым он проявляет свой познавательный интерес.
Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это
особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными
эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его
объектам, явлениям и процессам [26, с. 98]. Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
– интеллектуальные – логические действия и операции (анализ, синтез,
обобщение, сравнение), доказательства.
– эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью.
– регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений.
– творческие – воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов [26, с. 100].
За основу развития познавательного интереса Г.И. Щукина включила в
занятия три аспекта концепции развития познавательного интереса:
– вовлечение к целям и задачам урока учащихся.
– к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала возбуждение интереса.
– включение обучающихся в интересную для них форму работу [27, с. 105].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что интерес – это явление с большим значением, проблема которого остается актуальной и востребованной в учебной деятельности младшего школьника. Поэтому нами за основу было взято определение Г.И. Щукиной, которое более соответствует, по нашему мнению, задачам нашего исследования.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы изучения патогенеза ведущего к проблемам развития моторной, двигательной и интеллектуальной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в научных теориях психологии, дефектологии и педагогике. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Впервые характеристика и обобщение клинических данных о детях с ограниченными возможностями здоровья были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие психические или физические отклонения, которые приводят к нарушениям общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев – М.: ЭКСМО, 2015. – 197 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев – М.: ЭКСМО, 2015. – 429 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого развития: инновационный курс.
Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. - 570 с.
4. Анисимова Н.С., Сидоркина И.Г. Психолого-педагогические аспекты
использования Интернет- технологий в образовании // Информатика и
образование. 2002. – № 9. – С.45-49.
5. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших
школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия
участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2018. – 19
с.
6. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва: Лань, 2013. – 256 с.
7. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изобразительной
деятельностью (аппликацией) // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 22-27.
8. Донских С.А. Аппликация глазами детей / С.А. Донских. – М : Перспектива. - 2019. – 209 с.
9. Домишкевич С.А Практика применения функционально - уровневого
подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи
«Функционально уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонение в развитие)// Дефектология 2015 №4, стр. 41.
10. Егорова, Т. В. Исследование методики «Простые аналогии при
диагностике задержки психического развития.» / Т. В. Егорова.
// Психологическая диагностика: ее проблемы и методы. – 2015. № 7. С. 11
11. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей
дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических
средств художественной аппликации: Автореф… дисс… канд. психол. наук
Т.В. Жаровой [19.00.07]. - М.: Институт развития дошкольного образования
РАО, 2016. - 27 с.
12. Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ / С. И. Кононова. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 112 с.
13. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва : ЭКСМО, 2017. – 217 с.
14. Мартыненко С. М. Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ / С. М. Мартыненко. – Москва: ПРОФИ, 2017. – 148 с.
15.Морозова Н. Г. Формирование познавательных процессов у детей с ОВЗ / Н. Г. Морозова. – Москва: Айрис-Пресс, 2017. – 247 с.
16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.
М.: Знание, 2009. — 246 с.
17. Опытно-экспериментальное исследование игровых технологий как средства формирования познавательного интереса у младших школьников. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://multiurok.ru (дата обращения 28.11.2020)
18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное
пособие. – М.: Просвещение. 2008. – 456 с.
19. Развитие познавательного интереса у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 28.11.2020).
20. Развитие и коррекция познавательного интереса у младших школьников с ОВЗ. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://moluch.ru (дата обращения 28.11.2020).
21. Рамонова,К. М. О психологических особенностях любознательности
детей младшего школьного возраста / К. М. Рамонова // Вопросы психологии. – 2020. – № 10, С. 4 - 8.
22. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн.
СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 448 с.
23. Стрекалова, Т. А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Т. А. Стрекалова // Дефектология. – 2013. - № 4. – С. 51-57.
24. Психологические особенности детей и подростков с проблемами
в развитии. Изучение и психокоррекция. / под ред. У. В. Ульенковой. –
СПб.: 2007 - 248 с.
25. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.:
Юрист, 2007. – 512 с.
26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / .И.
Щукина. М.: Просвещение, 2016. — 382 с.
27. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – 3 - е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2017. – 351 с.
28. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся. – М.: Академия, 2017. – 320 с.
29. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012;(4):122-124.