Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для всех субъектов хозяйствования процесс формирования прибыли является очень важным, поскольку от эффективности использования выручки зависит уровень дохода, получаемого собственником компании от каждого рода деятельности.
Прибыль формируется с момента реализации товара или оказания услуги, выполнения работы. Вырученные за реализацию основной продукции деньги составляют выручку. После вычитания из выручки понесенных затрат, в остатке выходит прибыль.
Рентабельность является показателем, выражающимся в относительных величинах и показывающим размер доходности бизнеса, представленную в процентах.
Собственно, рентабельность фирмы делает возможным существование бизнеса и свидетельствует об эффективности предпринимательской деятельности.
Значимость формирования и результативного управления прибылью компании и удерживания рентабельности деятельности в нестабильные времена и поясняет актуальность избранной темы.
Предметом анализа выступают финансовые механизмы формирования и использования прибыли хозяйствующего субъекта в современных условиях экономического развития.
Цель исследования – на основе анализа финансовых механизмов формирования и использования прибыли предприятия разарботать предложения по совершенствованию мероприятий при планировании прибыли и рентабельности предприятия.
Задачи исследования:
- уяснить сущность прибыли и рентабельности как финансовых результата деятельности предприятия;
- рассмотреть факторы, влияющие на динамику и уровень прибыли;
- охарактеризовать функции прибыли и источники её формирования;
- изучить методику анализа планирования и расчетов как прибыли, так и рентабельности предприятия;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию мероприятий при планировании прибыли и рентабельности предприятия.
Методологической основой послужили такие методы, как сравнение, анализ и синтез, табличный, индукция, дедукция, прогнозирование, графический методы и другие.
1 Теоретические основы понятий прибыли и рентабельности
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия
Бухгалтерская и экономическая прибыль — эти показатели позволяют оценить эффективность деятельности предприятия, управления им и перспективы вложения в него денег.
Экономическая прибыль рассматривается одновременно как виртуальный и как практический показатель, позволяющий установить действительное состояние дел предприятия. Данное значение формируется путем вычета из доходов предприятия всех видов затрат, в том числе альтернативных издержек, не учитываемых в составе показателя прибыли, который получается по бухучету.
Для показателя экономической прибыли характерно два промежуточных значения, которые рассчитываются по отношению к нормальной прибыли:
1. Положительное значение (выше показателя нормальной прибыли)
Установление положительного значения позволяет делать вывод о различной степени успешности деятельности предприятия и возможности инвестирования в него средств.
2. Отрицательное значение (ниже показателя нормальной прибыли)
Отрицательное значение показывает, что произведенные на момент анализа вложения в данный бизнес не окупаются и не дают того эффекта, который можно ожидать, разместив те же средства, но иным образом. То есть если инвестор видит значение экономической прибыли ниже бухгалтерской и нормальной, он, по законам рынка, должен либо забрать свои деньги из бизнеса (если они уже вложены), либо найти иной объект для инвестиций (если вложения еще только рассматриваются).
Бухгалтерская прибыль оперирует иным значением издержек и представляет собой разницу между валовым доходом субъекта предпринимательской деятельности и его явными издержками. В состав таких явных издержек входят конкретные денежные расходы, а также иные аналогичные расходные операции, отражаемые в бухучете (поэтому показатель и называется бухгалтерской прибылью).
Таким образом, разница между бухгалтерской и экономической прибылью заключается в величине неявных издержек. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину таких издержек.
Осталось уяснить, что же такое неявные или альтернативные издержки. Альтернативные затраты — это некие виртуальные значения непроизведенных расходов и неполученных доходов, которые возникали в процессе принятия управленческих решений, но от которых отказались в пользу тех, что фактически осуществляются. Это некая величина упущенной потенциальной выгоды, которая могла бы повлиять на прирост вложенного в предприятие капитала собственников.
На практике показатели бухгалтерской и экономической прибыли всегда отличаются и могут совпадать только теоретически. У каждого предприятия в процессе принятия решений по текущей деятельности неизбежно появляются неявные издержки, которые повлекут общее снижение значения экономической прибыли.
Одним из основных показателей, который применяют при оценке инвестиционной привлекательности предприятия, является нормальная прибыль. Нормальная прибыль — это такой размер дохода собственников (инвесторов) предприятия от текущей деятельности, при котором они не примут решение изъять свой вложенный капитал из данного предприятия и направить его на другие цели.
Нормальная прибыль — показатель, который может дополнить анализ с точки зрения экономической и бухгалтерской прибыли.
На величину и динамику прибыли предприятия влияют различные факторы. Большинство авторов выделяет две группы факторов по отношению к предприятию: внешние и внутренние. Факторы внешней среды инициируются внешней средой функционирования предприятия, внутренние факторы создаются внутренней средой и возникают как следствие работы предприятия в целом или его персонала. При этом авторы акцентируют внимание на различных видах внешних и внутренних факторов.
Так, например, С. А. Тимофеева и П. Ю. Кибальчич к внешним факторам, влияющим на величину прибыли предприятия, относят: состояние рынка; цены и тарифы на топливо, энергию; нормы амортизации; систему налогообложения; нарушение дисциплины со стороны партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия; объем и качество природных ресурсов.
К внутренним факторам авторы относят: объем и качество проданной продукции; политику ценообразования предприятия; уровень себестоимости продукции; качество менеджмента; уровень образования и квалификации кадров; технический уровень производственных фондов; творческую инициативу; материальное положение и экономическую заинтересованность персонала [6, с.63].
С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи и Ю. С. Веремеева к внешним факторам относят социально-экономические условия, конъюнктуру рынка, уровень цен на производственные ресурсы, транспортные условия, уровень развития внешнеэкономических связей, природные условия.
Внутренние факторы авторы подразделяют на основные (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции, цена и конкурентоспособность продукции, величина амортизационных отчислений) и неосновные (ценовые нарушения, нарушение условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям) [4,с.58].
О. В. Демчук, С. Г. Арефьева в числе внешних факторов выделяют факторы рыночной конъюнктуры (уровень конкурентоспособности продукции, изменение цен, уровень инфляции) и административно-правовые (политика государства в области налогообложения, субсидии государства), в числе внутренних — материально-технические (уровень экстенсивного и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. От 31.07.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Постановления и распоряжения Правительства России
2. Положение по бухгалтерскому учету № 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (в редакции от 06.04.2015 № 57н)
3. Положение по бухгалтерскому учету № 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (в редакции от 06.04.2015 № 57н)
Учебная и специальная литература
4. Авдеенко, И.А., Каёв, Ю.А. Факторы повышения прибыли и рентабельности / И.А. Авдеенко, Ю.А. Каев // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 5-1 (84). – С. 112-114.
5. Бабук, И. М. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. – Москва : НИЦ ИНФРА-М; Минск : Нов. знание, 2013. – 439 с.
6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова — М. ЮНИТИ, 2018. – 391 с.
7. Бородай В.А. Экономика предприятия (организации) Электронный ресурс:Учебное пособие /В.А.Бородай, Е.В.Галенко, Л.В.Дегтева ,А.Н. Дугин, Ж.С.Лемешева. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. – 501 с.
8. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии : учебник / М.И. Бухалков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019, — 421 с.
9. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник/В.Д. Грибов, В.П.Грузинов, В.А.Кузьменко.- 11-е изд.,перераб. – М.: КноРус, 2018. – 408 с.
10. Девяткин О.В. Экономика предприятия (организации.фирмы): Учебник/О.В.Девяткин, А.В.Быстров, Н.Б.Акуленко.; под ред. Быстров А.В., Девяткин О.В.-5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2018. – 777 с.
11. Кушнир А.А. Хачатурян А.А. Экономика : учебник для высших военно-учебных заведений. авт. кол.; под редакцией А.А. Кушнира, А.А. Хачатуряна.-М.: Военный университет. 2019. – 324 с.
12. Самойлович В.Г. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учебн. заведений/ В.Г. Самойлович, Е.К. Телушкина; под ред. Самойловича В.Г.- 2-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2012. – 224с.
13. Семенов В.М. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 5-е изд. /под ред. акад. В.М. Семенова. – СПб.: Питер, 2016. – 416 с.
14. Хорев В.П. Курс лекций по экономической теории: учебное пособие/ В.П. Хорев, К.С.Хачатурян; Военный университет, Кафедра экономических теорий и военной экономики. – М.: Военный университет, 2014. – 470 с.
15. Широкорад А.Б. Российская авиация в боях за Сирию. Использование боевого опыта в локальных войнах // Вече. 2016. С. 384.
16. Сирийский рубеж / под ред. М.Ю. Шеповаленко. – 2-е изд. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2016. – 204 с.
17. Оружие современной России: сирийский экзамен / под общ. ред. А.Ю. Криворучко. – М.: Оружие и технологии, 2019. – 244 с.
18. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект [Текст] / А. А. Бердников // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 111-113.
Материалы периодических изданий
19. Каменская, Е.А. Прибыль, как основная цель функционирования предприятии / Каменская Е.А. // Современное состояние и перспективы развития торговых предприятий: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (2008 г., г. Саратов). – Саратов, 2018. – С.37-38.
Электронные ресурсы электронных библиотек
20. Скрынченко Б.Л. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс] : [электронная версия] : учебное пособие / Б. Л. Скрынченко, В. Ю. Хахалев, С. С. Хахалева ; Военный университет. - Электрон. текст. дан. (1 файл, .pdf). – М. : Военный университет, 2014. – 420 с.
21. Финансы [Электронный ресурс] : [электронная версия] : учебник. Ч. 2: Корпоративные финансы / [А. А. Хачатурян (рук. авт. кол.), О. А. Антонюк, А. И. Лаптиев и др.] ; под ред. А. А. Хачатуряна ; ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. – Электрон. текст. дан. (1 файл, .pdf). - М. : Военный университет, 2019. – 456 с.