Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Англия в 60-е годы XIX века претерпела изменения классовой структуры общества. Ведущей социально-нравственной силой стала буржуазия, которая во многом определяла весь «климат» общественной и духовной жизни страны. Страну охватил особый дух рыночных отношений и предпринимательства, стремление к материальному благополучию и успеху, что нашло свое отражение в культурной жизни, в частности в литературе.
В оппозицию «серьезной» литературе, рассчитанной на образованного читателя, выступила массовая литература, характеризуемая стремлением к развлекательности, упрощению и сенсационности. Предметом потребления, наряду с одеждой и предметами интерьера, стали дешевые литературно- художественные журналы и книги, издание которых оказалось прибыльным делом. Такая издательская продукция должна была отвечать основному требованию своих потребителей – быть легкой и увлекательной. Развитие массовой литературы привело к возникновению множества жанров.
Актуальность этой работы заключается в том, что до сих пор данные жанры остаются наиболее популярными и привлекают большое число читателей. Помимо этого, массовая литература до сих пор рассматривается (в этом числе и некоторыми исследователями-литературоведами), как вторичная литература, и зачастую ее значение незаслуженно обесценивается.
Объектом исследования стали произведения таких жанров, как детектив, сенсационная литература и приключенческая литература.
Предмет настоящего дипломного исследования – жанровые и стилистические особенности английских авторов XIX века, работающих в данных жанрах. Таким образом, цель работы является - выявление жанровых и стилистических особенностей указанных английских писателей.
Поставленная цель определила необходимость последовательного решения следующих задач:
- рассмотреть такие понятия, как «детектив», «сенсационный роман», «приключенческая литература»;
- проанализировать особенности творчества английских писателей и их биографию, которая определила принципы их литературного творчества;
- дать характеристику жанровым и стилистическим особенностям произведений.
Материалом исследования послужили тексты романов У. Коллинза, А. К. Дойла, Р. Киплинга, Т.М. Рида, Ч. Диккенса и др.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
1. Детективная литература
1.1. Особенности жанра детектива
Детектив - это жанр литературы и кино, в произведениях которого описывается процесс расследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и разгадки тайны. Обычно таким инцидентом является преступление, и детектив описывает ход расследования и установление виновных. В этом случае конфликт, основанный на столкновении справедливости с беззаконием, заканчивается победой справедливости.
Главная особенность детективного рассказа как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и требуют выяснения. Наиболее часто описываемый инцидент - это преступление, хотя есть детективы, которые расследуют события, которые не являются уголовными. Существенной особенностью детективного рассказа является то, что фактические обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, по крайней мере, полностью, до завершения расследования. Вместо этого читатель руководствуется рассуждениями автора в процессе расследования, получая возможность на каждом этапе строить свои собственные версии и оценивать известные факты [2, c.316].
Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Решение загадки не может основываться на информации, которая не была предоставлена читателю при описании расследования. К моменту окончания расследования у читателя должно быть достаточно информации, чтобы принять решение самостоятельно. Скрыть можно лишь несколько несущественных деталей, не влияющих на возможность раскрытия секрета. По завершении расследования необходимо разгадать все загадки, ответить на все вопросы.
Отличительные черты классической детективной истории, которые выделяются исследователями-литературоведами, следующие:
• Обыденность ситуации. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель считает, что он уверенно ориентируется в них). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из того, что описывается, является обычным, а что странным, выходящим за рамки.
• Стереотипное поведение персонажей. Персонажи во многом лишены оригинальности, их психология и модели поведения достаточно прозрачны, предсказуемы, и если у них есть какие-то резко выраженные черты, то они становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе мотивы преступления) персонажей.
• Наличие априорных правил построения сюжетов, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и детектив в принципе не могут оказаться преступниками [8, c.55].
Отмечается еще одно ограничение, за которым почти всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и совпадений, которые не могут быть обнаружены. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может ошибаться или вводить в заблуждение, но может просто сделать немотивированную ошибку (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе исключена последняя возможность - свидетель либо прав, либо лжет, либо его ошибка имеет логическое оправдание.
Также в детективном жанре обычно присутствует определенный набор персонажей. Первый персонаж - детектив, принимающий непосредственное участие в расследовании. Детективом могут выступать самые разные люди: сотрудники правоохранительных органов, частные сыщики, родственники, друзья, знакомые жертв, иногда совершенно случайные люди. Следователь не может быть преступником. Фигура сыщика занимает центральное место в детективе [10, c.58].
Детектив может быть сотрудником правоохранительных органов. Он может быть экспертом очень высокого уровня, а может и обычным офицером полиции. Во втором случае в сложных ситуациях он иногда обращается за советом к консультанту.
Для такого героя, как частный детектив, расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть офицером полиции в отставке. Как правило, они чрезвычайно квалифицированы, активны и энергичны. Чаще всего центральной фигурой становится частный сыщик, и чтобы подчеркнуть его качества, к делу могут привлекаться профессиональные сыщики, которые постоянно ошибаются, поддаются на провокации преступника, сбиваются с пути и подозревают невиновных. Используется оппозиция «герой-одиночка против бюрократической организации и ее чиновников», в которой симпатии автора и читателя на стороне героя.
Детектив-любитель - это то же самое, что и частный сыщик, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид детектива-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся такой деятельностью, но вынужденный провести расследование в связи с острой необходимостью, например, спасти несправедливо обвиняемого близкого человека или отвлечь от себя подозрения. Детектив-любитель приближает расследование к читателю, создавая у него впечатление, что он тоже смог бы разобраться в этом деле. Одна из условностей серии детективов с детективами-любителями (например, мисс Марпл) заключается в том, что в реальной жизни человек, если он не расследует преступления профессионально, вряд ли столкнется с таким количеством преступлений и загадочных происшествий.