Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Анализ отрасли и конкуренции в ней предполагает исследование деятельности компании в условиях внешней среды. Основные экономические характеристики отрасли напрямую влияют на условия работы каждой компании и определяют ограничения, которые необходимо учитывать при выборе стратегии.
Под отраслью понимают группу компаний, чья продукция имеет сходные потребительские свойства и предназначена для одних и тех же потребителей. В рамках анализа отрасли идентифицируются все факторы, которые влияют на степень конкурентного поведения.
Цель исследования – изучить и проанализировать конкуренцию на отраслевом рынке (на примере ООО ПЭК).
Задачи исследования:
1) изучить и рассмотреть анализ отрасли и конкуренции в ней;
2) проанализировать конкурентоспособность в отрасли логистики;
3) рассмотреть пути совершенствования стратегии.
Предмет исследования – анализ отрасли.
Объект – логистика.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста. заключения и списка использованной литературы.
1 Анализ отрасли и конкуренции в ней
1.1 Значение анализа отрасли
Отрасль - группа предприятий, производящих товары и услуги, которые с точки зрения покупателя являются взаимозаменяемыми.
Анализ отрасли имеет определенное значение для выхода фирмы в систему рыночных отношений. Анализ отрасли представляет совокупность методов анализа, позволяющих получить информацию о конъюнктуре отрасли, о ее возможностях и угрозах, что является исходной информацией для стратегии фирмы.[17]
Чтобы не ошибиться при выборе направления долгосрочного развития и стратегии компании, менеджеры должны знать стратегическое положение компании, т.е. знать особенности отрасли, условия конкуренции, ресурсы и возможности компании. Для анализа общей ситуации и конкурентных условий отрасли разработаны методики и приемы, с помощью которых создается оптимальная стратегия и оценивается ее инвестиционная привлекательность. Анализ предполагает исследование деятельности компании в контексте внешней среды. Цель анализа - оценить семь ключевых факторов внешней среды.
Основные экономические характеристики отрасли.
Формы и интенсивность конкуренции.
Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде.
Самые сильные (слабые) конкуренты.
Вероятные последующие действия конкурентов.
Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.
Общая привлекательность отрасли и перспективы достижения прибыльности выше среднеотраслевой. [21]
Основные направления анализа отрасли предусматривают изучение таких факторов, как структура и основные характеристики отрасли, главные экономические и производственные факторы, знание которых важно для определения эффективности и перспектив предприятий отрасли.
1.2 Основные этапы анализа отрасли
Конкурентный анализ отрасли предусматривает решение следующих задач:
- определение главных экономических характеристик отрасли;
- определение движущих сил развития отрасли;
- оценка сил конкуренции;
- оценка конкурентной позиции предприятий в отрасли;
- прогноз вероятных действий ближайших конкурентов;
- определение ключевых факторов успеха (КФУ);
- оценка перспектив развития отрасли. [18]
Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов):
1. Определение профиля отрасли. Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.
В рамках этого этапа анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- размер рынка;
- темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);
- масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);
- количество конкурентов и их сравнительные размеры;
- количество покупателей и их сравнительные размеры;
- наличие в отрасли вертикальной интеграции;
- легкость или сложность входа в отрасль и выхода из нее;
-темпы технического прогресса в отрасли;
- степень дифференциации продукции конкурентов (сильно дифференцирована, слабо дифференцирована или практически идентична);
- наличие фактора экономии на масштабах;
- является ли достигнутый уровень производительности критическим для снижения издержек;
- уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.
2. Движущие силы развития отрасли. Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанализировать следующие факторы:
- общеэкономические тенденции;
- изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;
- появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;
- изменения в технологии, новые возможности производить более высококачественную или более дешевую продукцию;
- маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;
- появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фирмы из отрасли;
- распространение технологических знаний и секретов производства;
- растущий масштаб отраслевого рынка; государственное регулирование отрасли;
- изменения в издержках производства, например, под влиянием изменения цен на сырье;
- демографические изменения;
- изменения социального характера или изменения стиля жизни;
- сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль.
3. Оценка сил конкуренции. При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил: конкуренция среди существующих в отрасли фирм; потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов; предприятия других отраслей, производящие товары-заменители; поставщики; потребители. [18]
4. Оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли. В этой части анализа определяются стратегические группы предприятий, функционирующих в отрасли. Несмотря на то, что все предприятия объединяет факт принадлежности к определенной отрасли, они могут значительно отличаться друг от друга по разным параметрам, например, по размеру, по рынкам, на которые они работают, по совокупности предлагаемых дополнительных услуг и т. д. Стратегическая группа состоит из соперничающих предприятий с близкими конкурентными подходами и позицией на рынке.
5. Анализ ближайших конкурентов: каковы их возможные действия. Изучение конкретных конкурирующих предприятий сводится к анализу сегодняшней политики и потенциальных шагов ближайших конкурентов. Это трудная задача, но верно оцененные действия конкурентов дают предприятию возможность подготовиться к ним и использовать открывающиеся возможности. Намерения ближайших конкурентов могут потребовать подготовки предприятий к защите своих позиций или разработки плана активных наступательных действий в случае, если есть предпосылки к ослаблению позиций ближайших конкурентов. С другой стороны, необходимо прогнозировать действия конкурентов в ответ на активизацию собственной конкурентной стратегии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень): "Бакалавр", "Магистр") / НИУ БелГУ, Ин-т управления. — Белгород: ИД "Белгород", 2014. — 276 с.
2. Аронов А.М., Петров А.Н. Современные проблемы стратегического менеджмента. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 243 с.
3. Быстров В.А. Организация и управление производством и персоналом. Учебное пособие. — Сибирский государственный индустриальный университет. — Новокузнецк, 2014. — 402 с.
4. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. Учебное пособие. — Минск: Выш. шк., 2012. — 319 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 864с.
6. Журавлев В.В. Основы стратегического менеджмента. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во Русско-британского института управления (РБИУ), 2012. — 160 с.
7. Зеленова Е. С. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 159-161.
8. Китайгородский П.Д. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – 87с.
9. Клочкова А.В. Стратегический менеджмент. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Университет ИТМО; ИХиБТ, 2015. — 68 с.
10. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224с.
11. Маркова Т. Неуставные цели // Менеджмент роста. – 2012. – №5. –С.17–19.
12. Петров А.Н. (ред.) и др. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.
13. Позубенкова Э.И. Стратегический менеджмент. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. — 200 с.
14. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2012. – 288с.
15. Стратегии, которые работают: Подход BCG: сб. ст.: пер. с англ./ Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.. – 6-е изд. – М.: Манн и Фербер, 2012. – 496с.
16. Тысячникова Н.А., Юденков Ю.Н. Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология. Научное издание. - М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. - 312 с.
17. Анализ отрасли и конкуренции в ней. - http://adload.ru/page/up_0214_18.htm
18. Конкурентный анализ отрасли. - http://www.webcentr.ru/analizotr/
19. ООО «Староцементный завод». - http://www.scz-cement.ru
20. Уральская цементная компания. - http://www.urcement.ru
21. Этапы анализа ситуации в отрасли. - http://www.kgau.ru/distance/mf_06/strat_managment/02_01.html
22. 1-й этап. Отраслевой анализ – прибыльность сегодня и завтра. Факторы отраслевой прибыльности - http://gaap.ru/articles/1_y_etap_otraslevoy_analiz_pribylnost_segodnya_i_zavtra_faktory_otraslevoy_pribylnosti_id_49685/