Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новые социальные запросы в корне меняют цели образования. Ключевой компетенцией начального образования становится умение учиться. Чтобы «научить детей учиться», необходимо сформировать личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия. В современном мире особенно важно научить ребенка самостоятельности и умению взаимодействовать с другими людьми.
Коммуникативные способности позволяют осуществлять коммуникативную деятельность в учебных и внеучебных ситуациях. Согласно Федеральному государственному стандарту результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно поймать и поддержать. Основы многих психических качеств личности закладываются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно подготовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации. В соответствии с работами Л.С. Выготского, внешняя социальность (социальные взаимодействия, социальная среда) является условием выражения внутренней социальности (так называемой социальной сущности) детей. Термин «интериоризация» применяют к процессу перехода внешнего во внутреннее. Через общение, социальное познание и совместную деятельность внешняя активность детей переходит во внутреннюю психическую, при этом внешние требования переходят во внутренние самоограниченные, а средства, мотивы и цели деятельности производятся и выбираются самостоятельно субъектом, а не задаются кем-то другим. Лишь будучи «обращенными» внутрь сознания человека, интериоризированными, знания, способы поведения, нормы и способы деятельности могут стать экстериоризированными (то есть предъявлены окружающим и включены в совместную деятельность с другими людьми).
По мнению М.В. Матюхиной социальная ситуация развития младших школьников, сложившаяся система отношений детей и взрослых - исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребенка на протяжение этого возрастного периода. Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Любой возраст имеет специфическую, единственную и неповторимую социальную ситуацию развития. Лишь оценив, можно понять, как появляются и развиваются определенные психологические новообразования, являющиеся результатом возрастного развития детей.
1.2. Понятие и сущность коммуникативных способностей у младших школьников
В своих исследования ученые (А. Беляев, М. Вашуленко, Л. Варзацька, Н. Голуб и др.) определяют следующие функции общения: коммуникативную (обмен и передача информации), интерактивную (потребность влияния на других людей) и перцептивную (восприятие физических, психологических и индивидуальных особенностей), которые тесно переплетаются между собой и органично дополняют друг друга. Поэтому формирование коммуникативных способностей младших школьников следует осуществлять комплексно, учитывая перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны общения.
Для нас важным является учебная взаимодействие как эффективный способ развития общения и формирования коммуникативных умений, поскольку ребенок социализируется, общаясь со своими сверстниками в процессе различных видов деятельности, а ее практическое сотрудничество в обучении с различными субъектами является важным условием формирование коммуникативных умений, способствующих психическом развитии ребенка, влияют на общий уровень ее деятельности.[14,28] Хотя важность общения в жизни отдельного младшего школьника растет, однако очевидной ситуация - образовательный процесс практически оставляет в стороне организованное и целенаправленное обучение этому взаимодействию и общению. Учитывая указанное, в центре внимания стоит проблема формирования коммуникативных способностей учащихся.
Коммуникативные способности - это структурный элемент коммуникативной активности, где активность выступает видом деятельности по установлению связей с другим человеком как объектом общения, поэтому овладение коммуникативными умениями переводит процесс общения с стихийного в управляемый. Это способность дифференцированно использовать для различных коммуникативных целей речевые навыки.
М. Пентилюк к коммуникативным способностям относит умение правильно определять тему высказывания и четко придерживаться ее границ; строить высказывания в соответствии с основной мысли и адресата речи, использовать наиболее весомые факты для раскрытия основной мысли; строить высказывания логично и последовательно, то есть устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, а также выбирать тип и стиль речи в зависимости от цели и ситуации общения; использовать разнообразные языковые средства в соответствии с типом, стиля, жанра высказывания и т.д[8]. Поэтому коммуникативные способности - это способность быстро и правильно ориентироваться в условиях общения и планировать свою речь, целенаправленно организовывать общение и управлять им; умение быстро, оперативно и правильно ориентироваться в условиях общения, меняются быстро и точно находить адекватные содержания акта общения коммуникативные средства, которые одновременно соответствуют ситуации общения, а также индивидуальным особенностям собеседника.
Некоторые ученые рассматривают коммуникативные способности как феномен коммуникативной культуры ребенка, реализуется в ситуации общения, как группу умений, характеризующих личностные качества ребенка, необходимые для организации и реализации процесса общения и взаимодействия ребенка как коллективного субъекта учебной деятельности.
1.3. Методы формирования коммуникативных способностей младшего школьного возраста
Заслуживает внимания разделение методов по компетентностно-целевому принципу, предложенный В. Кучерук (когнитивные, практические, герменевтическая, креативные, коммуникативные). Классификация представлена в виде пяти групп по трем уровням:
-формирование языковой компетентности;
-формирование речевой компетентности на базе текстового подхода;
-формирование коммуникативной компетентности на основе ситуативного подхода[7,41]
А. Кучерук определены следующие группы методов:
- методы, направленные на овладение языковыми знаниями;
-методы, направленные на формирование учебно-языковых и орфографических умений, навыков;
-методы, направленные на формирование языковых знаний и развитие рецептивной речевой деятельности;
-методы, направленные на формирование языковых знаний и развитие продуктивного речи;
-методы формирования коммуникативной компетентности.
Общепринятым в современной дидактике является определение методов как способов упорядоченной взаимной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение учебно-воспитательных задач.
Первым в истории начального школьного языкового образования методом, направленным на овладение речью, был метод заучивание готовых образцов, который используется и сегодня.
Вторым является метод использования древней риторики. В XIX в. постепенно вводились речевые темы, заимствованные из курса риторики. Они были связанными с детскими рассказами, сочинениями, изложениями, беседами на основе следующих аспектов: тема текста, раскрытие темы, типы текстов (повествование, описание, рассуждение), виды описаний, создание произведений на основе собственных наблюдений и опыта и др. Методистами того времени были разработаны системы: логико-стилистических упражнений (К. Ушинский), рассказов и произведений (Н. Бунаков), анализа литературных образцов (В. Водовозов), сочинений по картинам (Д. Тихомиров) и др.
К специфическим методам формирования коммуникативных способностей учащихся на уроках литературного чтения относятся:
-методы формирования речевой текстовой компетентности, направлены на постепенное формирование речевых знаний и развитие видов речевой деятельности (метод направленного чтения и обдумывания, метод смыслового видения текста, метод беседы по содержанию воспринятого текста, метод проектов, составление историй с помощью сюжетных рисунков, эссе, игра и др.);
-методы формирования речевой коммуникативной компетентности (диалог, ролевая игра, кейс-метод и др.).
В результате многовекового опыта во второй половине ХХ в. четко обозначились три группы методов развития речи:
-имитативные,
-коммуникативные,
-метод конструирования текста[11].
Имитативные методы (методы подражания) основываются на том, что речь передается из поколения в поколение и усваивается ребенком путем подражания. В школе образцами для подражания становятся литературные произведения. Разные по содержанию, жанрам, стилям, они дают возможность активизировать все пласты лексики, все типы синтаксических конструкций. Текст-образец выполняет роль основной составляющей в общем широком потоке речевого воздействия на детей - влияния речевой среды на формирование речевого чутья.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Содержание экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей на уроках литературы
Психолого-педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Эксперимент проходил на базе Быструшинская СОШ, ФМАОУ Абатская СОШ №1. В экспериментальную группу вошли дети младшего школьного возраста, учащиеся 2 «а» класса в количестве 20 человек, 11 мальчиков и 9 девочек.
Для выявления уровня развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста нами была использована диагностическая методика Н.В.Кущ. Данная методика направлена на выявление умения детей младшего школьного возраста поддерживать беседу, отвечать на вопросы учителя, используя разные части речи, простые предложения, предложения с однородными членами. Позволяет выявить умение младших школьников составлять рассказы описательного, творческого характера, рассказы из личного опыта. Благодаря данной методике можно выяснить, насколько младшие школьники умеют связно, последовательно пересказывать произведение, как осознают структуру связного высказывания.
Диагностика позволяет выявить уровень коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, что дает возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении программы каждым ребенком и, соответственно, целенаправленно и продуктивно организовать коррекционно-развивающую работу.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Выявить критерии развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста;
2. Подобрать диагностические методики и оборудование;
3. Провести диагностику развития коммуникативных способностей экспериментальной группы;
4. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.
Опираясь на исследования А.Г. Арушановой, Н.В. Кущ, О.С. Ушаковой нами были выявлены критерии развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста:
- активность в речевом общении;
- связность и целостность изложения;
-гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи;
- грамматическая правильность построения предложений;
- разнообразие лексических средств.
На основе данных критериев были выделены уровни развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста:
2.2.Анализ результатов эксперимента по развитию коммуникативных способностей младших школьников
Диагностика уровня развития коммуникативных способностей учащихся на констатирующем этапе эксперимента проведена по методике Н.В.Кущ.
Анализ уровня развития коммуникативных способностей у учащихся на констатирующем этапе эксперимента представлен в таблице 1.
Таблица 1
Уровни развития коммуникативных способностей на констатирующем этапе эксперимента (в %)
Уровень развития
коммуникативных способностей
Количество учащихся Процентное
соотношение к общему количеству детей
Высокий
уровень 3 15%
Средний
уровень 11 55%
Низкий
уровень 6 30%
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал в классе преобладают дети со средним уровнем развития коммуникативных способностей: 55% учащихся. Высокий уровень развития коммуникативных способностей выявлен у 15% учащихся. Низкий уровень развития коммуникативных способностей обнаружен у 30% учащихся.
Анализ выполненных заданий выявил, что большинство учащихся испытывают трудности при выполнении заданий на составление рассказа и пересказ. Отмечались некоторые затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для учащихся с заминками. Исследования показали, что дети не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых ошибок, нарушающих связность повествования.
Проведенное диагностическое обследование позволило установить, в каких видах исследуемой речи у каждого учащегося отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе обучения.
Таким образом, перед нами встала задача разработать технологическую карту урока, направленную на повышение уровня развития коммуникативных способностей на формирующем этапе эксперимента.
Проверка эффективности проведенной работы на формирующем этапе психолого-педагогического эксперимента представлена на контрольном этапе эксперимента.
Цель контрольного этапа эксперимента: проверка эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента по развитию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
- Определить уровень развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного на контрольном этапе эксперимента.
- Выявить эффективность использования разработанной технологической карты урока как средства развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
На заключительном этапе психолого-педагогического эксперимента проводилось повторное контрольное исследование уровня развития коммуникативных способностей. Была использована та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативные способности учащихся обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для развития коммуникативных способностей младших школьников существует большой выбор разнообразных методов и приемов. При правильном построении работы на уроке, учитель имеет возможность сделать работу более интересной, разнообразной и эффективной. Не навязчиво предложить обучающимся работу, в результате которой будут формироваться коммуникативные способности. Из всего многообразия современный учитель должен уметь выбрать те методы и приемы, которые более подходят для его класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Чтобы и сильные, и слабые обучающиеся чувствовали себя спокойно.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2019. -201 c.
2. Архипова, Е.В. Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе. / - М.: Начальная школа. - 2017. - №9. - С.41-49.
3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. / -М.: Начальная школа.- 2003. - №4. -С.47-51.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика. / Реан А.А, Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – С-Пб.: - Питер, 2018. - 315с.
5. Бронникова, Ю.О. Формирование устной речи младших школьников. / - М.: Начальная школа. – 2017. - №6. -С.12-19.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 2016. -124с.
7. Кучерук О. А. Система методов обучения литературному чтению в основной школе: теория и практика: монография. Житомир: Изд-во ЖДУ им. И. Франко, 2019.
8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
9. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе. / Под ред. Н.И. Кудряшова -М.: Просвещение,1983. – 59c.
10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М: Издательский центр «Академия», 2014. –451 с.
11. Прищепова И.В. Коммуникативное младших / И.В. Прищепова. – СПб.: Питер, 2018. – 98с.
12. Пудовкина Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку. / Нестерова Л. П - М.: Молодой ученый, 2016. - 809-813с.
13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / - М.: Просвещение, 2018. – 64с.
14. Ушакова О.С. Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста. Пособие для педагогов. / - M.: Владос, 2020г. – 101с.
15. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. / - Спб.: Современник, 2016. -164с.
16. Юртаев, С. В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку. / С. В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ, 2009. - 206 с.