Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Потребность человека в здоровье является потребностью биологически обусловленной, но такой, что постепенно осознается в социальной среде и удовлетворяется в ней через разные формы физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитацияи адаптивная физическая культура).
Основной социальной функцией физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической реабилитации и адаптивной физической культуры является обеспечение физического здоровья человека, а поскольку эти формы физической культуры привлекают к активным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми значительное количество людей разного возраста – то и общества в целом. В этом сущность проявления основной социальной функции современной физической культуры, то есть такой функции, которая присуща всем ее формам и определяет ее целостность. Она предстает как отражение фундаментального принципа, который констатирует, что вся социальная система физической культуры имеет оздоровительную направленность.
Вместе со своей ролью в физическом совершенствовании человека, физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Цель работы: охарактеризовать здоровый образ жизни как элемент физической культуры.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть физическую культуру как органическую составляющую общей культуры общества.
3. Охарактеризовать формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.
Объект исследования – здоровый образ жизни.
Предмет исследования – физическая культура как компонент здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: анализ и синтез научной, учебно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из вступления, двух глав, выводов, списка литературы (16 наименований). Общий объем работы составляет 13 страниц.
ГЛАВА 1. Физическая культура как общественное явление
1.1 Физическая культура как органическая составляющая общей культуры общества
Надо отметить, что исторически физическая культура сложилась, прежде всего, под влиянием практической потребности общества в полноценной подготовке подрастающего поколения к труду – этого первого и основного условия человеческого существования. Причем, как свидетельствуют научные исследования, формы движений и действий, вошедших в состав физической культуры, в основном воспроизводили элементы первых форм трудовой деятельности, а это была, прежде всего, охота. Во-вторых, следует отметить, что история человеческого общества, к большому сожалению, – это история постоянных войн, которых, как свидетельствуют ученые, за весь период существования человечества на земле произошло более 1500 тысячи. Практически они никогда не прекращались и сегодня продолжаются в разных уголках земли, забирая человеческие жизни.
Итак, вторым важным фактором, обусловившим возникновение и развитие физической культуры, была необходимость подготовки воина, которая включала в себя: бег, прыжки, плавание, метание, стрельбу из лука, фехтование, борьбу и тому подобное. Отсюда, первыми и самыми древними средствами физической культуры были, конечно, естественные движения человека: ходьба, бег, прыжки, плавание, метания и т. п., которые были связаны с его деятельностью, возникали из потребности труда и защиты от всяческих захватчиков.
Что же касается форм организации физического воспитания, то самой первой из них была игра, игровые действия – движения, в которых в условной форме отображалась двигательная деятельность людей. Однако древнейшие, первобытные, так сказать, игры не были простой копией трудовых движений. Труд в играх выступал не в механическом отражении ее элементов, а в творческих обобщениях.
И все-таки, какими бы примитивными, не были игры, физические упражнения в первобытном обществе, все же они имели огромное воспитательное и оздоровительное значение в формировании и развитии человека, его воспитании; способствовали развитию мышления, сообразительности, укреплению воли, воспитанию привычки к организованным действиям и тому подобное. В процессе дальнейшего развития физической культуры она все больше включала в себя специфические формы движений и действий, в том числе такие, которые практически не встречаются в повседневной жизни и деятельности человека, то есть искусственно созданные, но которые имеют огромное значение для расширения двигательных возможностей человека, воспитание его физических качеств и способностей. Следовательно, в прикладном значении физическая культура была, есть и будет, прежде всего, основным средством подготовки человека к труду, жизни, защите Родины [7].
В процессе развития общей культуры общества ее важнейшими составляющими стали и такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры и принадлежит физическая культура, которая непосредственно влияет не на предметы внешней среды, а на жизненно важные качества, возможности и способности человека, полученные им в виде задатков от природы, которые передаются по наследству и развиваются в течение жизни поколений под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания. А так как основу и содержание культурно-исторического процесса составляет человек, развитие его физических и интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических качеств, то физическая культура является органической частью общей культуры общества: она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой, вместе с зарождением и развитием человеческого общества. Вот почему в истории человеческого общества не было эпох, времен, периодов или государств, которые бы не имели хотя бы в элементарной форме физической культуры, физического воспитания. Хотя, конечно, уровень и состояние их развития на том или ином этапе в том или ином государстве зависели от ряда обстоятельств и прежде всего от географического размещения, условий жизни, труда, быта, уровня развития производственных сил, культуры, социально-экономических факторов и тому подобное [3].
В личностном аспекте, как известно, физическая культура является той частью общей культуры человека, которая характеризует степень развития его физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивая своими специфическими средствами развитие потенциальных физических возможностей организма человека.
Таким образом, физическая культура тесно связана с формированием целостного человека во всей совокупности его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данный феномен раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании, как отдельной личности, так и общества в целом.
1.2 Основные понятия физической культуры
Как уже отмечалось, физическая культура возникла на заре человечества, вместе с зарождением и развитием человеческого общества, однако сам термин «физическая культура» появился только в XIX веке и означал тогда соответствующую систему физических упражнений для воспитания и развития красоты тела. В наше время физическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей культуры общества, совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий целенаправленного физического совершенствования.
В то же время, с формированием и развитием в обществе целостной системы образования и воспитания, физическая культура органично вошла в них как основной фактор формирования двигательных навыков, необходимых как для реализации, так и для расширения двигательных способностей человека, воспитания физических качеств и способностей, а также как наиболее эффективное средство нравственного и эстетического воспитания.
Физическая культура является предметом, и она реализуется в процессе физического воспитания. Понятие «физическое воспитание», как свидетельствует сам термин, включено в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Но особенность физического воспитания заключается в том, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и воспитания, так называемых физических качеств человека, совокупность которых во многом определяет ее производительность [10].
Таким образом, физическое воспитание направлено на решение двух основных специфических компонентов: тренировочные движения (двигательные действия) и воспитание, управление развитием физических качеств. Что касается первого компонента, то его основным содержанием, задачей является физическое воспитание, то есть усвоение различных движений и двигательных действий, а также рациональных (целесообразных) способов управления своими движениями при одновременном приобретении и расширении необходимых в жизни основ двигательных навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет важное значение для приобретения, расширения и рационального использования возможностей человека в жизни.
Не менее важна и вторая составляющая физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных особенностей организма, относящихся к физическим качествам человека. Суть этой составляющей заключается в стимулировании, регулировании развитием физических качеств посредством нормированных физических нагрузок, связанных с двигательными физическими упражнениями, а также способом оптимизации индивидуального режима жизни, рационального использования природных условий окружающей среды.
Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. Таким образом, физическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов с целью его физического совершенствования. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития.
Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека. Физическим развитием человека называют процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни, и характеризуется как внешними количественными показателями, так и внутренними качественными. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, которые характеризуют в основном конституцию организма и поддаются относительно простому измерению. Качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенными изменениями функциональных возможностей организма, что выражается в изменениях отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности [5].
Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что физическое развитие происходит и само по себе, вследствие естественного роста, однако физическое воспитание направляет этот процесс, ускоряет и совершенствует его. В результате человек, который правильно занимаются физическими упражнениями, достигает более высокого уровня физического развития, чем тот, что не занимается.