Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нестабильное экономическое положение, в котором сегодня находится большинство предприятий, особенно остро поставило проблему совершенствования управления коммуникациями предприятия, поскольку эффективные коммуникации на практике являются необходимым условием достижения целей, стоящих перед предприятием. Часто вследствие несовершенной системы коммуникаций существенно снижается эффективность управления и деятельности предприятия. Сейчас этот вопрос является очень актуальным, поскольку влияет на перспективы выхода предприятия из кризиса.
В то же время, коммуникации представляют собой один из дискуссионных вопросов в сфере менеджмента, относительно которого ясности в понимании пока не достигнуто. В научной литературе проблемы коммуникации в основном исследовались в контексте теории, истории, психологии и социологии. Использование коммуникаций как инструмента влияния на внутреннюю и внешнюю среды предприятия является одним из средств совершенствования механизмов управления предприятием, обеспечивающих его эффективное функционирование в условиях рыночной экономики. Однако восприятие коммуникационной политики как вспомогательной деятельности, отождествление ее только с продвижением продукции, обособленное применение коммуникационных инструментов и т. д. приводят к снижению восприятия маркетинговых коммуникаций, усложнение их интеграции в систему управления предприятием и, как следствие, его неэффективной деятельности. При этом качество обмена информацией внутри предприятия может прямо повлиять на формулировку целей организации и степень их реализации.
Соответственно без наличия единого подхода к управлению комплексом коммуникаций предприятия невозможно его эффективное функционирование в современных условиях рынка, характеризующихся высоким уровнем конкуренции, быстрыми темпами развития и быстрыми изменениями (иногда кардинальными) его структуры и факторов влияния.
В сфере менеджмента освещению теоретических и методических основ коммуникации посвящены труды В. М. Бебика, В. Г. Жигалова, А. Б. Зверинцевой, Т. М. Орловой. Существенный вклад в направлении систематизации положений коммуникационного менеджмента на предприятиях осуществлено Н. А. Шпаком, однако, практические аспекты управления коммуникациями предприятия, в частности те, которые касаются проведения ее диагностики, остаются недостаточно развитыми. Кроме того, необходимо обновление методических подходов и инструментария управления коммуникациями учитывая стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования – процессы коммуникации.
Предмет исследования – коммуникация в управленческой деятельности.
Цель исследования – охарактеризовать коммуникационные процессы в управлении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ подходов к управлению коммуникациями на предприятии.
1. Анализ подходов к управлению коммуникациями на предприятии
Процесс становления и развитие современной отечественной деловой культуры, культуры корпоративных связей, связей с общественностью, коммуникаций в сфере бизнеса требует качественно новых подходов в системе управления. Современная модель управления персоналом невозможна без налаженного процесса эффективных коммуникаций. Вся концепция качественного управления построена на принципе, что все участники процесса имеют одинаковый доступ к необходимой информации, продуктивно общаются между собой, создавая оптимальные условия для успешного принятия решений, разрешения конфликтов, работы команды.
Коммуникации в организации – неотъемлемая часть деятельности руководителя и подчиненного. Некоторые исследователи считают, что эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации. Небрежно организованные коммуникативные связи увеличивают затраты времени на решение любого вопроса, затрудняют достижение результата, порождают возникновения конфликтов и недоразумений. К тому же налаженные внутренние коммуникации улучшают процесс управления организацией, а следовательно, уменьшают затраты времени на адаптацию сотрудников, смягчают сопротивление изменениям со стороны персонала .
Выделяют следующие виды коммуникаций:
- Формальные. Определяются организационной структурой предприятия. Чем больше количество уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, ведь каждый отдел имеет возможность отфильтровывать и корректировать коммуникационные сообщения;
- Неформальные коммуникации – общение между друзьями, приятелями или канал распространения слухов, сплетен. По данным зарубежных исследователей именно неформальное общение поставляет 66% информации сотрудникам организации, однако 80 % которой – производственная информация;
- Вертикальные коммуникации – восходящие или нисходящие;
- Горизонтальные – канал обмена информацией между отделами для согласования действий;
- Межличностные коммуникации – вербальное общение людей в любом из видов коммуникации .
Организация с налаженными коммуникационными связями демонстрирует быструю реакцию на изменения на рынке труда, качественное обслуживание, высокую мотивацию персонала. Информатизация современного общества, с одной стороны, углубляет и разнообразит коммуникационные процессы внутри организации за счет постоянного совершенствования и развития средств и каналов передачи информации, с другой – актуализирует проблему выработки действенной стратегии коммуникации с учетом разнообразия сегодняшних коммуникативных технологий. Для создания эффективной системы коммуникаций в управлении персоналом организации возникает необходимость анализа производительности наиболее распространенных форм коммуникаций внутри организации.
Современные условия функционирования компаний привели к кардинальному изменению парадигмы ведения бизнеса. Трансформация деятельности предприятий повлияла на все элементы системы менеджмента и обусловила объективную необходимость внедрения управленческих инноваций, которые позволяют оперативно адаптировать предприятия к изменениям внешней среды.
Успешное функционирование организаций бесспорно зависит от связей между отдельными внутренними переменными, прямого и обратного влияния ситуационных факторов внешней среды, реализации функций управления. Это все не возможно без соответствующих информационных потоков. Коммуникации являются важной составляющей эффективного функционирования предприятия. На современных предприятиях коммуникация уже давно перестала быть просто способом передачи информации, а стала одним из важных инструментов управления деловыми отношениями. Информация, коммуникации вместе со средствами обеспечения их эффективного использования, то есть каналами, составляют инфраструктуру управление предприятиями.
Коммуникации в менеджменте относят к процессам управления, поскольку они связывают функции организации, планирования, мотивации и контроля. Формально, коммуникационный процесс определяют как процесс обмена информацией между сотрудниками предприятия и субъектами внешней среды с целью решение определенных проблем . Рассматривая коммуникационный обмен информацией на предприятии, в основном имеют в виду людей, которые непосредственно общаются лично или в группе, а также их телефонные разговоры, переписка и отчетности. И хотя на эти случаи приходится основная часть коммуникаций, при проведении анализа достаточно сложного коммуникативного процесса нельзя ограничиваться только ими. Надо учитывать, что коммуникации предусматривают не только обмен информацией, но и формирование различных форм связей между людьми, основанных различных видах отношениях, которые направлены на достижение целей предприятия. Они представляют собой особую форму воздействия на сотрудников предприятия и субъектов внешней среды.
Эффективность коммуникаций в системе управления определяет качество управленческих решений. Коммуникациями (общением) пронизана вся система управления организацией. Целью коммуникации является понимание, осмысление переданной информации, ведь сам по себе факт
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бебик В. M. Информационно-коммуникационный менеджмент в глобальном обществе: психология, технологии, техника паблик рилейшнз: монография / В. М. Бебик. – М: МАУП, 2005– 440 с.
2. Бугров Д. Метрика эффективности / Д. Бугров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.vestnikmckinsey.ru. – Дата обращения: 15.12.2020.
3. Духонина О. Управление предприятиями в современных условиях / О. Духонина, П. Горянский // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2015. – № 10. – С. 96-99.
4. Поплавская Ж.В. Изменение парадигмы стратегического управления на предприятии в условиях современного развития./ Ж.В. Поплавская, А.С. Полянская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/26244/1/16-109-116.pdf – Дата обращения: 15.12.2020.
5. Прус Л. Р. коммуникационный менеджмент / Л. Р. Прус // Вестник Хмельницкого Национального университета. Экономические науки. – 2009. – № 1. – С. 38-41.
6. Скибицкая Л. И. Менеджмент: учебное пособие / Л. И. Скибицкая, А. Н. Скибицкий. – М.: Центр учебной литературы, 2007. – 416 с.